1. Самоагрессия - Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный... Негативизм Учебный сайт
Учебные материалы


1. Самоагрессия - Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный...



1. Самоагрессия.


Проявления самоагрессии встречаются у ребенка второй группы достаточно часто. Они возникают при ломке, привычного жизненного стереотипа – единственно возможного для него условия существования: например, при изменении привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещении обычно дозволенного действия и т.д. Внешне самоагрессия обретает форму характерных для ребенка разрядов аутостимуляции, но доведенных до исступления, до сильных болезненных ощущений. Например, усиливая амплитуду раскачивании, он с силой ударяется головой о стену. Самоагрессия здесь, видимо, и вырастает из защитной (заглушающей внешние отрицательные воздействия) аутостимуляции в тех случаях, когда дискомфорт настолько силен для ребенка, что обычная доза аутостимуляционных приемов не может его нейтрализовать.
В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и ужесточает самоагрессию. Вместе с тем, ее надо срочно купировать, так как она часто бывает реально опасной для ребенка.
Если возможно, следует быстро восстановить измененный стереотип, т.е. исправить катастрофическую для ребенка ситуацию. Однако в большинстве случаев изменение, доставляющее столько страданий аутичному ребенку второй группы, бывает вынужденным, и устранить его сложно (заболел педагог, к которому привык ребенок, сломалась любимая игрушка и т.д.). Кроме того, взрослый не всегда может догадаться, что именно из изменившихся деталей особенно расстроило ребенка.
Как показывает опыт коррекционной работы, наиболее действенным оказывается следующий способ оказания «скорой помощи»: взрослый начинает сопереживать ребенку, «голося» вместе с ним, в унисон его отрицательным переживаниям, обозначая подходящими словами его состояние («Ой-ой-ой, какая беда!»). В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффектом ребенок почти всегда на время успокаивается, и, что особенно ценно, может принять формулировку взрослого и использовать ее в другой ситуации острого дискомфорта.

2. Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.


Циклические агрессивные разряды. Это наиболее грубые проявления избирательной агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка тянется к бумажной игрушке, которая явно ей понравилась, со словами: «Дай куколку», берет ее в руки, но почти сразу же разрывает – после этого опять: «Дай куколку»,
и так бесконечно. Подобное поведение, возможно, связано с повышенной пресыщаемостью аутичного ребенка, доставляющей ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующей желание уничтожить объект, который для него был особо интересен. Справиться с такими агрессивными разрядами очень трудно, лучше, опираясь на знания о том, что для данного ребенка является особенно аффективно значимым, вовсе избегать появления этих предметов во время занятия.
Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. Мы уже говорили о них, как об особо тяжелых влечениях аутичных детей, характерных в наибольшей степени именно для второй группы. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого. Если подобные действия при попытке общения
с ребенком усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или, прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов: на доступном ребенку уровне аффективной адаптации они естественны. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз получает
в ней поддержку взрослого, частота и интенсивность подобной формы агрессии заметно снижаются. У ребенка часто остается лишь потребность «отметиться» – подойти, прикоснуться подбородком к плечу взрослого.
Агрессия по отношению к близким также характерна для детей второй группы. Она может возникать в ситуациях особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой такой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза, и, по сути дела, агрессивные разряды, направленные на нее, являются формой самоагрессии. Чаще всего ребенок, ударив маму или укусив ее, пытается в отчаянии устранить невыносимую для него ситуацию также, как он бьет себя, когда ему больно. Например, это может произойти, если мать чем-то очень сильно расстроена, плачет, – для такого ребенка это разрушительно, ведь он не может еще отделить ее от себя.
Генерализованная агрессия. Эта форма агрессии часто наблюдается при направленной активации ребенка и легко провоцируется сенсорными свойствами используемых в занятиях предметов: ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, размазывать краску, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок, давить мыльные пузыри и т.д. Если пытаться его в этот момент переключить, могут нарастать напряжение, усиливаться двигательные стереотипии. Однако эти действия нельзя и игнорировать, так как ребенок застревает на них и сильно возбуждается, растормаживается. Необходимо, по возможности, «подключаться» к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий аффективный смысл, который известен ребенку из его жизненного опыта. Например, рассыпание мозаики можно комментировать, как «салют», разливание воды – как «море», разрывание бумаги – как «снег», «полет бабочек». Вместе с тем, следует быть очень осторожными при выборе материала, с которым предстоит работать: зная, какие впечатления являются особенно захватывающими для ребенка, надо избегать строить на них взаимодействие, чтобы не провоцировать его на такие формы привычной аутостимуляции, к которым невозможно продуктивно «подключиться». Например, если мы знаем, что у ребенка есть постоянное стремление разливать воду, мы постараемся рисовать с ним (или ему) карандашами или очень густой гуашью,
а если он навязчиво ломает грифели или исступленно царапает карандашом бумагу, будем использовать краску или размазывать по бумаге пластилин.
Свернутая психодрама. Она отражает следующий закономерный этап повышения эмоционального тонуса ребенка и представляет собой агрессивные действия более избирательного и стойкого характера. Иногда они могут сопровождаться свернутыми речевыми комментариями.
Например, девочка захлопывает дверцу шкафа, в который брошена игрушка, напряженно шепча: «Закрыть, закрыть, чтоб не вышел!». При этом ребенок приходит в возбуждение, усиливаются его аутостимуляторные действия. В основе подобного явления лежит, как показывает опыт коррекционной работы, ранее пережитый страх. Так, в приведенном выше примере в агрессивных действиях девочки отражался испытанный ею в прошлом сильный страх, связанный с эпизодом, когда в детском саду дети заперли ее в туалете.
Появление подобных спонтанных психодрам на фоне уменьшения генерализованной агрессии является хорошим прогностическим признаком того, что у ребенка формируется механизм борьбы со страхом. Однако самостоятельно такой ребенок не может справиться с травмирующей его ситуацией, его спонтанные попытки не завершаются облегчением аффективного напряжения. Помогая ребенку привести каждое свернутое агрессивное действие к положительному разрешению, взрослый должен помнить о том, что в данном случае это может происходить лишь в форме моментального положительного комментирования происходящего. Например, при напряженном захлопывании дверцы шкафа девочкой можно сказать: «Закрой, закрой как следует дверь, позаботься о малыше, пусть поспит в тепле. Какая ты умница, что устроила ему такой уютный и теплый домик!» Такой первоначальный комментарий следует воспроизводить в неизменном виде при повторении агрессивных действий или высказываний ребенка многократно, пока они не станут менее напряженными – тогда можно пытаться ввести какой-то новый благополучный вариант разрешения проигрываемого момента.
Агрессивный контакт. Эту форму агрессии следует отличать от импульсивных агрессивных действий по отношению к окружающим людям. Обычно агрессия подобного типа появляется у аутичных детей второй группы при заметном повышении их психического тонуса, уменьшении тревожности, смягчении страхов и представляет собой спонтанную попытку примитивного контакта с окружающими. Например, такой ребенок начинает подталкивать на улице прохожих, может крепко обхватить и повалить другого ребенка. На занятиях это может быть попытка мазнуть краской руку педагога («след останется»), захлопнуть за ним дверь. В подобных ситуациях ребенка надо учить самым простым формам контакта, комментируя, что и как мы будем делать: «Мы подойдем к мальчику, пожмем ему руку, скажем: «Привет!». Дома подобные тенденции ребенка хорошо переводить в возню, тоже с комментариями: «Ну, давай потолкаемся, побегаем» [3, 4].
При работе с агрессивным поведением мы использовали следующие приемы: объяснение ребенку ситуации как неопасной; обучение ребенка «в экстремальных ситуациях» более сложным формам процесса; «свернутая» психодрама.
Например, поведение, приносящее себе повреждение: «Ребенок бьет себя по голове». Для преодоления данного поведения использовали прием «прерывания деятельности»: как только ребенок начинает бить себя по голове, педагог берет руки ребенка в свои и говорил: «Не бей
по голове!», после чего внимание ребенка привлекается к другому виду деятельности.

Негативизм


Наблюдаемые у аутичного ребенка проявления негативизма качественно отличаются
от проявлений негативизма нормально развивающихся детей. Чаще всего они отражают не протест против подавления его самостоятельности, а все то же постоянное стремление сохранить неизменность окружающего и своих форм взаимодействия с ним.
Отказ ребенка от выполнения каких-то бытовых требований близких, естественно возникающих при попытке формирования его основных навыков (самостоятельной еды, одевания, приучения к туалету и т.д.), связан не только с его реальными трудностями произвольного сосредоточения и подражания, но и с часто возникающим сильнейшим дискомфортом, страхом, который он переживает в этих ситуациях. Поэтому взрослый должен быть особенно терпеливым и осторожным в поиске подходящего момента для обучения ребенка, в оказании ему помощи, в заражении его своей уверенностью, что он справляется.
Часто причиной возникновения негативизма является особая зависимость ребенка от непосредственных влияний окружающего сенсорного поля: ему трудно оторваться от какого-то захватывающего впечатления, оборвать незавершенное действие и т.п. Возникающие в подобных ситуациях проблемы характерны для определенного этапа нормального онтогенеза в районе годовалого возраста. Конечно, в случае рассматриваемых трудностей развития они выражены сильнее, но справляться с ними можно тем же путем продуманной организации окружающего, созданием и поддержа­нием специального аффективного режима воспитания [2].

Вопросы и задания для самостоятельной работы



  1. Выделите основные направления и задачи психокоррекционной работы с аутичными детьми.

  2. Объясните необходимость учета условий организации психокоррекционной работы.

  3. Раскройте содержание этапов психокоррекционной работы с аутичными детьми.

  4. Охарактеризуйте специфику коррекции страхов у детей в зависимости
    от группы РДА.



Практические задания
к разделу «Использование подсказок»



  1. Вы обучаете ребенка одеваться самостоятельно. Какие виды подсказок вы можете использовать для обучения? Продемонстрируйте каждый из видов.

  2. Вы хотите научить ребенка убирать за собой посуду после того как он поел (собирать посуду, выбрасывать остатки в мусорный контейнер и складывать посуду в раковину). Какие виды подсказок вы можете использовать для обучения? Продемонстрируйте каждый из видов.

  3. Ребенок различает три вида категорий: животные, транспорт и одежда. Вы хотите научить ребенка новой категории – игрушки. Как это можно сделать, и какие подсказки можно использовать? Продемонстрируйте каждый из видов.

  4. Ребенок учится различать действия на картинках. Он умеет различать более 20-ти действий, но затрудняется запомнить действие «пьет». Как можно ему помочь, и какие виды подсказок можно использовать? Продемонстрируйте каждый из видов.

  5. Мы хотим научить ребенка правильно просить то, что он хочет, например: «Дай мне…» или «Я хочу…». Как это сделать? Какие виды подсказок можно использовать? Продемонстрируйте каждый из видов.

  6. Катя умеет различать 3 цвета: желтый, зеленый и синий. Как научить её различать красный цвет с помощью подсказок? Какие виды подсказок вы можете использовать для обучения?

  7. Федя учится сопоставлять предметы с картинками. Продемонстрируйте способ постепенного прекращения физической подсказки при обучении этому навыку.

  8. Федя учится различать предметы, которые лежат перед ним на столе. Продемонстрируйте способ постепенного прекращения подсказки с помощью жеста при обучении этого навыка.

  9. Наташа учится выполнять инструкцию: «Выброси мусор». Продемонстрируйте способ постепенного прекращения физической подсказки при обучении этому навыку.

  10. Наташа учится наименовать действия на картинках. Продемонстрируйте способ постепенного прекращения визуальной подсказки при обучении этому навыку (использованию этого слова).

  11. Ребенок учится управлять мышкой от компьютера. Какие виды подсказок могут быть использованы при обучении, и каким образом эти подсказки можно постепенно удалить?

  12. Ребенок учится раскрашивать, не выходя за границы фигуры. Какие виды подсказок могут быть использованы при обучении, и каким образом эти подсказки можно постепенно удалить?

  13. Ребенок учится спускать воду в унитазе после того, как сходил в туалет. Какие виды подсказок могут быть использованы при обучении, и каким образом эти подсказки можно постепенно удалить?

  14. Ребенок учится группировать одинаковые предметы от отличных. Какие виды подсказок могут быть использованы при обучении, и каким образом эти подсказки можно постепенно удалить?

  15. Ребенок учится выкладывать орнамент из мозаики в соответствии с представленной ему моделью. Какие виды подсказок могут быть использованы при обучении, и каким образом эти подсказки можно постепенно удалить?

Практические задания
к разделу «Базисные методы обучения»



  1. Вы хотите обучить ребенка правильно держать карандаш при раскрашивании рисунка. Какая техника обучения является наиболее подходящей для обучения данному навыку? Обоснуйте и продемонстрируйте процесс обучения.

  2. Вы хотите обучить ребенка различать членов семьи: «мама» и «папа». Какая техника обучения является наиболее подходящей для обучения данному навыку? Обоснуйте и продемонстрируйте процесс обучения.

  3. Вы хотите обучить ребенка писать собственное имя на клавиатуре компьютера. Какая техника обучения является наиболее подходящей для обучения данному навыку? Обоснуйте и продемонстрируйте процесс обучения.

  4. Вы хотите обучить ребенка смотреть в глаза каждый раз, когда вы зовете его по имени. Какая техника обучения является наиболее подходящей для обучения данному навыку? Обоснуйте и продемонстрируйте процесс обучения.

  5. Вы хотите обучить ребенка самостоятельно складывать пирамидку. Какая техника обучения является наиболее подходящей для обучения данному навыку? Обоснуйте и продемонстрируйте процесс обучения.


Практические задания
к разделу «Метод обучения отдельными блоками»



  1. Вы хотите обучить ребенка различать предметы домашнего обихода. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  2. Вы хотите обучить ребенка различать членов семьи. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  3. Вы хотите обучить ребенка сортировать предметы по категориям. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  4. Вы хотите обучить ребенка сортировать предметы по формам. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  5. Вы хотите обучить ребенка сортировать предметы по размерам (большой – маленький). Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  6. Вы хотите обучить ребенка сопоставлять слова с картинками. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  7. Вы хотите обучить ребенка сопоставлять слова с предметами. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

  8. Вы хотите обучить ребенка сортировать предметы по цветам. Сформулируйте четкие инструкции и подсказки. Продемонстрируйте обучение этому навыку методом отдельных блоков.

1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 33
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная