Эммануил Сведенборг Смотрите также: Учебный сайт
Учебные материалы


Эммануил Сведенборг



Вряд ли кто-либо может (понимать и) знать, каковы плоды таких искушений (испытаний), или борьбы (сражений) с соблазнами. Они являются духовными средствами (ощущениями, мыслями и желаниями), с помощью которых зло и ложь становятся разбиты и рассеяны, и посредством которых индуцируется (производится) ужас от них (нежелание, страх и совесть), и человек тогда не только совестится, но также и исправляется, в такой способ, и, следовательно, возрождается. Это же является причиной, почему те, кто должен быть возрожден, приводятся в испытания (сражения), и проходят их. Но те, кто не испытывал их при жизни в теле, должен сделать это в другой жизни, если они должны быть возрождены, и именно в связи с этим христианская церковь Господня называется воинствующей. Но лишь Одному Господу выпало выстоять самые суровые (жестокие) сражения (в испытаниях) с соблазнами, рассчитывая лишь только на Свои собственные силы или Свое собственное Могущество, ибо Он был в окружении всех адов и адских духов, но господствовал и беспрерывно их побеждал. [2] И, также, единственно Один Господь есть Тот, кто сражается в человеке, который приходит к сражению (к испытанию) искушениями, и есть Тем, кто, тогда, преодолевает их и побеждает. Человек один или сам, опираясь лишь на свою собственную силу и власть, не может вообще ничего сделать против зла или адских духов. Ибо они настолько связаны в адские общества и команды, что, если один будет преодолен, то другой сразу нападает и обрушивается следом, и так это в последовательности и до бесконечности. Они, подобны морю, которое давит на каждую часть дамбы, и если дамба будет прорвана через щель или трещину, то море все равно никогда не перестанет прорывать дамбу и проливаться сквозь нее, пока ничего из удерживаемого не останется. Так бы и было бы с человеком, если бы без Господа, один на один, предстоял бы он в своих сражениях (испытаниях) с соблазнами.

1693.
Стих 11. И они, прихватив все богатство Содома и Гоморры, и всю провизию их, удалились. "Они взяли все богатство Содома и Гоморры" означивает, что они были лишены силы и власти делать зло; "и все припасы (продукты) их" означивает, что они были лишены силы мыслить ложь (фальши); "и удалились" означивает то, что так они были низложены (побеждены).

1694.
Они взяли все богатство Содома и Гоморры. Что этим означено, что они были лишены силы и власти совершать зло, очевидно, из значения отнимать у кого-либо богатства. Под богатством Содома и Гоморры ничего иного и не означивается, во внутреннем смысле, кроме как зла и лжи. Здесь же, зло означено "богатством", а ложь (фальшь) - "пищей (припасами)". Относительно высших благ, духовным сокровищем и богатством есть ничто иное, как блага и истины, которыми люди одариваются и обогащаются от Господа. И поэтому, относительно зла, сокровища и богатства есть ничто иное, как зла и лжи, которые люди приобретают и умножают от и для себя (Собственного я). И именно такие ощущения и понятия также означены в Слове "богатством". Из изложенного теперь очевидно, что под взятием богатств Содома и Гоморры понимается лишение их силы делать и сотворять зла.

1695.
И все припасы (продукты) их. Что так означено, что они были лишены силы и власти мыслить ложь (фальши), очевидно, из значения слова "продукты (пища)". Что собой представляет небесная, духовная, и природная пища, которой питаются в другой жизни, было показано ранее (п. 56-58, 680, 681). Она также соответствует, во внутреннем смысле, и пище для тела, и поэтому представлена в Слове через пищу, и именуются "пищей". Но пища злых и адских духов есть то, что противоречит мудрости, рассудительности и истинным знаниям, и она представляет собой всякую ложь (фальшь), и что удивительно, злые духи, поддерживаются такой пищей. Причиной того, что она поддерживает их лежит в том, что ложь и составляет их жизнь. Если не дать им средства (злые желания и ложные мысли), чтобы очернить истину, и так превратить ее в вещь богопротивную, они не смогут жить. Но им дается позволение думать и говорить лишь только те лжи, которые произведены от их собственных зол (по нраву и желанию), а не те, которые противоречат их злам. Потому что было бы тем же лукавством и обманом, если бы они не говорили ложь, произведенную от своих же зол, то есть, ложь из зла своей жизни; и тем самым это прощает их, потому что у них такова суть и природа, ибо, в противном случае, они погибли бы и не смогли бы жить. [2] Что касается лишения их силы и власти делать (творить) зло и думать лжи, то дело заключается в следующем. В сражениях (при испытаниях, искушениях, соблазнах) в человеке злым духам разрешается извлекать все то зло и ложь, которые находят они в человеке, и сражаться за зла и лжи в человеке. Но, когда последние преодолены (отброшены) и побеждены (низложены), то они больше не могут этого делать потому, что они сразу ощущают, насколько в человеке укрепились и стали господствовать блага и истины. Духи, более чем люди, одарены такого рода восприятием; из самой сферы духа человека, который стал утвержден в истине и благе, они ощущают и узнают, мгновенно, как на самом деле обстоят дела, и какой ответ они получат, и, кроме того, много чего и другого. Это заметно и очевидно по каждому духовно возрожденному человеку, при котором злые духи присутствуют в равной степени, как и у не возрожденного, но они пребывают побежденными и служат у них в подчинении. И это есть именно то, что имеется в виду под лишением (потерей) их силы и власти делать зло и генерировать лживые мысли (фальши).

1696.
И удалились. Что этим означено, что они были низложены, очевидно, без объяснений.

1697.
Стих 12. И взяли они Лота, сына брата Авраамова, и собственность его, который тоже удалился, и стал проживать в Содоме. "И взяли они Лота, сына брата Авраамова, и собственность его, который тоже удалился" означает то, что кажущиеся (природные) блага и истины, которые сами по себе не являются истинно Божественными, завладели внешним человеком, и всякими ощущениями в нем; "и он стал проживать в Содоме" означивает состояние внешнего человека.

1698.
И взяли они Лота, сына брата Авраамова, и собственность его, который тоже удалился. Что этим означено, что кажущиеся (природные) блага и истины (видимые в Собственном я), которые сами по себе не являются истинно Божественными, вначале господствуют над внешним человеком и всякими ощущениями в нем, очевидно, из значения имени "Лот". Что "Лот" означивает чувственность или внешнего человека в Господе, уже было неоднократно сказано и объяснено. Но, здесь, "Лот" означивает человека внешнего, что касается кажущихся (природных) благ и истин, которые представлены самой сутью имени Лот, и "его собственностью" (ощущениями Собственного я). Что и у Господа в раннем детстве эти блага и истины (в Собственном я) казались истинными благами и истинами, но сами по себе не были Божественными, уже объяснялось прежде, но, что они постепенно очищались, и это происходило через испытания (искушения) в сражениях (со злом и ложью), может быть очевидно из того, что было сказано, что касается испытаний (искушений).

1699.
И он стал проживать в Содоме. Что этим означено (нечистое) состояние внешнего человека (пребывание в небожественности от Собственного я), очевидно, из значения слова "Содом".

1700.
Стих 13. И пришел один из уцелевших (спасшихся) и известил Авраама Еврея, обитавшего в дубравах Мамре Аморреев, брата Эшколу и брата Анеру, которые были людьми согласными Аврааму. "И пришел один из уцелевших (спасшихся) и известил Авраама Еврея" означивает то, что Господь воспринял это своим внутренним ощущением; "Авраам Еврей" представляет рассудок человека, к которому присоединился и примкнул наивнутренний человек или Божественное Я; "обитавшего в дубравах Мамре Аморреев" означивает состояние восприятия духовного человека; брата Эшколу и брата Анеру, которые были людьми согласными Аврааму" означивает состояние духовного человека в отношении к внешнему человеку, что касается качества благ и истин в нем.


1701.
И пришел один из уцелевших (спасшихся) и известил Авраама Еврея. Что этим означено, что Господь воспринял это своим внутренним ощущением, очевидно из значения имени "Авраама Еврея", представляющего собой внутреннего человека, соединенного с наивнутренним, и которое будет объяснено чуть ниже. И, так как, во внутреннем смысле, эти ощущения касаются Господа, а в историческом смысле это представляется по соответствиям, то, очевидно, что приход одного из уцелевших (кто спасся), и его сообщение, не означивает ничего иного, чем то, что Господь воспринял это известие внутренне. Внутренний человек (душа) воспринимает то, что происходит во внешнем человеке (теле), так же, как если бы кто-то сообщил ему о нем (как не о себе, а о ком-то ином). Господь, который внутренне воспринимает все и каждое из возможных ощущений, которые имели (имеют и будут иметь) место когда-либо, знает в совершенстве качества и источник всего, что должно свершиться в отношении Него. Как, например: как только какое-либо ощущение зла овладевало устремлениями (желаниями воли) Его внешнего человека, или какая-нибудь ложь устанавливала господство над мыслями Его рассудка, то Он мгновенно уже знал, что это, и откуда оно пришло, а также то, каковы те зло и ложь, что были возбуждены злыми духами, и каково качество тех духов, что их возбудили, не говоря уже о величайшем множестве других таких ощущений. Ибо такие ощущения, также, как и другие, что бесчисленно следуют за ними, не сокрыты от ангелов, и даже от человека, имеющего в себе (внутри) небесное восприятие (наивнутреннее ощущение), а тем более от Господа.

1702.
Что "Авраам Еврей" представляет собой внутреннего человека, к которому примкнул (присоединился) человек наивнутренний или Божественное Я человека, может быть очевидно из значения полного имени "Авраама Еврея", или из фамилии (родового имени) Авраама, которым Он здесь именуется, "Еврей". Ни в том, что было описано прежде, ни в том, что будет описано в дальнейшем об Аврааме, он не называется Евреем, и именуется так только в этом отрывке, и поэтому, здесь, некоторое особое отличительное качество в Господе представлено и означено именем "Авраам Еврей". То, что представляет и означивает это имя может быть очевидно из внутреннего смысла, а именно то, что это есть внутренний человек, соединенный с наивнутренним человеком или Божественным Я, как это может быть очевидно по соответствиям из событий, последовательно представленным во внутреннем смысле. В Слове, Евреи упоминаются тогда, когда означивается какое-либо понятие, представляющее собой наивысшее служение, какое только может быть, как это очевидно из дальнейшего. Внутренний человек таков, что он служит человеку наивнутреннему или Божественному Я. И по этой причине внутренний человек здесь именуется именем "Авраам Еврей" (Божий Слуга). [2] Что представляет собой внутренний человек, едва ли кто-либо понимает и знает, и поэтому это должно быть кратко раскрыто. Внутренний человек (дух, душа) занимает промежуточное (срединное) положение между наивнутренним (небесным духом, Божественным Я) и внешним человеком (природным духом и духом телесным). Посредством внутреннего человека (духа, души) наивнутренний человек (небесный дух, Божественное Я) общается с человеком внешним (его Собственным я и телом), без этого посредия (внутреннего духа), было бы вовсе невозможно установление какой-либо связи (между природно-физической частью и Божественным Я человека). Небесный дух (или Божественное Я) отличается от природного духа (или Собственного я), и еще больше от духа тела (я телесно-вещественного), и если бы не было среды (посредников), через которых осуществлялась бы связь (сообщение), небесный дух (Божественное Я) не смог бы проникать и действовать вовсе в природном духе (Собственном я), а тем более в духе телесном (теле). Внутренний же (срединный) дух человека и именуется человеком духовным (рассудочным, рациональным), и именно этот человек, потому что он является посредствующим (промежуточным), и (со)общается с наивнутренним человеком (Божественным Я), в котором пребывает само благо и истина. Внутренний (срединный) дух также есть тот, кто взаимодействует и с внешним человеком (природным духом, представляющим собой Собственное я, и телесным духом), в котором пребывает само зло и ложь. Посредством связи с наивнутренним человеком (Божественным Я), человек (срединный дух) может думать о небесных и духовных ощущениях и вещах, или другими словами, может видеть возвышенно, чего не могут сделать звери. Посредством связи с внешним человеком (Собственным я и духом тела), человек (срединный дух) может думать о мирских и телесных ощущениях и вещах. Или другими словами, может видеть низменно, и в этом, тогда, он мало чем отличается от зверей, которые, в такой же манере (в такой же способ, и даже лучше), имеют представления и понятия о земных ощущениях. Одним словом, внутренний, посредствующий или срединный (подобное определение есть у Будды) человек и есть сам дух или духовный человек или рассудочный человек, который является духовным и небесным, когда он видит и смотрит возвышенно, но - животным, когда он видит и смотрит низменно. [3] Хорошо известно, что человек может распознать (внутренне ощутить), когда кто-то говорит одно, а думает другое, и когда некто делает одно, хотя желает другое, и когда происходит притворство (лицемерие, расхождение слова и мысли) или обман (коварство, расхождение желания и дел); также, когда что-либо происходит по причине (по основаниям) или по рассудку духовному (рассудительности, рациональности); и что это есть некое ощущение внутреннее потому, что по видимости (телесных чувств) это может показаться совсем иным; также известно и то, что у того, кто должен быть возрожден, пребывает некое ощущение внутри, которое сражается с тем, которое является ему извне (внешним). Мысли и желания, которые являются внутренними, и по которым человек думает и желает противоположно и не так, что касается, мыслей и желаний внешних, как и те, которые борются (сражаются) с последними, эти и есть ощущениями внутренними и именно они принадлежат внутреннему человеку. В этом внутреннем человеке пребывает совесть (или сознание) у человека духовного, и высшее внутреннее ощущение (или восприятие) у человека небесного. Этот внутренний человек, соединенный с наивнутренним человеком (Божественным Я), который пребывал в Господе, и есть, то, что здесь именуется именем "Авраам Еврей" (Божий Слуга).

1703.
Что имя "Еврей" в Слове приписывается к некоей особой и высшей духовной форме служения, очевидно из следующих мест. У Моисея: когда брат твой, Еврей, или Евреянка, будут (приданы) оставаться у тебя, и будут служить тебе шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить их от себя на свободу (Втор. 15:12); где сказано "Еврей" и "Евреянка", потому что представлено высшее служение духа (Божественному Я). У Иеремии: в конце семи лет будет (освобожден) отпущен всякий человек, у которого брат был Еврей, который был придан ему, и служил в нем шесть лет (Иер. 34:9, 14); где в подобной же манере применяется слово "Еврей", так как описывается высшее духовное служение. И еще место, когда сыны Иакова, не у пророков, именуются "Евреями". У Самуила: филистимляне сказали, будьте тверды, и будете людьми, чтобы вам не быть в услужении у Евреев, как они были у вас (1 Цар. 4:09), где это слово используется по той же причине. [2] У Моисея: и сказал Иегова Моисею, пойди к фараону и скажи ему, так говорит Иегова (Господь), Бог Евреев: пусть народ Мой идет, чтобы они могли служить Мне (Исх. 9:01, 13; 10:3), где пребывающие в Египте называются "Евреями" от их служения (Божественному Я). У жены Потифара, оговорившей Иосифа: позвала людей из своего дома, и сказала им, видите, он привел к нам Еврея, чтобы надругаться над нами (Быт. 39:14). Иосиф здесь именуется "Евреем", потому что он был, тогда, слугою в таком отношении. Главный виночерпий сказал фараону: был с нами молодой человек, Еврей, слуга начальника стражи, и он истолковывал нам наши сны (Быт. 41.12). Более того, Египтяне называли сыновей Израиля "Евреями" потому, что они были слугами (рабами), или в подчинении и неволе, как это хорошо известно (смотри Исх. 1:15-16, 19, и в других местах).

1704.
Обитавшего в дубравах Мамре Аморреев. Что этим означено состояние восприятия у внутреннего человека, очевидно, из значения слова "дубравы" и выражения "дубравы Мамре Аморреев", о которых было говорено ранее (п. 1442, 1443, 1616) .

1705.
Брата Эшколу и брата Анеру, которые были людьми согласными Аврааму. Что ими означен духовный союз (состояние единства) внутреннего человека с человеком внешним, что касается качества благ и качества истин в нем, может быть очевидно из значения этих имен, которое описано ниже, в стихе 24, где они также упоминаются. С другой стороны, Мамре, Эшкол и Анер представляют и означивают собой ангелов, которые пребывали с Господом, когда Он сражался в битвах (со злом) в раннем детстве, и которые способствовали благам и истинам, бывшим тогда у Господа. Они и названы от тех благ и истин. Ибо ни один из ангелов в небесах не имеет какого-либо имени, но лишь блага и истины, от которых имена и приписываются им; например, "Михаил" и другие ангелы, упомянутые в Слове, не имеют таких имен, но они носят эти имена согласно служений, что они исполняют, к чему бы оно не относилось. Также это и здесь, что касается имен Мамре, Эшкол и Анер, выражающих лишь соответствия.



1706.
Стих 14. И Авраам услыхал, что его брат был пленен, и он снарядил своих обученных людей, которые родились в его доме, числом в триста восемнадцать, и с ними преследовал до Дана. "Авраам услыхал, что его брат был пленен" означивает, что внутренний человек ощутил то состояние, в каком пребывал внешний человек; "и он снарядил своих обученных людей, которые родились в его доме" означает приход благ во внешнего человека, который теперь избавился (освободился) от уз привязанности (к Собственному я и телу); "триста восемнадцать" означает их качества; "и с ними преследовал до Дана" означает восхождение или приход к очищению.

1707.
Авраам услыхал, что его брат был пленен. Что так означено, что внутренний человек ощутил то состояние, в каком пребывает его внешний человек, очевидно, из значения имени "Авраама", упомянутого в предшествующем стихе, и представляющего собой внутреннего человека, к которому примкнул (присоединился) человек наивнутренний или Божественное Я человека; и из значения имени "Лота", представляющего собой внешнего человека, что уже было показано выше; а также из значения фразы "услыхал, что его брат был пленен", представляющего собой внутреннее ощущение того состояния, в каком пребывает его человек внешний; а именно, как это и сказано в стихе 12, что он вернулся во владения кажущихся (природных) благ и истин. [2] Дело в том, что когда внутренний человек (означенный "Авраамом Евреем") ощущает внутренне, что блага и истины, благодаря которым ведутся сражения (со злом), видятся лишь такими внешне по чувствам, и что они господствуют и владеют во всем во внешнем человеке (означенном "Лотом, сыном его брата"), то внутренний человек, тогда, точнее, Божественное Я (наивнутренний человек) через внутреннего человека, очищает их. Как это происходит, никто этого не может знать, и познать это сможет лишь тот, кому это будет позволено (Господом). Ибо пути проникновения (и влияния) наивнутреннего человека (Божественного Я), через внутреннего, или срединного человека, во внешнего человека, есть недоступной тайной. Особенно для нашего времени, когда немногие, если таковые вообще имеются, едва знают о том, что собой представляет человек внутренний (человеческий дух), и еще менее о том, каков есть наивнутренний человек (Божественное Я). То, что собой представляет наивнутренний человек (Божественное Я), а что человек внутренний (дух, рассудок, духовный человек, срединный человек), может быть очевидно из объяснения показанного чуть выше, в стихе 13. А здесь, теперь, будет кратко изложено, каковы есть по сути (природе, характеру) влияния (наития, проникновения, втечения, потоки) Божественного Я. [3] Наивнутренний человек (Божественное Я) в каждом человеке принадлежит одному Господу, ибо в нем Господь хранит и содержит все те блага и истины, которыми Он одаряет человека, начиная с младенчества. Оттуда Он эти блага и истины неощутимым потоком вливает (вносит, вводит, проливает внутренне) во внутреннего или рационального человека (духовного человека, дух, рассудок), и сквозь этого прямиком во внешнего человека, таким путем посредством благ и истин дается человеку его мышление и бытие (возможность думать и быть человеком). Но путей или потоков, исходящих от наивнутреннего человека (Божественного Я) во внутреннего или срединного человека (человеческий дух), и следом во внешнего человека (Собственное Я и тело, или природный дух и дух телесный), два. Это поток небесных ощущений, и поток ощущений духовных; или, что тоже самое, поток благ и поток истин. Небесные ощущения или блага проникают (втекают, входят) только в возрожденных людей (у всякого рожденного человека этот поток или источник загрязнен или забит слоем Собственной любви, а у возрожденных он очищается при возрождении), которые, тогда, приобретают (получают) в дар очищение этого потока и так либо внутреннее ощущение (восприятие), либо совесть (сознание). Следовательно, потоки небесных благ проникают (втекают) только в восприятие или совесть (сознание), и по этой причине не существует потока небесных ощущений у тех, которые не пребывают в любви к Господу и не находятся в милосердии к ближнему. Но потоком духовных ощущений, или истинами, Господь одаривает каждого человека, и если бы не было этого притока (проникновения, влияния, втечения) истин, то человек не смог бы ни думать, ни, следовательно, говорить. Когда человек таков, что он извращает блага и истины, то есть, когда он не принимает, не придерживается и не заботится об ощущениях и вещах небесных и духовных, то тогда поток (источник) небесных ощущений, или благ, забивается полностью, и путь (притока) благ закрывается навсегда; но все еще остается приток ощущений духовных, или истин, ибо путь для них постоянно сохраняется открытым. Отсюда очевидно, какова суть (природа и характер) внутреннего (духовного) или срединного, или рационального (посредствующего, рацио - связь) человека. [4] Наивнутренний человек (Божественное Я), пребывающий внутри внутреннего или срединного человека (духа), здесь означен "Авраамом". Когда небесные ощущения, или блага, втекают от наивнутреннего человека (Божественного Я) в срединного человека, наивнутренний человек (Божественное Я), привязывает (соединяется, сочетается) к себе внутреннего или срединного человека, и делает его по сути своим, но дух (внутренний человек) все еще отличается от Божественного Я (наивнутреннего человека). Также это по подобию происходит и тогда, когда Божественное Я входит (проникает) через дух или срединного человека в человека внешнего, ибо тогда наивнутренний человек сочетается и присоединяет к себе также и внешнего человека, и делает его по сути своим (во всем таким же, как он), но все же внешний человек продолжает отличаться от внутреннего человека. Так что теперь, когда наивнутренний человек (Божественное Я) воспринимает во внутреннем или срединном человеке, что состояние внешнего человека стало таким, что внешний человек был снова связан или пленен прежними привязанностями, то есть, что господство над ним снова взяли не подлинные, но видимые истины и блага, с которыми он сражался против такого множества врагов. Божественное Я, тогда, проникает (входит, вливается), и приводит все ощущения в порядок, и освобождает его от ощущений, что захватили или заразили его вновь. И, таким образом, очищает их, то есть, делает так, чтобы его блага и истины не были лишь видимыми, но были благами и истинами подлинными, и, таким путем, соединялись с наивнутренним человеком или Божественным Я. И это происходит, как уже сказано ранее, посредством духа или через внутреннего (срединного) человека. [5] В этом плане Господь не был похож ни на одного человека, ибо его внутренний (срединный) человек, что касается небесных ощущений или благ, был Божественным, и был соединен с его наивнутренним человеком (Божественным Я) даже от самого рождения. Его наивнутренний человек (Божественное Я), соединенный с этим внутренним человеком, был сам Иегова (Господь), Его Отец. Но Он был подобен другим людям в том, что Его внутренний человек, что касалось духовных ощущений или истин, был соединен с Его внешним человеком, и, таким образом, обладал природным духом (Собственным я) и духом телесным (телом). Но и эта Его часть также стала Божественной, то есть, подобной Иегове, через испытания в сражениях и беспрестанные победы (над адами) путем своей собственной силы и могущества. И внешний человек, который в своем начальном состоянии именовался "Лотом", в последующем стал называться "сыном брата Авраама", а уже здесь он именуется "братом Авраама", ибо сыном его брата его назвали тогда, когда в Нем стали господствовать блага и истины кажущиеся (природные), а его братом, когда в Нем стали господствовать истины и блага подлинные.

1708.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная