М. М. Бринчук экологическое право 404 Смотрите также: Учебный сайт
Учебные материалы


М. М. Бринчук экологическое право




404

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30% разведанных и учтенных государственным балан­сом запасов полезных ископаемых.

Закон определяет основания для включения в перечни участ­ков недр, право пользования которыми может быть предоставле­но на условиях раздела продукции. К таким основаниям отно­сятся:

• обусловленная объективными факторами убыточность для недропользователя и государства продолжения разработки явля­ющихся градообразующими месторождений полезных ископае­мых, если разработка таких месторождений может обеспечить су­щественный объем добычи полезных ископаемых, а прекращение разработки повлечь за собой негативные социальные послед­ствия;

• отсутствие финансовых и технических средств для освое­ния новых крупных месторождений полезных ископаемых, за счет освоения которых обеспечивается поддержание необходимо­го для социального развития и экономической безопасности РФ уровня добычи полезных ископаемых в целом по Российской Фе­дерации, а также для строительства объектов производственной инфраструктуры (в том числе объектов транспортировки полез­ных ископаемых) в первую очередь на континентальном шельфе РФ, в удаленных и слабо освоенных районах;

• необходимость привлечения специальных высокозатрат­ных технологий разработки трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений, а также необходимость пред­отвращения потерь топливно-энергетического и минерального сырья в недрах;

• необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопас­ности и охраны недр при разработке расположенных на особо охраняемых природных территориях крупных месторождений полезных ископаемых;

• необходимость обеспечения регионов собственным топлив­но-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест, обеспе­чения благоприятных социально-экономических условий в дота­ционных регионах и районах, занятость населения в которых находится на низком уровне;

• наличие обязательств Российской Федерации о проведении переговоров об условиях соглашений, а также наличие результа-

3. Особенности правового режима недр

405


тов проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях раздела продукции.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются Рос­сийская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользова­ние участок недр, или уполномоченные ими органы и инвесто­ры — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или при­влеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Соглашения заключаются государством с победителем кон­курса или аукциона, проводимых в порядке, установленном зако­нодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствую­щего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов при условии, если:

• интересы обороны и безопасности государства требуют за­ключения соглашения с конкретным инвестором, если соответст­вующее положение предусмотрено федеральным законом, уста­навливающим перечни участков недр;

• объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшим­ся в связи с участием в нем только одного инвестора. В этом слу­чае соглашение может быть заключено с этим инвестором, при­нявшим участие в этом конкурсе или аукционе, на условиях конкурса или аукциона;

• инвестор является пользователем недр для разведки и до­бычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законода­тельством РФ условиях, отличных от условий соглашения;

• по согласованию с Правительством РФ и органом исполни­тельной власти соответствующего субъекта РФ переговоры с ин­вестором по подготовке проектов соглашений были начаты до вступления в силу Закона о соглашениях о разделе продукции.

В указанных случаях соглашения заключаются в сроки, со­гласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня при­нятия Правительством РФ и органом исполнительной власти со­ответствующего субъекта РФ совместного решения.

406

XVIII. Особенности правового режима природных объектов



4. Особенности правового режима вод

Юридическое понятие «воды» отличается от естественно-науч­ных и житейских представлений о воде как о химическом соеди­нении водорода и кислорода. В соответствии с Водным кодексом РФ воды это — природные запасы воды, находящиеся в преде­лах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и во­дохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, пру­дах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориаль­ном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это — юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не от­носится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в тех­нологическом процессе. Отношения, связанные с использовани­ем такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представля­ет самостоятельного естественного блага, а является структур­ным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах расте­ний и животных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объек­ты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный мас­сив подзаконных актов в данной сфере.

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны вод и одновре­менно функциями государственного управления в данной сфере являются:

• планирование рационального использования водных объ­ектов;

• установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

• ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государст­венного учета поверхностных и подземных вод;

• проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хо­зяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

4. Особенности правового режима вод

407

• осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;



• осуществление государственного контроля за использова­нием и охраной водных объектов и соблюдением режима исполь­зования территорий их водоохранных зон;

• подготовка, заключение и реализация бассейновых согла­шений о восстановлении и охране водных объектов.

Согласно Водному кодексу РФ планирование рационального использования водных объектов осуществляется посредством со­ставления водохозяйственных балансов, разработки схем ком­плексного использования и охраны водных ресурсов и принятия государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Водохозяйственные балансы представ­ляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурса­ми. Они предназначены для оценки наличия и степени использо­вания водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответ­ствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны вод разрабаты­ваются в целях определения водохозяйственных и иных меро­приятий для удовлетворения перспективных потребностей обще­ства в водных ресурсах, обеспечения рационального использова­ния и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. На основе водохозяйст­венных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра раз­рабатываются федеральные, в том числе бассейновые, и террито­риальные государственные программы рационального использо­вания, восстановления и охраны водных объектов. Разработка названных документов осуществляется специально уполномочен­ным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. При этом учитываются предложения спе­циально уполномоченных государственных органов в области ох­раны окружающей среды, других государственных органов уп­равления использованием и охраной природных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов как составная часть системы государственного мониторинга окружающей среды —система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полу-

408


XVIII. Особенности правового режима природных объектов

ченной информации в целях своевременного выявления негатив­ных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осу­ществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мо­ниторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. В деятельности по ведению мониторинга поверх­ностных водных объектов участвуют специально уполномочен­ные государственные органы в области охраны окружающей среды и Росгидромета, а по подземным водным объектам — госу­дарственный орган управления использованием и охраной недр.

В целях обеспечения текущего и перспективного планирова­ния рационального использования водных объектов, их восста­новления и охраны ведется государственный учет поверхностных и подземных вод, т.е. систематическое определение в установлен­ном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории. Данные учета вод характеризуют со­стояние поверхностных и подземных водных объектов по качест­венным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Основные источники государственного учета вод — данные, представляемые водопользователями, и данные государственного мониторинга водных объектов. На основе дан­ных государственного учета вод ведется государственный водный кадастр. В свою очередь, данные государственного водного када­стра служат основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра — обязанность специально уполномоченного государст­венного органа управления использованием и охраной водного фонда. В этой работе участвуют Росгидромет (по поверхностным водным объектам) и государственный орган управления исполь­зованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Наряду с проведением государственной экологической экспер­тизы, Водный кодекс РФ предусматривает проведение государст­венной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объек­тов, влияющих на состояние водных объектов. Такая экспертиза представляет собой проверку соответствия предпроектной и про­ектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Проводит экспертизу специально уполномочен-

4. Особенности правового режима вод

409

ный государственный орган управления использованием и охра­ной водного фонда.



Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) и в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается также установлением и соблюдением нормативов предельно до­пустимых вредных воздействий на водные объекты. Такие норма­тивы устанавливаются исходя из:

• предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосис­темы водного объекта;

• предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Нормативы устанавливаются исходя из условия недопусти­мости превышения предельно допустимых концентраций вред­ных веществ в водных объектах с учетом целевого использования водного объекта.

Водный кодекс РФ достаточно подробно регулирует отношения по лицензированию в области использования и охраны поверхност­ных водных объектов. Важно обратить внимание на то, что такое лицензирование осуществляет специально уполномоченный госу­дарственный орган управления использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государ­ственными органами в области охраны окружающей природной среды. Кроме того, лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использова­нием и охраной водного фонда совместно с государственным орга­ном управления использованием и охраной недр.

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объек­ты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обя­заны осуществлять производственно-технологические, мелиора­тивные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточ­ных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а


410

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

также появление в воде микроорганизмов в недопустимых кон­центрациях. Критерием загрязненности воды является ухудше­ние ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вред­ных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем по­сторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, метал­лолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод за­конодательство не устанавливает, предоставляя тем самым орга­нам по регулированию использования и охране вод в каждом кон­кретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям за­паса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязне­ния и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд кон­кретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

• сброс в водные объекты и захоронение в них производствен­ных, бытовых и других отходов;

• засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядо­химикатами и другими вредными веществами. Забор льда не дол­жен влиять на состояние водных объектов и приводить к истоще­нию запасов поверхностных и подземных вод;

• захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке;

• проведение на водных объектах взрывных работ, при кото­рых используются ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

4. Особенности правового режима вод

411


Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности вод­ных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и от­бросов, образующихся на этих судах и объектах.

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна вод­ных объектов или возведение сооружений с опорой на дно долж­ны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

Устанавливая в целях охраны вод требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплу­атацию хозяйственных и других объектов, а также к внедрению новых технологических процессов, Водный кодекс РФ запреща­ет ввод в эксплуатацию:

• хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрую­щих накопителей, захоронений отходов, городских и других сва­лок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

• водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбра­сываемых вод;

• животноводческих ферм и других производственных ком­плексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защит-ных зон;

• оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических со­оружений до проведения мероприятий, предотвращающих вред­ное воздействие вод; ,

• гидротехнических сооружений без рыбозащитных уст­ройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;

• водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устрой­ствами, водоучитывающими приборами;

• водозаборных и иных гидротехнических сооружений без ус­тановления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюде­ния за показателями состояния водных объектов;

• сооружений и устройств для транспортирования и хране­ния нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утеч­ки указанных продуктов.

--------

412


XVIII. Особенности правового режима природных объектов

При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влия­ющих на состояние водных объектов, запрещается:

• осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; '

• производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

• осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентра­ции, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с Водным кодексом РФ нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов вле­чет за собой ограничение, приостановление или запрещение экс­плуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на со­стояние водных объектов.

Специфическим правовым средством регулирования восста­новления и охраны водных объектов являются бассейновые со­глашения. Заключаемые между специально уполномоченным го­сударственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами исполнительной власти субъектов РФ, расположенными в пределах бассейна водного объекта, бассейно­вые соглашения предназначаются для координации и объедине­ния деятельности, направленной на восстановление и охрану вод­ных объектов. В рамках бассейнового соглашения может создаваться координационный орган (бассейновый совет), поло­жение о котором утверждается Правительством РФ. В бассейно­вом совете могут участвовать представители государственных ор­ганов РФ, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и водо­пользователей .

Водный кодекс РФ определяет правовой режим целевого ис­пользования водных объектов. При этом регулируется использо­вание водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в целях здравоохранения, для промышленности и энергетики, для сельского и лесного хозяйства, для гидроэнер­гетики, для рыбного, охотничьего хозяйства, для транспорта и лесосплава, для рекреации, для сброса сточных и дренажных вод, для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и прове­дения иных работ и для обеспечения пожарной безопасности.

При этом приоритетным является использование водных объ­ектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для этих целей должны использоваться защищенные от загряз-

4. Особенности правового режима вод

413

нения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзо­ра. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснаб­жения должно осуществляться с учетом его надежности и воз­можности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснаб­жения, для иных целей Водный кодекс РФ не допускает, за ис­ключением предусмотренных в нем случаев.



Строго урегулировано использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содержатся как в Водном кодексе РФ, так и в законодательстве РФ об охране окружающей среды. Кодекс, в частности, запреща­ет сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:

• содержащие природные лечебные ресурсы;

• отнесенные к особо охраняемым, а также:

• в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;

• в первую и вторую зоны округов санитарной (горно-сани­тарной) охраны курортов;

• в места туризма, спорта и массового отдыха населения;

• в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;

• в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу РФ видов животных и растений.

Если имеется угроза здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений, специально упол­номоченные государственные органы в области охраны окружаю­щей среды, государственный орган санитарно-эпидемиологичес­кого надзора, специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обя­заны приостановить сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомить об этом Правительство РФ, органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и органы местного самоуп­равления.
414

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух. Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмо­сферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. К атмосферному не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по по­воду воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируют­ся санитарным, в том числе гражданским, жилищным законода­тельством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего он служит незамени­мым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воз­духа в жизни человека подчеркивается, что человек может про­жить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество дру­гих экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погод­ных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная комму­никация. Наконец, атмосфера — это среда для удаления газооб­разных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха явля­ется то, что в силу физических свойств он не может быть объек­том права собственности, поскольку к нему не применимы тради­ционные полномочия собственника. Он не может быть индивиду­ализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находяще­гося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принад­лежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользует­ся всеми правами территориального верховенства, государствен­ного суверенитета, исключительным правом на использование ат­мосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

415


отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным про­странством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией РФ, в том числе воздушное простран­ство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами госу­дарственного суверенитета России над своим воздушным про­странством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмо­сферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достига­ют самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли ока­зывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объ­ектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, «не признающий» никаких политических границ, образует еди­ную в глобальном масштабе среду жизни.

Если в отношении таких природных объектов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулиро­вание использования атмосферного воздуха действующий Закон об охране атмосферного воздуха не предусматривает. Предшест­вующий Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» уста­навливал некоторые требования по регулированию потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народно-хо­зяйственных нужд.

На практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд; как природный ресурс атмо­сферный воздух эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Аме­рику за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за это же время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементом производственных процессов и иной хо­зяйственной деятельности человека.

Наряду с Законом об охране атмосферного воздуха отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Законами об охра­не окружающей среды, об экологической экспертизе и другими нормативными актами.

Поскольку в процессе антропогенной деятельности на состоя­ние атмосферного воздуха оказываются химические, физические
416

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

и биологические воздействия, законодательство регулирует соот­ветствующие отношения по его охране. Причем такие воздейст­вия на состояние окружающей среды, как физические (шум, электромагнитные), регулируются преимущественно именно в рамках воздухЬохранительного права.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воз­духа являются:

• программы по охране атмосферного воздуха;

• нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;

• регулирование размещения источников вредных воздейст­вий на атмосферу;

• экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы;

• разрешительный порядок вредных воздействий на состоя­ние атмосферного воздуха;

• государственная регистрация вредных (загрязняющих) ве­ществ и потенциально опасных веществ;

• государственный учет вредных воздействий на атмосфер­ный воздух и их источников;

• инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;

• мониторинг атмосферного воздуха;

• государственный, производственный и общественный кон­троль за охраной атмосферного воздуха;

• экономический механизм охраны атмосферного воздуха;

• ответственность за нарушение законодательства РФ в облас­ти охраны атмосферного воздуха.

Закон об охране атмосферного воздуха установил ряд специ­фических мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулируется, в частности, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него (ст. 11). В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливают­ся гигиенические и экологические нормативы его качества и пре­дельно допустимые уровни физических воздействий на него. При этом под гигиеническим нормативом качества атмосферного воз­духа понимается критерий качества атмосферного воздуха, кото­рый отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

417


Экологический норматив качества атмосферного воздуха — кри­терий качества атмосферного воздуха, который отражает пре­дельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

Выделение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха — одна из новаций Закона об охране атмосферного возду­ха и экологического законодательства в целом. В какой мере она обоснованна? Загрязняющие вещества, выбрасываемые предпри­ятиями или транспортными средствами в атмосферу, одновремен­но оказывают вредное воздействие на человека и на иные объек­ты, в частности на растительный и животный мир. Это обстоятельство лишает смысла раздельное нормирование качест­ва атмосферного воздуха применительно к интересам охраны здо­ровья человека и растительного и животного мира. Цели такого нормирования вполне достигаются посредством установления на­учно обоснованных экологических нормативов качества атмо­сферного воздуха. Именно это обстоятельство имелось в виду при подготовке предшествующего закона — Закона РСФСР «Об охра­не атмосферного воздуха» (1982 г.), который предусмотрел еди­ные нормативы ПДК загрязняющих веществ в атмосфере в инте­ресах охраны здоровья человека и охраны окружающей среды.

В контексте нормирования охраны атмосферного воздуха к специфическим относится требование об установлении техничес­ких нормативов выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов. Технический норматив выбро­са — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в ат­мосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выбро­са вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Техничес­кие нормативы выбросов устанавливает специально уполномо­ченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномо­ченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти в области охраны атмо­сферного воздуха для стационарных источников выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ отдельных видов в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмо-

418


XVIII. Особенности правового режима природных объектов

сферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Нормативы предельно допустимого выброса загрязняющих ве­ществ в атмосферу устанавливаются для стационарного источни­ка загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нор­мативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, пре­дельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Такие нормативы устанавливаются территориальными органами специально упол­номоченного федерального органа исполнительной власти в об­ласти охраны атмосферного воздуха для конкретного стационар­ного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лица­ми, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбро­сов территориальные органы специально уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти в области охраны ат­мосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территори­альными органами других федеральных органов исполнитель­ной власти.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является серти­фикация. Производство и использование топлива, а также произ­водство и использование на территории РФ технических, техно­логических устанрвок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при нали­чии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угро­жающем жизни и здоровью людей- В городских и иных поселе­ниях органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (за-

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

419


грязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного феде­рального органа исполнительной власти в области охраны атмо­сферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите на­селения в соответствии с законодательством РФ о защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, за­прещается:

• выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей при­родной среды не установлена;

• внедрение новых техники, технологий, материалов, ве­ществ и другой продукции, а также применение технологическо­го оборудования и других технических средств, если они не отве­чают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

• проектирование, размещение и строительство объектов хо­зяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озо­нового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению ге­нетического фонда растений и животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

• размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правила­ми охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

• производство и эксплуатация транспортных и иных пере­движных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нор­мативы выбросов.

На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установ­ленных требований. Они функционируют на основе временно со-

420


XVIII. Особенности правового режима природных объектов

гласованных нормативов выбросов загрязняющих веществ, т.е. допускается заведомое нарушение нормативов предельно допус­тимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском праве традиционно регулируются разным за­конодательством: лесным законодательством и законодательст­вом о растительном мире вне лесов. И хотя в естественно-научном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юриди­ческом смысле они считаются разными природными объектами.

Растительный мир — это совокупность диких растений (на­земных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его кон­тинентального шельфа1. Обратим внимание на то, что к расти­тельному миру относятся только дикие растения, т.е. экологичес­ки связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являют­ся частью растительного мира. Отношения по поводу этих расте­ний регулируются аграрным, а также гражданским законода­тельством.

6.1. Особенности правового режима лесов

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ — лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей при­родной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законо­дательства об использовании и охране природных ресурсов -земли, животного мира, вод и др.

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания институ­та права лесопользования, может быть определено как совокуп-
См.: ИскоянА.Б. Правовое регулирование охраны и использования расти­тельного мира. Ереван, 1987. С. 18.

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 421

ность всех растительных организмов, древесных, кустарнико­вых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.)1.

Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковои растительности, расположенной на землях:

• сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяй­ства;

• транспорта (на полосах отводов железнодорожных маги­стралей и автомобильных дорог);

• населенных пунктов (поселений), в том числе предоставлен­ных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключе­нием городских лесов);

• водного фонда (на полосах отвода каналов);

• иных категорий.

В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковои растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.

Таким образом, лесное законодательство регулирует отноше­ния по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковои растительности как на землях лесного фонда, так и на иных зем­лях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель — лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб­шие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельско­хозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые боло­тами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для исполь­зования земли).

При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в приро-



1 См.: КрассовО.И. Право лесопользования в СССР. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1991. С. 8; Крассов О.И. Земельное право. Учебник. М., 2000. С. 456.

422


XVIII. Особенности правового режима природных объектов
де и в обществе. В частности, они обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздо­ровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают на­воднения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьша­ют эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на скло­нах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей че­ловека.

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохра­нения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они по­лезными или вредными.

Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в фе­деральной собственности. Часть лесного фонда может быть пере­дана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собст­венник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рацио­нального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от исполь­зования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям за-щитности. В лесном законодательстве определены критерии отне­сения тех или иных лесов к указанным группам.

В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы отно­сятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, за­щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защит-ности:

• запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

• запретные полосы лесов, защищающие нерестилища цен­ных промысловых рыб;

• противоэрозионные леса;

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 423

• защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистра­лей, автомобильных дорог федерального, республиканского и об­ластного значения;

• государственные защитные лесные полосы;

• ленточные боры;

• леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

• леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

• леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источ­ников водоснабжения;

• леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

• особо ценные лесные массивы;

• леса, имеющие научное или историческое значение;

• памятники природы;

• орехово-промысловые зоны;

• лесоплодовые насаждения;

• притундровые леса;

• леса государственных природных заповедников;

• леса национальных парков;

• леса природных парков;

• заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ог­раниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значе­ние. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при за­готовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологи­ческих функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей груп­пы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хо­зяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике
424

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического разви­тия, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правитель­ством РФ по представлению органа государственной власти субъ­екта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством.

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека, государствен­ный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мони­торинг лесов, государственные программы использования, охра­ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесоустройство, договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, лесорубочный билет, ордер и лесной билет, лицензирова­ние права лесопользования, государственный контроль за состоя­нием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лес­ное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесо­разведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается уста­новление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лес­хозами федерального органа управления лесным хозяйством. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала — обязанность как лесхозов, так и лесо­пользователей.

Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленно­го порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одно­временно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 425

Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особен­ности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования — заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регу­лирует ее применительно к двум видам — рубкам главного поль­зования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования Кодекс устанавли­вает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касает­ся рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, йыборочными санитарными рубками, рубками ре­конструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошны­ми санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка­ми для иных целей).

Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наи­более эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восста­новление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред.

В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление цен­ных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использо­вать лесные ресурсы.

В лесах первой группы, экологически наиболее ценных, про­водятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное ис­пользование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов.

В лесах национальных парков, природных парков, особо цен­ных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон,

426


XVIII. Особенности правового режима природных объектов

лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источни­ков водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитар­ной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных за­щитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных природных заповедников, на запо­ведных лесных участках допускаются только прочие рубки, соот­ветствующие заповедному режиму. При регулировании и прове­дении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешивать­ся в естественные процессы, происходящие в экосистеме запо­ведника.

В горных лесах применяются способы рубок главного пользо­вания с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирую­щего значения этих лесов.

Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежу­точного пользования заготовка древесины осуществляется в соот­ветствии с региональными правилами рубок или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным орга­ном управления лесным хозяйством.

Особенностями обладает правовое регулирование использова­ния, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.

Использование лесов, расположенных на землях обороны, ре­гулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обес­печения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, за­щиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также ис­пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, располо­женных на землях обороны, определяется специальным законо­дательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, ис­пользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, рас­положенных на землях обороны, проводится совместно федераль-

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 427

ным органом управления лесным хозяйством и Минобороны Рос­сии.

Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, веде­ние лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осу­ществляются в порядке, устанавливаемом органами государст­венной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лес­ного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государ­ственными органами субъектов РФ, федеральным органом управ­ления лесным хозяйством и специально уполномоченным госу­дарственным органом в области охраны окружающей среды.

Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспе­чиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспе­чения защиты земель от воздействия неблагоприятных природ­ных, антропогенных и техногенных явлений посредством исполь­зования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, са­нитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.

Что касается древесно-кустарниковой растительности, распо­ложенной на землях железнодорожного транспорта, автомобиль­ного транспорта и землях водного фонда, предназначенной для защиты транспортных магистралей и каналов от неблагоприят­ных природных явлений, предотвращения загрязнения окру­жающей среды, снижения шумового воздействия транспорта, то Лесной кодекс РФ допускает рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на соответствующих землях.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы' использования лесных ресурсов в действи­тельности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут

428


XVIII. Особенности правового режима природных объектов

7. Особенности правового режима животного мира

429

быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для произ­водства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии -52%, Западной Европе — 46%, США — 45%. В этих государст­вах по всей территории созданы четко действующие и разветвлен­ные системы сбора макулатуры. В России существовавшая систе­ма пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бы­товых отходов и вывозится на свалки или сжигается.



6.2. Особенности правового режима растительного мира

вне лесов

Наиболее полно регулирование использования и охраны рас­тительного мира осуществлено в лесном законодательстве. Что же касается растительного мира вне лесов, то отношения по пово­ду его объектов фрагментарно регулируются земельным, водным, горным законодательством, законодательством об особо охраняе­мых природных территориях. Определяя объекты охраны окру­жающей среды, Закон об охране окружающей среды называет леса и иную растительность. Водный кодекс РФ устанавливает обязанность водопользователей не допускать ухудшения среды обитания растительного мира. Для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях, Федераль­ный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает создание ботанических государственных заказ­ников, а в целях сохранения разнообразия и обогащения расти­тельного мира дендрологических парков и ботанических садов. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды рас­тений заносятся в Красную книгу РФ, в которой предусмотрен режим их использования и охраны.

Нормативные правовые акты регулируют деятельность по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных рас­тений (кроме растений, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ). В соответствии с Положением о лицензиро­вании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорасту­щих лекарственных растений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г., такая деятельность

может проводиться юридическими и физическими лицами лишь на основании лицензии. Лицензирование осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Важное экологическое значение наряду с экономическим имеют для охраны растительного мира постановления Прави­тельства РФ от 17 мая 1995 г. № 486 «О неотложных мерах по охране лесов и оленьих пастбищ от пожаров в 1995 году»1 и от 26 февраля 1992 г. «О нормативах возмещения потерь сельскохо­зяйственного производства при изъятии, уничтожении или порче оленьих пастбищ».

Уже в 70-е гг. ученые обосновали необходимость принятия самостоятельного Закона «Об охране и использовании внелесной растительности»2. А.Б. Искоян, посвятившая свое исследование охране растительного мира, считает, что таким Законом следует:

• установить экологически обоснованные правила и нормы по охране, рациональному использованию и воспроизводству расти­тельного мира;

• ввести запреты и ограничения на пользование раститель­ным миром, включая ограничения сбора диких растений, цветов и тому подобного для нужд населения и народного хозяйства, а также для ботанических коллекций и иных научных целей;

• предусмотреть меры по предотвращению и пресечению самовольного пользования и иных нарушений порядка пользова­ния растительным миром;

• установить меры, обеспечивающие сохранение благоприят­ной среды произрастания диких растений, а также иные меры3.



Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная