Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Химия Учебный сайт
Учебные материалы


Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы




Химия



Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

•описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

•характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

•раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

•изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

•вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

•сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

•классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

•описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ —кислорода и водорода;

•давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

•пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

•проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

•различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

•грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

•осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

•понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

•использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

•развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

•объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

•классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

•раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

•описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

•характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

•различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

•изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

•выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

•характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

•описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

•характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

•осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

•описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

•применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

•развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.



Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

•объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

•называть признаки и условия протекания химических реакций;

•устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

•называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

•называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

•составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

•прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

•составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

•выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

•приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

•определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

•проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

•составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

•приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

•прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

•прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

Выпускник научится:

•определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

•составлять формулы веществ по их названиям;

•определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

•составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

•объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

•называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

•называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

•приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

•определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

•составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

•проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

•проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

•прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

•прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

•выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество —оксид —гидроксид —соль;

•характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

•приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

•описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

•организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


Изобразительное искусство



Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

•понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

•осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

•понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

•осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

•выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

•определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

•различать произведения разных эпох, художественных стилей;

•различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

•понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

•осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

•осмысливать на основе произведений искусства морально- нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

•передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

•осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

•понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

•осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

•понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

•эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

•понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

•создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

•создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

•наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

•использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

•анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

•понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.



Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

•различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

•различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

•различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

•определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

•понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.



Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится:

•определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

•понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

•применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школы технических возможностей —для школьного фильма);

•применять компьютерные технологии в собственной художественно- творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

•использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

•применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

•понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

•понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

Музыка



Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

•наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

•понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств (звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

•выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.



Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

•понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

•осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

•заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

•воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.



Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

•ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных

традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

•определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

•применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

•высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

•структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Технология



Индустриальные технологии



Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов

Выпускник научится:

•находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

•читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

•выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

•осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

•грамотно пользоваться графической документацией и технико- технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

•осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Электротехника

Выпускник научится:

•разбираться в адаптированной для школьников технико- технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

•осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии.

Выпускник получит возможность научиться:

•составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):

•осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

Технологии ведения дома



Кулинария

Выпускник научится:

•самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

•составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

•выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

•применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

•экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол;

соблюдать правила этикета за столом;

•определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов;

оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

•выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.



Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Выпускник научится:

•изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

•выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

•выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

•использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде;

определять и исправлять дефекты швейных изделий;

•выполнять художественную отделку швейных изделий;

•изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства,

региональных народных промыслов;

•определять основные стили в одежде и современные направления

моды.

Технологии исследовательской, опытнической и проектной



деятельности

Выпускник научится:

•планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

•представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

•организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

•осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Выпускник научится построению 2— вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

•планировать профессиональную карьеру;

•рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

•ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

•оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

Физическая культура



Знания о физической культуре

Выпускник научится:

•рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

•характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

•определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

•разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

•руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

•руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

•характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

•характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;

•определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.



Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

•использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

•составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

•классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

•самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

•тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

•взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

•вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

•проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

•проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.



Физическое совершенствование

Выпускник научится:

•выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

•выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

•выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

•выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

•выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

•выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

•выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

•выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

•выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

•выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

•преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

•осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

•выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.


Основы безопасности жизнедеятельности



Основы безопасности личности, общества и государства



Основы комплексной безопасности

Выпускник научится:

•классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

•анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

•формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

•разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

•руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

•систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

•прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

•характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

•проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

•характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

•характеризовать РСЧС15: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защитенаселения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

•характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

•характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

15 РСЧС —Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

•анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

•описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

•анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

•характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

•характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

•анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

•описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

•моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школы, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

•формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

•подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

•обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

•различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.



Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

•негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

•характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

•анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

•воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые

способствуют формированию антитеррористического поведения и

антиэкстремистского мышления;

•обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в

противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

•характеризовать основные меры уголовной ответственности за

участие в террористической и экстремистской деятельности;

•моделировать последовательность своих действий при угрозе

террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

•формировать индивидуальные основы правовой психологии для

противостояния идеологии насилия;

•формировать личные убеждения, способствующие профилактике

вовлечения в террористическую деятельность;

•формировать индивидуальные качества, способствующие

противодействию экстремизму и терроризму;

•использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и

законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к

любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя

и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и

террористической деятельности.



Основы медицинских знаний и здорового образа жизни



Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

•характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие

как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни,

обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств;

использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство

физического совершенствования;

•анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его

сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для

сохранения и укрепления личного здоровья;

•классифицировать знания об основных факторах, разрушающих

здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья

(вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные

последствия;

•систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой

составляющей здоровья личности и общества; формировать личные

качества, которыми должны обладать люди, решившие вступить в брак;

•анализировать основные демографические процессы в Российской

Федерации; описывать и комментировать основы семейного

законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни

личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической

безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

•использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность

методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального

здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной

составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

•характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто

встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

•анализировать возможные последствия неотложных состояний в

случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

•характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим;

классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;

соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при

различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту;

определять последовательность оказания первой помощи и различать её

средства в конкретных ситуациях;

•анализировать причины массовых поражений в условиях

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального

характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных

ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём

приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

•готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само-

и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту

повреждениях и травмах.

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем

учебным предметам на ступени основного общего образования с

примерами заданий для итоговой оценки достижения планируемых

результатов представлены в Приложении к данной Основной

образовательной программе основного общего образования16.

16 Планируемые результаты с примерами заданий для итоговой оценки достижения планируемых

результатов выходят в издательстве «Просвещение» в виде отдельных пособий «Планируемые

результаты. Система заданий» по каждому предмету, изучаемому на ступени основного общего

образования.



Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная