Решением педагогического совета - 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Учебный сайт
Учебные материалы


Решением педагогического совета - 2




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


Пояснительная записка


Образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для специалистов, которые работают с детьми от 4-х до 7-ми лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) «Программа» обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является приоритетным направлением в деятельности образовательной организации (далее - организация). В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программа» разрабатывалась

с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии

. Она базируется:

  • на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

  • на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит

психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».


«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
«Программа» включает следующие

образовательные области

:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Программа составлена на основе:



  1. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО)

  2. Адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной;

  3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  4. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования»;

Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы и логопедических кабинетов.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедических кабинетов обеспечивает создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи.
Программа имеет в своей основе принцип интеграции взаимодействия специалистов.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечивать развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»


Цель реализации «Программы» ― построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Формирование у детей способности к усвоению элементарных языковых закономерностей. Расширение возможности понимания речи и расширение представлений об окружающей действительности, коррекция недостатков речевого развития, профилактика вторичных нарушений, развитие творческих и коммуникативных способностей детей в различных видах деятельности. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что сформирует готовность к дальнейшему обучению.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной, её целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при тяжелом нарушении речи у детей, а также в ходе проектирования индивидуальных коррекционных программ.
«Программа» строится на основе

принципов дошкольного образования

, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество организации с семьями;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и  направлена на решение следующих

задач:


1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Для достижения цели по реализации обязательной части  адаптированной образовательной  программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга  

следующие задачи:


1) охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
2) осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4)обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
5) воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
6)взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
7)воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
8)развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
9)пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
10) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
11) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
12) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Коррекционно-развивающая работа реализуется решением следующих задач:
1) Формирование лексико-грамматических средств языка
2) Развитие фонематической системы речи.
3) Развитие фонетической стороны языка.
4) Развитие связной речи и речевого общения.
5) Развитие общей и мелкой моторики.
6) Развитие психических функций.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей и медицинских работников) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагается на администрацию дошкольной организации (заведующего, старшего воспитателя), медико-педагогический консилиум и родителей.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом – тяжелое нарушение речи психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.



  • Развитие словаря;

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

-развитие просодической стороны речи;
-коррекция произносительной стороны речи;
-работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;
-совершенствование фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза.

  • Обучение элементам грамоты.

  • Развитие связной речи и навыков речевого общения.

  • Развитие психических функций.

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие мелкой и общей моторики.

Целевые ориентиры.



  • Развивать произвольность и формировать основные компоненты мыслительной деятельности детей;

  • Способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний;

  • Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;

  • Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики;

  • Расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

  • Обогащать номинативный, предикативный и адъективный словарь импрессивной и экспрессивной речи;

  • Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

  • Формировать возможности участия детей в диалоге, формировать у них монологическую речь;

  • Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;

  • Осуществлять коррекцию фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы;

  • Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ГБДОУ № 78; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.
Основная общеобразовательная программа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга составлена в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня:

  1. Законом РФ «Об образовании» №273- ФЗ от 29.12.2012

  2. Законом об образовании в Санкт-Петербурге № 461-83 от 17.07.2013

  3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и

  4. организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05. 2013 г. № 26).

  5. «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г.;

  6. «Федеральными государственными требованиями к структуре основной

  7. общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом

  8. Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля

  9. 2010 г Министерства юстиции РФ).

  10. Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.011 № 2151)

  11. Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 года № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  12. Приказом по ГБДОУ детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 2014 года №_____

  13. Федеральным законом РФ от 29.12.2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступил в силу с 01.09.2012 г.)



  14. Федеральным законом РФ от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муници­пальных) учреждений».



  15. Письмом Минобрнауки РФ от 10.01.2014 г. №08-10 «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального госу­дарственного образовательного стандарта дошкольного образования».



  16. Письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».



  17. Письмом Рособрнадзора от 07.02.2014 г. №01-52-22/05-382 «О дошколь­ных образовательных организациях».



  18. Приказом Минобрнауки РФ от 18.02.2013 г. №98 «О рабочей группе по разработке порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных ос­новных общеобразовательных программ».



  19. Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих проведение образовательной деятельности».



  20. Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».



  21. Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным програм­мам дошкольного образования».



  22. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педа­гог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».



Информационная справка



  • ГБДОУ детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга расположен на улице Бухарестской д. 51, литер А.

  • Режим работы 12 часов, с 7.00 – 19.00, суббота и воскресенье, выходные дни.

  • Проектная мощность 220 мест.

На 2015-2016 у.г. в детском саду функционирует 11 групп:


Из них:

  • 1 группа для детей ясельного возраста с 2 – 3 лет

  • 4 группы общеразвивающей направленности

  • 6 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наполняемость групп:
Количество детей - 245 человек.

Из них по возрасту:



1 мл.гр.
с 2 до 3лет
общеразвивающие

2 мл. гр.
с 3 до 4 лет
общеразвивающая

Средняя группа
С 4 до 5 лет
общеразвивающая

Подготовительная с 6 до 7
общеразвивающая

Средняя группа
С 4 до 5 лет
для детей с ТНР

Старшая группа
С 5 до 6 лет
для детей с ТНР

Подготовительная группа
С 6 до 7 лет
для детей с ТНР

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

1

25


2

46

1

30

1

35

1

18

2

37

3

54

Характеристика по гендерному показателю:



1 мл.гр.
с 2 до 3лет
общеразвивающие

2 мл. гр.
с 3 до 4 лет
общеразвивающая

Старшая группа
С 5 до 6 лет
общеразвивающая

Подготовительная с 6 до 7
общеразвивающая

Средняя группа
С 4 до 5 лет
для детей с ТНР

Старшая группа
С 5 до 6 лет
для детей с ТНР

Подготовительная группа
С 6 до 7 лет
для детей с ТНР

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

15

10

29

17

20

10

17

18

13

5

25

12

27

27

МАЛЬЧИКИ - 142

ДЕВОЧКИ – 96

Характеристика по группам здоровья




п/п

Название группы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1

1 младшая группа № 1 «Ладушки» с 2 до 3лет общеразвивающие

4

20

1

-

2

2 младшая группа № 2 «Колокольчики» с 3 до 4 лет общеразвивающие

2

20

-

-

3

2 младшая группа «Смешарики» с 3 до 4 лет общеразвивающая

1

21

2

-

4

Средняя группа «Ягодка» с 4 до 5 лет общеразвивающая

-

30

-

-

5

Подготовительная группа «Непоседы» с 5 до 6 лет общеразвивающая

3

28

4

-

6

Средняя группа «Солнышко» с 4 до 5 лет для детей с ТНР

3

10

4

1

7

Старшая группа «Почемучки» с 5 до 6 лет для детей с ТНР

1

17

1

-

8

Старшая группа «Радуга» с 5 до 6 лет для детей с ТНР

-

18

-

-

9

Подготовительная группа «Ромашка» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

-

18

-

-

10

Подготовительная группа «Семицветик» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

1

17

-

-

11

Подготовительная группа «Добрынюшка» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

-

15

2

-



ИТОГО:

15

214

14

1

Мониторинг семей воспитанников


Социальный портрет семей:




Гр.


Название группы


Одинокая
мама

Возраст

Образование

МАМА

ПАПА

МАМА

ПАПА

До
20 лет

20-30 лет

30-
40 лет

Более
40 лет

До
20 лет

20-30 лет

30-
40 лет

Более
40 лет

среднее

Ср-
спец.

Высшее

среднее

Ср-
спец.

Высшее

1

1 младшая группа № 1 «Ладушки» с 2 до 3лет общеразвивающие

-

-

10

15

-

-

10

15

-

-

7

18

-

12

13

2

2 младшая группа № 2 «Колокольчики» с 3 до 4 лет общеразвивающие

4

-

6

15

1

-

3

14

1

1

3

17

1

6

11

3

2 младшая группа «Смешарики» с 3 до 4 лет общеразвивающая

4

-

4

18

1

-

3

14

2

3

1

19

2

4

13

4

Средняя группа «Ягодка» с 4 до 5 лет общеразвивающая

2

-

9

18

3

-

3

22

5

-

10

20

-

13

17

5

Подготовительная группа «Непоседы» с 5 до 6 лет общеразвивающая

-

-

7

16

1

-

6

22

6

-

10

24

4

12

18

6

Средняя группа «Солнышко» с 4 до 5 лет для детей с ТНР

-

-

2

16

-

-

-

14


4

-

9

9

-

6

12

7

Старшая группа «Почемучки» с 5 до 6 лет для детей с ТНР

1

-

2

15

1

-

1

17

-

-

3

16

-

5

13

8

Старшая группа «Радуга» с 5 до 6 лет для детей с ТНР

-

-

3

10

5

-

1

9

6

1

4

13

-

4

12

9

Подготовительная группа «Ромашка» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

2

-

8

8

-

-

5

10

1

1

13

4

-

11

5

10

Подготовительная группа «Семицветик» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

2

-

1

4

13

-

-

13

3

-

5

13

-

6

10


11

Подготовительная группа «Добрынюшка» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

-

-

2

13

3

-

-

13

5

1

2

15

1

2

15

Социальный статус семей воспитанников



  • Рабочие - 52 человека

  • Служащие – 300 человек

  • Руководители - 88 человек

Количество детей в семье




п/п

Название группы

1
ребенок

2 ребенка

3 и более

1

1 младшая группа № 1 «Ладушки» с 2 до 3лет общеразвивающие

10

14

2

2

2 младшая группа № 2 «Колокольчики» с 3 до 4 лет общеразвивающие

13

9

2

3

2 младшая группа «Смешарики» с 3 до 4 лет общеразвивающая

7

10

5

4

Средняя группа «Ягодка» с 4 до 5 лет общеразвивающая

11

16

2

5

Подготовительная группа «Непоседы» с 5 до 6 лет общеразвивающая

28

6

1

6

Средняя группа «Солнышко» с 4 до 5 лет для детей с ТНР

6

11

1

7

Старшая группа «Почемучки» с 5 до 6 лет для детей с ТНР

7

11

1

8

Старшая группа «Радуга» с 5 до 6 лет для детей с ТНР

4

10

4

9

Подготовительная группа «Ромашка» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

9

8

1

10

Подготовительная группа «Семицветик» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

11

5

2

11

Подготовительная группа «Добрынюшка» с 6 до 7 лет для детей с ТНР

7

8

3


ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ


И РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»


Характеристика диагноза - Общее недоразвитие речи:


Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи

у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Т.Б. Филичева). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Дети различных возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития, поэтому при выборе образовательного маршрута, определяемого требованиями «Программы», следует учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Характеристика уровней речевого развития


У детей

с

первым уровнем

развития речи

полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Отсюда речь становится понятной лишь в конкретной ситуации. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечения согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.
У детей

со вторым уровнем развития

речи

возрастает речевая активность. Фразовая речь отличается от нормативной фразы в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерный для этого уровня резко выраженный аграмматизм, затрудняет понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко.
Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
У всех детей нарушена мелкая, ручная и общая моторики. Наблюдается несформированность динамического праксиса (все дети затруднились в повторе серии ударов в ладоши).
У детей

с третьим уровнем развития

речи

наблюдается наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика детей включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Дети образуют существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, приставочные глаголы. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных, аграмматизмы. Дети могут неправильно употреблять предлоги, допускать ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Дети могут повторять трех- и четырехсложные слова. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ»


Планируемые результаты освоения «Программы» сформулированы в ряде целевых ориентиров.
... 39
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная