Понятие общества - Лекция Социология, ее место в системе научного знания о сущности и главных признаках Учебный сайт
Учебные материалы


Понятие общества - Лекция Социология, ее место в системе научного знания



Понятие общества.


С давних пор философы, социологи, политологи и представители других социальных наук активно обсуждали вопрос

о сущности и главных признаках

общества. В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества.
В обыденной жизни это понятие используется очень широко и возможны разные его толкования:

группа людей, которые создают организацию, основанную

на общих для них интересах. Группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий стиль жизни).
В научной литературе огромное количество дефиниций. Приведем некоторые из них.

Простейшее определение – общество – это совокупность людей и их взаимоотношений

.
В

западной литературе

обществом чаще всего

называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное «национальное лицо

».

Другое определение

«Общество – это, прежде всего такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую и надбиологическую реальность».


Таким образом, в одном случае общество понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом – как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, а в четвертом как продукт межличностных отношений людей, символический аспект социальной коммуникации.
Для Г.

Зиммеля общество –это комплекс обобществленных индивидов, сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникает общество.

Другие (Дж. Мид, Ч. Кули) совокупность взаимодействии конструирует общество.
В сер. 20 века американский социолог Р. Миллс предложил понимать

общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу

действия людей.
В зарубежной литературе утвердилась

традиция единственного и множественного

числа в употреблении термина «общество

». В ед. числе это –

собирательный образ человеческих обществ, существовавших в разные эпохи в разных странах.


Общество вообще – это вневременная и общечеловеческая категория, больше того это- общесистемное понятие,

поскольку применимо не только к людям, но и к животным. Социолог может говорить об обществе, включающем миллионы людей, а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность (социальное начало зарождается в триаде), во вторых в экстремальных условиях, когда путешественники, выброшенные на необитаемый остров, полагаясь лишь на самих себя, начинают воспроизводить всю систему социальных отношений: иерархию, властные отношения, социальный контроль, совокупность норм и обычаев и т.д. Старинная британская притча, что

мы повсюду носим общество с собой

(пример - британца жизнь на необитаемом острове - построил три хижины – собственный дом, клуб, который я посещаю по четвергам, клуб, который игнорировал все дни недели, именно так он вел себя в Англии). Общество - это не только то, что вокруг нас. Это еще и то, что внутри нас.
Автор глобальной теории общества И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в путаных и противоречивых определениях в конечном итоге ни к чему не привела.

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем «общество», и ни одно понятие не используется более автоматически и бездумно, чем «общество», несмотря на бесчисленные страницы,

посвященные его определению». Общество это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной многозначности в истории, и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заблуждение противоречивых определений».
На современном этапе существует

концепция мирового общества

. В радикальной форме тезис о мировом обществе приводит к мнению, что существует одна единственная общественная система – наднациональная, мировая. Действительно, потоки информации, телевидение, телефонная связь, интернет не знают национальных границ, они объединяют людей в единое общество. В таком случае национальные общества уходят на второй план. И если придерживаться территориально-

государственного принципа, то придется считаться с более 200 обществами, существующими на планете. А если быть верным коммуникативному подходу

(информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного единственного общества – мирового. Общество как социально-коммуникативная система.
Отечественные ученые пришли к выводу, что можно

понимать общество в двух смыслах

.
В

узком смысле

под обществом

понимают сложноорганизованную систему взаимодействия людей, имеющих свою структуру и институты.

В этом узком смысле общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития.
Общество

может означать круг людей,

объединенных общностью сословной принадлежности (дворянское) или каких-либо интересов (потребительское, спортивное и т.д.). К ним же относятся и коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности (социологи заменяют термин словом «социум»).
И наконец,

общество подменяется другим словом общность

.

Это коллектив

людей, занятых в одном процессе производства и потребления благ, а также множество партнеров по хозяйственным связям. Это понятие такое же размытое и многозначное. Можно говорить о духовной общности живущих людей и их предков, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши мировоззрения, взгляды, традиции в значительной степени определены нашими предками.
Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство и культуру не сами по себе, как изложил бы это специалист по этим наукам. А совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества. Религия важна как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культура как образ жизни больших масс людей. Культура не обязательно определяется территориальными границами или политической независимостью (еврейская культура).


В широком

– это отдельно взятое общество, рассматриваемое в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство) (советское, корейское и т.д.). Современное российское общество называют переходным, в нем на смену социалистическому приходит капиталистический общественно-экономический уклад и поскольку он не завершен, общество находится в постоянном движении и росте, переживая вполне естественные для такого процесса болезни, противоречия и дисфункции, то его именуют не стабильным, а транзитивным, т.е. переходным. В широком смысле общество

обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм совместной

деятельности людей. Общество – конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком социологическом смысле это мировое сообщество или мировая система, подразумевающая все человечество в целом, некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные границы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия.

Общество – совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимодействия с целью удовлетворения своих потребностей и характеризуется устойчивостью и целостностью

, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием.

Типологию создал ам. социолог Даниел Белл. Он подразделил всемирную историю на стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

В доиндустриальном обществе определяющим фактором является сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами. Оно называется еще традиционным, потому что, главным рычагом социального прогресса выступает передача знаний от старых к молодым, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Т.е., это в строгом значении этого слова общество, где нет индустрии, т.е. машинного производства.
Промышленность зародилась не так давно –200-250 лет назад. К этому обществу следует причислить все дописьменные, значительную часть письменных сложных обществ, которые существовали в эпоху рабовладения и феодализма. Если считать начало человеческого общества с 35-40 тыс. лет назад, то весь отрезок будет занят традиционным обществом. Последнюю тысячу лет нам придется делить на два непропорциональных отрезка - 300 лет, отводимые на индустриальное и 30 лет, занятых постиндустриальным обществом.
Оно охватывает далеко не все существующие на планете страны, а только самые передовые: США, Япония, Германия, Франция, Канада, Корея, Великобритания. Большинству стран еще только предстоит присоединиться к ним. С экономической точки зрения индустриальным считается общество, где подавляющая часть людей (три четвертых) трудится в промышленности, в постиндустриальном обществе подавляющая часть населения трудится не в промышленности, а в сферах обслуживания и информации. В доиндустриальном обществе базисом системы производства является система ручного ремесла, основанная на семейном труде. Она характерна для средневековой Европы.

Для постиндустриального общества

характерно превосходство сфер услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура – классовое деление уступает профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Доиндустриальный тип

господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. Главным определяющим началом жизнедеятельности в таких обществах является состязание человека с природой.

Индустриальный тип

охватывает государства Северной Америки, Европы, бывшего СССР. Здесь главное – развитие производства товаров массового потребления, которое осуществляется широким применением техники различного рода. Главным в таком обществе является

состязание человека с преобразованной природой

. В постиндустриальном главным считается труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. В этом обществе

доминирует состязание между людьми.

Если в Африке две треть населения трудится в сельском хозяйстве, то в США – всего 3%. В то же время в промышленном производстве занято одна треть, а в сфере услуг – две треть всего населения. Производительность труда в промышленно развитых странах в области сельского хозяйства сегодня более чем в 15 раз превышает аналогичный показатель для развивающихся стран.
Для постиндустриального общества характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное развитие самой техники на основе развития фундаментальных наук. Ушло время гениальных умельцев, считает Белл, которые могли без соответствующих знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель или телефон. Сегодня все больше источником новаций в технике становятся достижения в фундаментальных науках.
В научный оборот термин «

инд. общество

» ввел впервые

Сен-Симон.

Теоретической разработкой занимался О. Конт. Характерные признаки позитивной стадии – впервые складываются профессионально-квалификационные группы, расширяется разнообразие экономических форм жизни, растет материальное благосостояние населения.

Недостатки

– чрезмерная специализация, концентрация населения в городах, рост преступности, и самое главное – разрушение фундамента общества, а именно

солидарности или согласия людей.

Разделение труда и конкуренция развивают только профессиональную солидарность, которая постепенно перерастает в корпоративизм, стоящий на защите узкогрупповых интересов. Э. Дюркгейм полагал, что в инд. обществе сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности,

появляется понятие частной жизни

.
На смену клану сначала приходит семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма – промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения – не род, а профессия. Место и статус человека определяются не единокровностью, а выполняемой функцией. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшим им семейным формам. Концентрированным выражением зарождающейся индустрии становится средневековый город. Он стремится развить все отрасли промышленности и снабжать продукцией окружающие села. Внутри города жители группируются по профессиям.
Происходят изменения и более высокого уровня. В плотно населенной Европе складывается множество независимых государств, между которыми устанавливаются торгово-договорные отношения. Формируется международный рынок. Европейская промышленность в эту пору распространяется за национальные границы. Города все больше специализируются: появляются университетские, фабричные, портовые, бюрократические, финансовые центры. На смену ассоциации, характеризовавшей стадию механической солидарности, приходит корпорация, свойственная только органической солидарности. В первой людей объединяет сходство специальностей, во второй – их различие.
Индустриальное общество возможно только там, где законы регулируют все стороны социальной и экономической жизни. Рост городов ускоряет социальную мобильность, перемену места жительства и места работы. Там, где выше плотность населения, там выше мобильность и технический прогресс. В 18 веке образуется коллективное сознание европейского общества, а международное разделение труда институализируется. Западная Европа превращается в центр индустриального развития.
Взгляды Конта и Дюркгейма заложили фундамент современной теории ИО. В 1960 г. появилась новая теория – постиндустриального общества. Ее автор, Д. Белл полагал, что эпоха инд. общества в западном мире окончилась, хотя в других регионах она продолжается. Следующим поколением ученых, внесших значительный вклад в развитие теории ИО являются П. Друкер, Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт и др.
Так, Арон

выделяет 5 универсальных черт, которые объединяют инд. общества

:
1. предприятие полностью отделено от семьи;
2. промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда;
3. промышленное предприятие предполагает накопление капитала;
4. всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете;
5. во всяком ИО, каков бы не был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих.
Арон утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества, различными модификациями которого выступают западная демократическая и советская тоталитарная модель.

Отличительные особенности индустриального общества

:

Утверждение индустриального

технического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной);

Изменение пропорций

занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сх - до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45 %);

Интенсивная урбанизация;


Возникновение нации-государства

, организованной на основе общего языка и культуры;

Образовательная революция

; переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования;

Политическая революция

, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего, избирательного права);
10 11
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная