Учебные и информационно-методические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования 1. Книгопечатная продукция Учебный сайт
Учебные материалы


Учебные и информационно-методические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования




Учебные и информационно-методические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Учебные и информационно-методические ресурсы занимают свое, только им присущее место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Это существенный, необходимый, неотъемлемый компонент инфраструктуры, инструментального сопровождения начального общего образования, без которого невозможен сколько-нибудь результативный образовательный процесс. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижения современных результатов образования в начальной школе информационно-методические условия образовательного процесса, означающие наличие информационно-методической развивающей образовательной среды на основе деятельностного подхода.

Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования составляют:
- информационно-методические ресурсы обеспечения управленческой деятельности администраторов начального общего образования (ФГОС ОО, Базисный учебный план, примерные (базисные) учебные планы по предметам, образовательная(ые) программа(ы) ОУ, программа развития универсальных учебных действий, материалы о личностном развитии обучающихся, модели аттестации учащихся, рекомендации по проектированию учебного процесса и т.д.);
- информационно-методические ресурсы обеспечения учебной деятельности учащихся (обучающихся) (печатные и электронные носители учебной (образовательной) информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.;
- информационно-методические ресурсы обеспечения образовательной деятельности обучающих (учителей начальных классов) (печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.).
Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных информационно-методических ресурсов образовательных учреждений начального общего образования являются системные действия администраторов начального общего образования, органов управления образованием на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в пределах своей компетенции по выполнению настоящих требований, по объективной оценке этих ресурсов и осуществлению в соответствующих случаях коррекционных мероприятий.
Основными нормативными документами, определяющими требования к информационно-методическим ресурсам образовательного учреждения начального общего образования, являются:
- Перечень рекомендуемой учебной литературы (УМК);
- Список цифровых образовательных ресурсов.
1. Компоненты информационно-методических ресурсов обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования:

1. Книгопечатная продукция


Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов:
- ФГОС ОО, образовательная программа, учебные программы, пособия для учителя, дидактические материалы, КИМы;
- учебники, рабочие тетради, пособия для учащихся.
Базисный учебный план (БУП).
Примерный (базисный) учебный план по предметам.
Примерная развивающая образовательная программа.
Примерная программа развития универсальных учебных действий.
Модели итоговой аттестации учащихся начальной школы.
Модели мониторинговых исследований личностного развития учащихся начальной школы (развития личности учащихся) на основе освоения способов деятельности.
Пакет диагностических материалов по контрольно-оценочной деятельности.
Модель мониторинга процесса достижения планируемых результатов образования в начальной школе.
Каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов сети Internet.
Научно-методическая, учебно-методическая, психолого-педагогическая литература по вопросам развивающего образования, деятельностной образовательной парадигмы, достижения современных результатов образования, организации мониторинга личностного развития обучающихся.
Инструкции, технологические карты для организации различных видов деятельности ученика.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения по предметам Базисного учебного плана.
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии и т.п.) об окружающем природном и социальном мире, детская художественная литература.
Журналы по педагогике.
Журналы по психологии.
Методические журналы по предметам БУПа.
Предметные журналы.

2. Печатные пособия.


Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами учебной программы.
Карточки с заданиями.
Портреты деятелей литературы и искусства, исторических, политических деятелей в соответствии с образовательной программой.
Хрестоматии, сборники.
Схемы (схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека).
Плакаты (плакаты по основным темам естествознания: природные сообщества, леса, луга, сада, озера и т.п.; ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: «Классная комната», «Квартира», «Детская комната», «Магазин» и т.п.).
Географическая карта России. Географическая карта региона. Географическая карта страны изучаемого языка.
Дидактический раздаточный материал.

3. Демонстрационные пособия.


Объекты, предназначенные для демонстрации.
Наглядные пособия.
Объекты и пособия, сопровождающие учебно-воспитательный процесс.

4. Экранно-звуковые пособия.


Видеофильмы, соответствующие содержанию предметов БУПа (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии, технологические процессы труд людей и т.д.).
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения.
Презентации основных тем учебных предметов.
Аудиозаписи в соответствии с учебной программой, в том числе аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Аудиозаписи по литературным произведениям.
Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса.
Оперы, балеты, творчество отдельных композиторов, ведущих исполнителей и исполнительских коллективов.
Произведения пластических искусств, иллюстрации к литературным произведениям.

5. Цифровые образовательные ресурсы.


Цифровые информационные источники по тематике предметов БУПа:
- тесты;
- статические изображения;
- динамические изображения;
- анимационные модели;
Обучающие программы.

Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий.





Тема

Сроки

Ответственные

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию ФГОС НОО



1

Утвердить локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры МКОУ СОШ №8 с учетом требований к оснащенности образовательного процесса

май

администрация

2

Осуществление методического сопровождения при разработке образовательной программы.

март-май

Администрация школы.

3

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС.

август - сентябрь

Администрация школы.

4

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО, на основе утвержденного федерального перечня учебников.

январь-март

Зам. дир. по УВР Елькина И.А.



Разработка и утверждение учебных планов 1-3-х классов.

август - сентябрь

МО начальных классов.

Создание организационного обеспечения введения ФГОС НОО.



1

Организовать постоянный внутришкольный семинар по основной методической теме «Особенности построения учебно-воспитательного процесса в соответствии с новым ФГОС начальной школы».

В течение года

Зам. дир. по УВР Елькина И.А.

2

Изучение, накопление и внедрение в педагогическую практику методик, технологий и средств, соответствующих требованиям ФГОС.

В течение года

Учителя нач. классов.

3

Создание на школьном сайте раздела «Переход на ФГОС».

В течение года

Администрация школы.

4

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС НОО.

январь

Зам. дир. по УВР, рук. МО

5

Выбор варианта учебного плана, УМК.

февраль

МО учителей нач. классов

6

Определение компонентов учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Февраль


Зам. дир. по УВР, МО учителей нач. классов

7

Информирование родительской общественности о ходе и результатах работы по введению ФГОС НОО.

март-май

Зам. дир. по УВР, МО учителей нач. классов

8

Степень освоения педагогами начальных классов ФГОС НОО

май

Зам. дир. по УВР, рук. МО

9

Обеспеченность учебниками, методическими материалами.

апрель-август

Зам. дир. по УВР, МО учителей нач. классов, рук. МО,
библиотекарь

10

Обобщение опыта педагогов, реализующих авторские программы внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов.

2013-2014

Администрация школы.

11

Организация доступа работников школы к электронным образовательным ресурсам Интернет.

В течение года

Учителя нач. классов.

Кадровое обеспечение и поддержка учителей при введении ФГОС НОО.





Повышение квалификации учителей в сфере современных методик и технологий.

В течение года

Учителя нач. классов.



Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ.

март-май

Администрация школы.

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО.





Обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами.

сентябрь-август

Директор МОУ, Зам. дир. по УВР, МО учителей нач. классов,
зам. дир. по АХЧ



Проверка готовности помещений, оборудования и инвентаря к реализации ФГОС НОО.

август

Директор МКОУ СОШ №8, Зам. дир. по УВР, МО учителей нач. классов.


Приложение 1


Диагностика и исследование нравственной сферы школьника


(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа»

(

предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах

6-7 лет (1 класс)


Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:

  • Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

  • Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

  • Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

  • Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

  • Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

  • Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»


Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»


Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 62
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная