И. Е. Оглоблина учебное пособие по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» для студентов специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление Смотрите также: Учебный сайт
Учебные материалы


И. Е. Оглоблина учебное пособие по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» для студентов специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление



4.4 Особенности политико-территориальной организации Российской Федерации



Практически ни в одном федеративном государстве в мире не предполагается наличие единой системы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 77 Конституции предполагается создание единой системы исполнительной власти в рамках исключительных предметов ведения Российской Федерации и совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Судебная система Российской Федерации также существенно отличается от судебных систем других федеративных государств, так как является исключительно федеральной. В субъектах РФ могут быть созданы лишь конституционные (уставные) суды с довольно ограниченными полномочиями.

Различные виды субъектов РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения) и некоторые неопределенности в вопросах равноправности их конституционно-правового статуса делают Россию асимметричной федерацией.

По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной объединяющей силой многонационального федеративного государства.

Особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала.

Особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие началось лишь с последнего десятилетия XX в.

Одной из особенностей российского федерализма является то, что Российская Федерация — самая большая в мире федерация. Большое количество субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9—13 объектов. Происходящий сегодня процесс объединения субъектов РФ как способ решения данной проблемы пока не дал конкретных результатов.

Российская Федерация — асимметричная федерация, допускает разнохарактерный статус, политическое, государственно-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов. Симметрия нарушена, поскольку изначально в основу определения субъектов РФ были заложены разные начала: одни формировались по национальному признаку и стали республиками, другие — по территориальному — края, области, города Москва и Санкт-Петербург, третьи — по смешанному, национально-территориальному — автономная область и автономный округ. Так установилось три модели конституционного устройства субъектов РФ. Конституция исходила из Федеративного Договора и закрепила его компромиссные положения: с одной стороны, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с органами государственной власти, с другой стороны — подтвердила разнообразие социально-политических статусов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией и Конституцией Республики.

Особенностью Российской Федерации является правовой статус автономных округов — их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но территориально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с областью и краем, в состав которого они входят, требуют законодательного регулирования.

Особенностью и противоречием российского федерализма одновременно является закрепленное в Конституции (ч. 3 ст. 11) положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя их этого, договорные отношения могут иметь конституционный, договорной или смешанный характер. Существующие отношения органов государственной власти субъектов РФ с федеративными органами можно условно разделить на три вида: близкие к конфедеративным федеративные, но основанные на индивидуальных договорах строящиеся на Конституции и Федеративном договоре и уставах большинства субъектов Федерации.

Субъекты РФ самостоятельно распоряжаются своей собственностью, могут реализовывать свои национальные потребности и интересы. Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ суверенитет республики признают более объемным, повышая статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией и международными принципами федерализма.

4.5 Этапы развития федеративных отношений



Первый этап — 1991—1993 гг.

Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания началось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах РФ в целях координации деятельности федеральных и региональных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.

Второй этап — 12 декабря 1993 г.

Началом данного этапа явилось принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирования взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ самостоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), выстраивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки Центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.

Третий этап — 15 февраля 1994 г.

Был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап — конец 1994 г.

Характеризуется массовым подписанием Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным Центром и субъектами РФ. Она в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодействия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных органов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.

Пятый этап — 1999 г. — был принят Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установивший общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разграничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ до 21 июня 2002 г. привести тексты договоров в соответствие с Конституцией.

Шестой этап начался в 2000 г. и ознаменовался изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента — Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регионах, а также созданием Государственного совета РФ.

Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ. Были внесены изменения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.
ВОПРОСЫ:

  1. Что означает термин – территория?

  2. Что следует понимать под территориальной организацией?

  3. Какое значение вкладывается в термин – территориальное устройство государства?

  4. Что собой представляет Конфедерация?

  5. Что представляет собой унитарное территориальное устройство?

  6. Чем отличаются централизованные унитарные государства от децентрализованных?

  7. В чем заключается разница ассиметричного административно-территориального устройства государства от симметричного?

  8. Из каких звеньев административно-территориальных единиц может состоять современное унитарное государство?

  9. Из каких составных частей состоит такая система, как территориальная организация федеративного государства?

  10. Какие структурные элементы содержит государство в условиях федерации?

  11. Что представляет собой Федерация?

  12. Чем характеризуется федеративное государственное устройство?

  13. Каких уровни власти представлены в федеративном государстве?

  14. Какие наиболее известные формы федерации можно назвать?

  15. Как рассматривает федерацию договорная форма?

  16. Какое устройство предполагается для Централистской формы федерации?

  17. На чем основывается Кооперативная форма федерации?

  18. Как связаны между собой формы федерации: на основе союза или на основе автономии?

  19. Какие принципы построения федерации сложились в мировой практике?

  20. Какие признаки, характерные для конфедерации можно назвать?

  21. Чем является федерализм?

  22. Какие сущностные признаки федерализма можно назвать?

  23. Какие принципы характерны для федерализма?

  24. Каким критериям должны соответствовать федеративные государства по общепринятым оценкам?

  25. Как можно охарактеризовать государственное устройство России?

  26. На каких принципах основано политико-территориальное устройство современной России?

  27. Что по трактовке Конституции лежит в основе федеративного устройства России?

  28. Каким образом в России гарантировано развитие местного самоуправления?

  29. Чем и как подтверждается принцип равноправия народов России?

  30. О чем гласит принцип самоопределения народов России?

  31. Для чего необходим принцип политического представительства?

  32. Чем отличается судебная система РФ от судебных систем других федеративных государств?

  33. Какие признаки делают Россию асимметричной федерацией?

  34. В чем заключается особенность современного российского федерализма?

  35. Что допускает РФ, как асимметричная федерация?

  36. В чем заключается особенность федерализма РФ, как большого государства?

  37. В чем заключается особенность федерализма РФ – ее правовой статус?

  38. В чем заключается особенность и противоречие федерализма РФ в разграничении полномочий?

  39. Из каких (года) этапов состоит развитие федеративных отношений для РФ?

  40. Чем характеризуется первый этап развития федеративных отношений в РФ?

  41. Что является особенностью второго этапа развития федеративных отношений в РФ?

  42. Чем характеризуется третий этап развития федеративных отношений в РФ?

  43. Чем характеризуется четвертый этап развития федеративных отношений в РФ?

  44. Что является особенностью пятого этапа развития федеративных отношений в РФ?

  45. Чем знаменателен шестой этап развития федеративных отношений в РФ?

  46. С чем связан седьмой этап развития федеративных отношений в РФ?



Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная