Бюллетень сибирской медицины bulletin of siberian medicine том 4, 2005. Приложение 1 Арефьева А.В., Хамова Ю.А. Учебный сайт
Учебные материалы


Бюллетень сибирской медицины bulletin of siberian medicine том 4, 2005. Приложение 1




СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



Арефьева А.В., Хамова Ю.А.



Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

Целью работы было изучить особенности и дать сравнительную характеристику физического статуса и некоторых функциональных показателей студентов 1-го и 2-го курсов различных педагогических специальностей Тюменского государственного университета. Обследовано 49 студентов в возрасте 17-20 лет, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» (МУЗО) и «Логопедия», у которых определены показатели физического развития (рост, масса тела, объем грудной клетки при спокойном дыхании, экскурсия грудной клетки, кистевая сила) и параметры внешнего дыхания (дыхательный объем, жизненная емкость легких (ЖЕЛ)). Произведены расчет индекса массы тела (ИМТ), крепости телосложения и пропорций телосложения, оценка гармоничности телосложения. Гармоничное физическое развитие отмечено в среднем у 65,75 % студентов. В 18 % случаев дисгармония была связана с дефицитом массы тела при росте среднем и выше среднего. В 16,55 % случаев – избыточная масса тела при росте среднем и ниже среднего, причем в 6 % случаев выявлена тенденция к ожирению. ЖЕЛ у большинства обследованных находилась на нижней границе нормы или была ниже нормы, хотя у 61 % студентов – МУЗО ЖЕЛ в норме и выше при преобладающем слабом типе телосложения. Экскурсия грудной клетки соответствовала параметрам нормального физического развития у 58 % студентов. Однако, у МУЗО этот показатель был значительно выше – 72,3 %. Отмеченные отличия у студентов разных специальностей в функциональных показателях, по-видимому, связаны с тем, что в процессе профессиональной подготовки студентов МУЗО большое внимание уделяется дыхательным упражнениям.



ИЗМЕНЕНИЕ КРОВОСНАБЖЕНИЯ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА У ПОДРОСТКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА



Баженова Е.Г., Михеенко Г.А., Трубочева Ю.Ю.



НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии ТНЦ СО РАМН, Сибирский государственный медицинский
университет (г. Томск)

С целью выяснения особенности гемодинамики органов малого таза трижды на протяжении менструального цикла была проведено измерение кривых скоростей кровотока (КСК) посредством допплерометрии в яичниковой и маточной артерии у здоровых девушек-подростков на фоне регулярной овуляции. Обнаружены колебания КСК в основном стволе маточной артерии и в её ветвях второго порядка на протяжении менструального цикла: к овуляции уголнезависимые индексы (УНИ) резко уменьшаются (р<0,05) и сохраняются неизменными во вторую половину менструального цикла. Это свидетельствует о физиологическом улучшении органного кровотока матки на протяжении второй фазы менструального цикла. В яичниковой артерии на стороне доминантного фолликула УНИ к середине цикла уменьшаются (р<0,05), а в конце цикла восстанавливаются до исходных значений. В яичниковой артерии на противоположной стороне УНИ также падают статистически значимо, но до менструации увеличиваются в меньшей степени. Тем не менее, в конце менструального цикла на стороне овуляции все рассчитанные показатели КСК только на 2-4 % меньше таковых противоположной стороны. Полученные данные свидетельствуют о том, что у здоровых подростков на протяжении второй фазы менструального цикла улучшается кровоснабжение органов малого таза, обусловленное влиянием синтеза прогестерона. Кровоток в яичниковой артерии во многом зависит от стороны выбора доминантного фолликула и связанным с этим односторонним увеличением продукции простагландинов. Объяснение предовуляторного усиления кровоснабжения яичников в настоящее время относится к разряду дискуссионных.



СОСТОЯНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА



Бардецкая Я.В., Солдатова О.Г., Шилов С.Н.



Красноярская государственная медицинская академия
(г. Красноярск)

Изучение состояния здоровья детей школьного возраста приобретает все большее значение в связи с ростом заболеваемости, техногенных нагрузок, экологическим диссонансом. Переход от нормы к патологии, как известно, осуществляется через ряд стадий, на которых организм адаптируется к новым для него условиям. В числе факторов, определяющих резистентность организма, отмечают индивидуальные особенности реактивности нервной системы и типологические характеристики психики. Целью нашего исследования явилось выявление особенностей уровня резистентности по данным лейкограммы у здоровых младших школьников с различными типами темперамента. Оценка адаптационных реакций, состояний и уровня резистентности мальчиков и девочек проводилась по методике В.А. Копанева (1999), адаптированной к применению в педиатрической практике. Выделение типов темперамента по Томасу осуществлялось по индексам выраженности поведенческих проявлений (ИВПП) и прочности стереотипов поведения (ИПСП). Всего обследовано 150 мальчиков и 154 девочки в возрасте 8-10 лет. Установлено, что спокойные (низкий ИВПП) мальчики и девочки имеют достоверно большие показатели высокого уровня резистентности по сравнению с лицами адекватными (средний ИВПП) и интенсивными (высокий ИВПП). При этом у адекватных и интенсивных детей преобладает низкий уровень функционирования организма по данным лейкограммы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи типологических особенностей ВНД (темперамента), адаптационных реакций и уровня резистентности организма.



НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, ПРОЖИВАЮЩИХ НА СЕВЕРЕ РОССИИ



Берговина М.Л., Кравчук Л.Р.



Сыктывкарский государственный университет
(г. Сыктывкар)

Изучались основные параметры физического развития школьниц г. Сыктывкара в возрасте 7-16 лет (n=954). Выявлено, что темп прироста длины тела относительно предыдущего возраста достигает наиболее высоких значений в 10 лет, затем повышается к 12 годам, после чего происходит постепенное его снижение до 16-летнего возраста. Наибольшие темпы прироста массы тела наблюдаются в возрасте 9, 11 и 13 лет, далее они постепенно снижаются. Более выраженное нарастание длины нижних конечностей выявлено в 8 и 10 лет, а окружности грудной клетки – в 9, 11 и 13 лет, в дальнейшем темп их прироста замедляется. Жизненная емкость легких в большей степени нарастает в возрасте 9 и 11 лет, затем постепенно уменьшается к 16 годам. Выявлена четкая периодизация и в приращении силы кисти с акрофазами в 9, 11, 13 и 15 лет. Темп прироста окружности плеча в период от 7 до 12 лет понижается, в дальнейшем прирастает, особенно в 13, 14 и 16 лет. В возрасте 9, 12 и 14 лет происходит резкое увеличение темпов прироста окружности бедра. Таким образом, с 7 до 10 лет происходит увеличение большей части морфометрических признаков. С 12 лет при одновременном понижении прироста длины тела и нижних конечностей наблюдается прирост массы тела, окружностей грудной клетки, плеча, бедра и кистевой силы. В период 15-16 лет отмечается постепенное снижение темпов прироста этих морфометрических признаков. По показателю продольной длины тела за 30-летний период выявлены положительные эпохальные сдвиги в 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15 лет, отрицательный – в 13 лет. По показателю массы тела отмечается некоторое торможение ее развития, отрицательный эпохальный сдвиг наблюдается в возрасте 15-16 лет.



ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ



Бернацкая Н.А., Савченко Н.Н.



Томский государственный педагогический университет
(г. Томск)

Проблема адаптации детей к школьному обучению вызывает, с одной стороны, интерес, а с другой – тревогу за состояние здоровья детей у всех, имеющих отношение к воспитанию и обучению. Нами изучались показатели адаптации к школе у первоклассников массовой школы. Объектом наблюдения были первоклассники, обучающиеся у педагогов, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Было выяснено, что в классах, где работали учителя с большим педагогическим стажем (10-30 лет), процесс адаптации к школе у детей проходил быстрее и успешнее. В этих классах с первых дней обучения в школе учителя учитывали индивидуальные особенности готовности детей к школьному обучению и при необходимости осуществляли корригирующие мероприятия. В двух экспериментальных классах, где учителями были выпускники педагогического университета, не имеющие педагогического стажа, адаптация к школьному обучению у детей проходила медленнее. Причём, у части детей были выявлены признаки дезадаптации в течение всего учебного года. В этих классах определялись высокий уровень тревожности и большое количество пропусков уроков по болезни. На основании полученных нами данных можно сделать вывод о том, насколько велика роль педагога в процессах адаптации детей к школьному обучению. Это актуализирует проблему формирования профессиональной компетентности учителя в вузе, за которой стоят понимание и целостное видение педагогом мира образования и педагогической ситуации, взаимосвязи профессиональной подготовки и профессионального образования. Только умение педагога работать в проектном режиме явится стартовой позицией, определяющей успешность адаптации ребёнка к школе.



ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
И РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ



Беспалова Т.В.



Тюменская государственная медицинская академия
(г. Тюмень)

В настоящее время, несмотря на существенно возросший интерес к проблеме двигательной расторможенности, у исследователей нет единого мнения как по поводу самого определения, так и относительно совокупности проявлений, составляющих гиперкинетический синдром (ГС) у детей и подростков. Целью настоящего исследования было изучение привычной двигательной активности (ПДА) с оценкой психофизиологического статуса детей и установление критериев возможного развития и профилактики ГС. У детей 5-7 лет определялись индивидуальная двигательная активность, уровень ситуативной и личностной тревожности, показатели устойчивости, концентрации и переключаемости внимания, зрительно-моторной координации (мелкая моторика), уровень кратковременной слуховой и зрительной памяти (произвольной и непроизвольной), уровень мышления (свободная классификация, систематизация, перцептивное моделирование). Сочетание у детей 3-й группы высокой ПДА с повышенной ситуативной тревожностью, наибольшими показателями по устойчивости, концентрации, переключаемости и объему внимания, скорости и точности зрительно-моторной координации, а также высокими показателями образного мышления и тремя составляющими воображения – беглости, гибкости и оригинальности позволяет говорить о конституциональных особенностях индивидуумов. Выявление детей с высокой ПДА и сниженными показателями по устойчивости, концентрации, переключаемости и объему внимания, а также по другим параметрам эмоциональной и когнитивной сфер дает возможность говорить о пограничных состояниях («группа риска») и необходимости консультаций и динамического наблюдения педиатра и невропатолога.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ



Блинова Н.Г., Сапего А.В., Душенина Т.В., Витязь С.Н.



Кемеровский государственный университет (г. Кемерово)

Индивидуальное развитие в подростковом возрасте совпадает с важнейшим социальным этапом – обучением в профильных классах, характеризующимся увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок и снижением уровня двигательной активности. Результаты многолетних наблюдений психофизиологического развития учащихся 7-11-х классов в условиях повышенного образовательного уровня выявили значительное увеличение объема памяти и внимания, преобладание процессов торможения в ЦНС и снижение активности парасимпатического отдела ВНС в регуляции сердечного ритма. Школьники с гармоничным физическим развитием характеризовались высокими адаптационными возможностями, а учащиеся с дефицитом или избытком массы тела имели неудовлетворительную адаптацию к обучению. Анализ динамики ФАМ показал, что при незначительных различиях коэффициента общей асимметрии наблюдались значительные изменения парциальных асимметрий. Сдвиг моторной асимметрии вправо наиболее ярко проявлялся у учащихся гуманитарного и физико-математического профилей, а сдвиг сенсорной асимметрии влево – у школьников химико-биологического и лингвистического профилей, что, вероятно, обусловлено спецификой профиля обучения. Таким образом, обучение подростков в условиях повышенного образовательного уровня способствует развитию когнитивных функций, усилению выраженности функциональной асимметрии и в то же время вызывает напряжение механизмов регуляции вегетативных функций.



ВЛИЯНИЕ АВТОРСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ



Боровец Е.Н., Муравьева Я.Л., Савина С.Р., Зуева В.И.



Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)

В последние годы в России на рынке образовательных услуг появилось большое число дошкольных учреждений, которые реализуют программы как общего развития детей, так и развития специальных способностей дошкольников. Целью настоящей работы явилось изучение влияния авторской оздоровительной программы ДОУ «Солнышко» (ДОУ I) г. Куйбышева на состояние здоровья и физическое и психофизиологическое развитие дошкольников. На протяжении трех лет показатели детей в возрасте от 3-4 до 6-7 лет ДОУ I сравнивались с показателями детей, посещающими ДОУ «Журавлик» (ДОУ II), в котором реализуется стандартная программа. В ДОУ I было обследовано 26, в ДОУ II – 20 детей. Оценивались: уровень физического развития, группа здоровья, развитие основных физических движений, уровень школьной зрелости, объем кратковременной памяти, объем произвольного внимания, степень овладения действиями наглядно-образного мышления, фонематический слух, сформированность функциональной асимметрии и учебной ориентации, уровень самооценки. Исходные показатели детей двух ДОУ не различались. Через три года частота респираторных заболеваний у детей ДОУ I стала в 2 раза ниже, чем у детей ДОУ II. В отличие от ДОУ II, в ДОУ I на 12 % возросло количество детей I группы здоровья. Показатели основных физических движений у детей ДОУ I стали достоверно выше, чем в ДОУ II. При этом не было выявлено достоверных различий психофизиологических показаталей. Таким образом, программа, реализуемая в ДОУ I положительно влияет на показатели физического, но не психофизиологического развития детей.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ИННОВАЦИОННОЙ
И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Валеева Э.Р., Зиятдинова А.И.



Казанский государственный медицинский университет,
Казанский государственный педагогический университет
(г. Казань)

Дети и подростки в школе длительное время находятся в положении сидя, что приводит к статическому напряжению и изменению функциональных показателей организма. Целью наших исследований явилось изучение показателей сердечно-сосудистой системы при активном изменении положения тела учащихся . Все показатели фиксировались в одинаковых условиях. Сравнительный анализ показал, что у мальчиков в 5-х классах школы ЧСС в положении лежа меньше возрастной нормы (74,4±5,6 уд/мин), а у девочек превышает норму на 20 ударов в минуту (100,3±1,4 уд/мин). Разница в показателях ЧСС между мальчиками и девочками наибольшая у школьников, чем у гимназистов (р<0,05). По результатам наших исследований как в школе, так и в гимназии нет существенной разницы в показателях УОК девочек и мальчиков в положении лежа. У девочек достоверные различия УОК нами зафиксированы в положении сидя и лежа в обоих учебных учреждениях. Наибольший показатель ударного объема крови у мальчиков гимназии и школы в положении лежа составил 45,8 ±4,2 и 45,0 ± 3,5 мл, а наименьший показатель в обеих школах в положении стоя – 26,6±2,7 и 27,4±2,1мл. При смене положения тела у девочек наблюдается снижение УОК наибольшее в гимназии № 6. Так, в положении лежа показатель составил 39,5±4,0, а в положении сидя ─ 26,7±2,9 мл. Наибольшая разница между показателями УОК в положении лежа (45,9±4,2 мл) и стоя зафиксированы у мальчиков гимназии №6 (26,5±2,7 мл). Показатели ЧСС и УОК при смене положения тела имеют наибольшие изменения у гимназистов. Следовательно, необходимо соблюдение гигиенических норм и усиление контроля со стороны врачей по гигиене детей и подростков за организацией учебных нагрузок с учетом физиологических и возрастных норм.



ГРУППЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ
СРЕДИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Васильев В.Н., Нестеренко А.И., Робенкова Т.В.,
Подкопаева Т.И., Андреев Д.А., Афанасьев Е.А.,
Сенникова И.А.



Сибирский государственный медицинский университет
(г. Томск)

Эффективность образовательного процесса зависит не только от качества предоставляемой образовательной услуги, но и от здоровья учащихся, существенно влияющего на их способность к обучению. В период обучения формируется новая функциональная система, обеспечивающая адаптацию учащихся к условиям образования. С этой точки зрения теоретически возможны несколько вариантов протекания адаптации: успешная, незавершенная и неудовлетворительная. С целью проверки этой гипотезы в период с 1999 по 2004 год нами обследовано 73 учащихся младших классов общеобразовательной средней школы (возраст 7-9 лет), 254 студентки 1-2-х курсов СибГМУ (возраст 17-19 лет), 97 студенток медицинского колледжа (возраст 16-17 лет). У всех учащихся оценивали успешность обучения и различные показатели, характеризующие уровень физического и психического здоровья. При статистической обработке данных, полученных при обследовании, было выделено несколько групп, различающихся по успешности обучения, уровню физического и психического здоровья. В первой группе были представлены хорошо адаптированные учащиеся с высоким уровнем физического здоровья, низкой тревогой и достаточно высокой успеваемостью. В нее вошло 34 % учащихся младших классов, 35 % студенток СибГМУ и 29 % учащихся колледжа. Во вторую группы вошли среднеуспевающие студентки и школьники с низким уровнем физического здоровья, но с нормальным величиной психического здоровья (группа с незавершенной физической адаптацией). Третья группа была образована лицами с высоким уровнем физического здоровья, низкими показателями психического здоровья и невысокой успеваемостью (группа незавершенной психической адаптации). Четвертая группа была представлена студентами колледжа с низким уровнем физического и психического здоровья на фоне слабой и средней успеваемости. В нее вошли 24 % учащихся. Среди учеников младших классов общеобразовательной школы и студентов СибГМУ такая группа не выделилась. Эта группа была названа группой риска развития дезадаптации. В высшем и среднем учебным заведениях, но не в средней школе, была обнаружена пятая группа учащихся с высоким уровнем физического и психического здоровья, но низкой успеваемостью – группа профессиональной дезадаптации.



Влияние перинатальной гипоксии
на уровень функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга
детей 7-8 лет г. Архангельска



Васильева Е.В., Копосова Т.С., Соколова Л.В.



Поморский государственный университет
им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

Целью исследования явилось изучение функциональной зрелости коры головного мозга первоклассников, имеющих в анамнезе гипоксию, родившихся и проживающих в г. Архангельске. Всего обследовано 17 девочек и 20 мальчиков (7-8 лет), разделённых на 2 группы: контрольную – 24 человека без факторов риска раннего дисонтогенеза, и экспериментальную – 13 детей, имеющих в своём анамнезе гипоксию. Визуальный анализ ЭЭГ покоя выявил достоверные различия в уровне функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга. Школьников контрольной группы отличает характер основного ритма покоя: 83,30 % детей имеют доминирование колебаний альфа-диапазона с частотой 8-10 Гц с преобладанием регулярного модулированного, заострённого или дезорганизованного характера альфа-ритма, соответствующего возрасту 7-8 лет. У детей экспериментальной группы (30,77 %) выявлено наличие фрагментарного, полиритмичного и нерегулярного альфа-ритма сниженной частоты. Обнаружены значимые различия (p<0,01 по t-критерию Стьюдента) обследуемых групп детей по показателям функциональной зрелости ритмогенных структур коры головного мозга: реакции основного ритма на РФС, характер и выраженность ОР, реакции на гипервентиляцию. Полученные результаты свидетельствуют о негативном влиянии перинатальной гипоксии на нейроонтогенез, в значительной степени определяющий ход дальнейшего развития структур головного мозга.



Особенности уровня
индивидуально-типологических свойств личности в зависимости от латерализации фенотипа



Воробьева Т.Г., Засухина Е.А.



Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

Целью данного исследования являлось изучение психофизиологических характеристик и уровня индивидуально- типологических свойств личности в зависимости от латерализации фенотипа у детей старшего школьного возраста. Обследовано 155 человек, все учащиеся старших классов общеобразовательных школ г. Омска. Изучали такие психофизиологические характеристики, как память, внимание, реактивная и личностная тревожность, индивидуально-типологические свойства нервной системы и фенотипический профиль учащихся, сравнивая их с успеваемостью школьников в течение учебного года. Нами было выяснено, что в группе обследованных детей преобладают учащиеся с правым (42,9 %), со смешанным (41,7 %) и левым (15,4 %) фенотипом. Анализ изученных показателей у детей старшего школьного возраста показал преобладание высоких значений памяти, реактивной и личностной тревожности, успеваемости у лиц со смешанным и правым фенотипами. У детей с левосторонней латерализацией фенотипа преобладали показатели реактивной тревожности, памяти, а успеваемость была ниже, чем в других исследуемых группах. Независимо от латерализации фенотипа выявлено преобладание сильного типа нервной системы у всех учащихся. Таким образом, можно предположить, что у детей старшего школьного возраста исследуемые показатели распределены неравномерно, и это, скорее всего, обусловлено генетической детерминированностью изучаемых признаков, поскольку распределение психофизиологических характеристик личности взаимосвязано не только с обучением и воспитанием.



Методика оценки учебной нагрузки детей
5-6-летнего возраста с использованием электронных игр



Геращенко А.В.



Московский государственный областной университет
(г. Москва)

Реформа начальной школы требует углублённого исследования функционального состояния детей, для чего была разработана и апробирована методика, позволяющая дать комплексную оценку их работоспособности и учитывающая свойства концентрации, скорости переключения внимания и логического мышления. Большинство существующих методик для оценки работоспособности и свойств внимания неинтересны детям, в связи с монотонностью выполняемых действий и отсутствием возможности сразу узнать результат. Для оценки учебной нагрузки использовалось устройство BRICK GAME, в котором применялась игра – классический тетрис. Заранее обученному правилам игры ребёнку давалось задание: в течение 3 минут постараться набрать наибольшее количество очков. Апробация нашей методики показала, что дошкольники были увлечены игрой и при выполнении задания старались сделать его лучше других, соревнуясь между собой. В исследовании приняли участие 34 воспитанника детских садов № 35 и № 45 г. Ногинска Московской области в возрасте 5-6 лет, с которыми проводились занятия по комплексной программе воспитания и обучения М.А. Васильевой с элементами программы «Детство». В течение пяти недель на 15-й и 30-й минутах второго учебного занятия нами проводилось исследование работоспособности детей с использованием электронной игры. Количество 5-летних (6-летних) детей, набравших более 8 очков (10 очков) на 15-й минуте, составило 84,1 % (91,0 %) и на 30-й – 32,3 % (44,9 %). Полученные результаты позволяют предложить методику с применением электронных игр для оценки возрастных особенностей высшей нервной деятельности детей 5-6 лет и динамики их работоспособности при выполнении определённого объёма учебной нагрузки.



Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная