Камчатский край - Аналитическая информация о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации по итогам 2010 года Камчатский край Учебный сайт
Учебные материалы


Камчатский край - Аналитическая информация о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации по итогам 2010 года




Камчатский край


Социальное партнерство занимает важное место в решении социально-трудовых проблем и находится под пристальным вниманием Губернатора и Правительства Камчатского края. В течение 2010 года в крае проводилась целенаправленная работа по развитию системы социального партнерства в сфере труда.
В настоящее время в Камчатском крае действуют следующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социального партнерства:
Закон Камчатского края от 11 марта 2008 года № 17 «О краевой трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае»;
Закон Камчатского края от 4 июля 2008 года № 79 «О социальном партнерстве в сфере труда в Камчатском крае»;
Постановление Губернатора Камчатского края от 5 февраля 2008 года № 29 «Об образовании краевой трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае» (с изменениями от 23 июля, 25 августа, 20 октября 2008 г., 12 мая, 2 декабря 2009 г.,
13 октября 2010 г.);
Постановление Правительства Камчатского края от 19 мая 2008 года № 151-П «О Порядке направления проектов законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края, нормативных правовых и иных актов исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сфере социально-трудовых отношений в краевую трехстороннюю Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае».
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами координацию работы по вопросам социального партнерства в сфере труда в крае осуществляет краевая трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае (далее – краевая трехсторонняя Комиссия).
В 2010 году совершенствовалась работа краевой трехсторонней Комиссии, расширялся круг рассматриваемых на ее заседании вопросов.
Согласно Плану работы краевой трехсторонней Комиссии на 2010 год состоялось четыре заседания Комиссии. Основными вопросами, рассмотренными на ее заседаниях, были следующие:

  • о ходе реализации в Камчатском крае приоритетного национального проекта «Здоровье»;

  • об организации оздоровительной кампании детей в 2010 году в условиях нового механизма проведения оздоровительной кампании в Камчатском крае;

  • о рассмотрении обобщенной Заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест за счет привлечения иностранных работников в Камчатский край;

  • о результатах введения новых систем оплаты труда в краевых и муниципальных учреждениях бюджетной сферы Камчатского края;

  • об устранении административных барьеров на пути развития предпринимательства в Камчатском крае;

  • о «Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год»;

  • о мерах, принимаемых государственной инспекцией труда в Камчатском крае, по обеспечению соблюдения трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях Камчатского края;

  • об оптимизации состава потребительской корзины Камчатского края с учетом реальных потребностей населения о влиянии размера и структуры прожиточного минимума на социально-трудовые отношения в Камчатском крае;

  • о реализации в Камчатском крае Федерального закона от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в том числе о выполнении федерального законодательства на территории Камчатского края Камчатским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в части уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • о реализации в Камчатском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;

  • о ходе реализации в 2010 году краевого трехстороннего Соглашения между Правительством Камчатского края, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей Камчатского края на 2009–2010 годы и подготовке к заключению краевого трехстороннего Соглашения на очередной период.

По итогам обсуждения вопросов приняты соответствующие решения, которые направлены для исполнения и организации работы сторонам социального партнерства, руководителям федеральных территориальных органов, исполнительных органов государственной власти Камчатского края, государственных органов надзора и контроля, главам органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Камчатского края, работодателям организаций и предприятий Камчатского края.
Выполняя решение краевой трехсторонней Комиссии от 14.10.2010 года в рамках ведомственного контроля сотрудниками исполнительных органов государственной власти Камчатского края совместно с представителями отраслевых профсоюзов были проведены проверки краевых государственных и муниципальных учреждений на предмет реализации новых систем оплаты труда (в том числе, разработка локальных актов, устанавливающих критерии оценки эффективности труда работников в количественных показателях, пересмотр должностных инструкций работников, включение в трудовые договоры работников условий осуществления выплат стимулирующего характера, проведение аттестации рабочих мест, разработка и утверждение показателей эффективности деятельности каждого конкретного подведомственного учреждения, используемых при установлении размера премии руководителю).
В ходе проверок был выявлен ряд характерных нарушений. В частности:

  • отсутствие в учреждении локальных нормативных актов, устанавливающих критерии оценки эффективности труда работников в количественном измерении;

  • отсутствие в трудовых договорах работников условий осуществления выплат стимулирующего характера;

  • несвоевременное внесение изменений в должностные инструкции в соответствии с выполняемой трудовой функцией конкретного работника.

Руководителям учреждений, в которых выявлены нарушения, было рекомендовано провести работу по их устранению в кратчайшие сроки.
На пятом внеочередном заседании краевой трехсторонней Комиссии подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». В номинации «За развитие кадрового потенциала» победителем признано Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камчатский политехнический техникум». В номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» - Общество с ограниченной ответственностью «Шамса-Холдинг». Организациям, принимавшим участие в Конкурсе и не занявшим призовых мест, направлены благодарственные письма.
В рамках социального партнерства в 2010 году в крае осуществлялась реализация краевого трехстороннего Соглашения между Правительством Камчатского края, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей Камчатского края на 2009 – 2010 годы (далее – краевое трехстороннее Соглашение), содержащего согласованные обязательства сторон, направленные на решение задач стабилизации уровня жизни населения, развитие производства, обеспечение занятости населения края, борьбу с бедностью, полное погашение задолженности по заработной плате, поэтапный рост заработной платы, искоренение незаконной практики выплаты заработной платы по «серым» схемам, а также полное погашение просроченной задолженности во внебюджетные фонды.
Краевое трехстороннее Соглашение подписано с протоколом разногласий по трем пунктам, два из которых в 2010 году исключены из протокола разногласий, поскольку были выполнены.
В целях реализации исполнительными органами государственной власти Камчатского края обязательств краевого трехстороннего Соглашения Распоряжением Правительства Камчатского края от 15.12.2009 № 574-РП утвержден План мероприятий, содержащий конкретные мероприятия исполнительных органов государственной власти Камчатского края по реализации принятых обязательств.
В 2010 году рабочей группой при краевой трехсторонней Комиссией проведена большая работа по разработке нового краевого трехстороннего Соглашения на 2011 – 2013 годы. Данное Соглашение заключено 10 декабря 2010 года.
В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» одним из направлений работы краевой трехсторонней Комиссии является разработка проекта и заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате. В целях реализации данной нормы в 2010 году была продолжена деятельность образованной при Комиссии рабочей группы по разработке регионального Соглашения «О минимальной заработной плате в Камчатском крае». Несмотря на достаточно активную работу членов рабочей группы по разработке проекта регионального Соглашения «О минимальной заработной плате в Камчатском крае», к единому мнению относительно размера минимальной заработной платы в Камчатском крае стороны не пришли. В 2011 году работа по подготовке проекта регионального Соглашения «О минимальное заработной плате в Камчатском крае» будет продолжена.
Краевая трехсторонняя Комиссия, в соответствии со ст. 35.1 Трудового кодекса РФ и ст. 6 закона Камчатского края «О краевой трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае», рассматривает на своих заседаниях проекты нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений. Данная деятельность осуществляется на основании Постановления Правительства Камчатского края от 19 мая 2008 года № 151-П «О Порядке направления проектов законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края, нормативных правовых и иных актов исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сфере социально-трудовых отношений в краевую трехстороннюю Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае». В 2010 году краевой трехсторонней Комиссией рассмотрены: проект краевой целевой программы «Модернизация системы здравоохранения Камчатского края на 2011 – 2012 годы», проект Закона Камчатского края «О внесении изменения в статью 41 Закона Камчатского края «О прожиточном минимуме в Камчатском крае» и другие нормативные правовые акты Камчатского края.
Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (далее – Камчатстат) по состоянию на 31 декабря 2010 года просроченная задолженность по выплате заработной платы в организациях всех форм собственности Камчатского края составила 24,2 млн. рублей.
Вся сумма просроченной задолженности сложилась из-за отсутствия собственных средств предприятий и приходится в разрезе видов деятельности на производство и распределение газа и воды.
В учреждениях бюджетной сферы задолженность на конец 2010 года отсутствует.
Основная сумма задолженности (22,2 млн. рублей или 88 %) сосредоточена в филиалах ОАО «Коряктеплоэнерго».
Целенаправленную работу с работодателями-должниками в Камчатском крае проводит образованная Губернатором Камчатского края Межведомственная комиссия по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и содействию в осуществлении контроля за полнотой уплаты налогов (сборов) в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды (далее – Межведомственная Комиссия). В рамках Межведомственной Комиссии осуществляется тесное взаимодействие со всеми заинтересованными структурами регионального и федерального подчинения.
В течение 2010 года проведено 6 заседаний Межведомственной комиссии, на которых заслушаны отчеты 14 руководителей организаций, допустивших просроченную задолженность по выплате заработной платы, а также, имеющих значительную задолженность по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
По всем рассматриваемым вопросам принимались конкретные решения, которые находились и находятся на постоянном контроле рабочей группы Комиссии.
Между заседаниями Межведомственной Комиссии организована работа постоянно  действующей  рабочей группы, которая проводит оперативную работу по взаимодействию всех структур, входящих в Комиссию, обеспечивает постоянный мониторинг ситуации по задолженности по заработной плате, контролирует выполнение решений Межведомственной Комиссии.
За год деятельности рабочей группы оперативного реагирования подготовлено более 40 письменных и устных обращений руководителям предприятий, допустивших задолженность по заработной плате, а также Главам муниципальных образований, на территории которых фиксировались предприятия, имеющие просроченную задолженность.
В консультативный пункт, созданный при Министерстве социального развития и труда Камчатского края, поступило более 50 обращений по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы.
Организациями, которые заслушивались на заседаниях комиссии в текущем году, погашена задолженность по заработной плате перед работниками на сумму 21,0 млн. рублей.
На заседаниях Межведомственной Комиссии отдельными вопросами рассматривалась ликвидация задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По решению Межведомственной Комиссии в отношении отдельных предприятий проведены акты сверки с отделением Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю, по результатам которых составлены графики погашения долгов и представлены в Межведомственную Комиссию.
В результате произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на сумму 96,6 млн. рублей.
В целях своевременности и полноты выплаты заработной платы, ликвидации задолженности по заработной плате, работают созданные по инициативе краевой Межведомственной Комиссии территориальные комиссии при администрациях всех муниципальных районов и городских округов Камчатского края.
Немаловажным направлением в деятельности Межведомственной Комиссии является взаимодействие с контрольно – надзорными органами. По данному направлению ежеквартально в территориальные комиссии направляются сведения Государственной инспекции труда в Камчатском крае о хозяйствующих субъектах, в которых установлены нарушения трудового законодательства по вопросам оплаты труда.
Сведения о предприятиях, имеющих задолженность по выплате заработной платы и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, ежемесячно публикуются в средствах массовой информации региона, а также размещаются на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края, что положительно влияет на формирование общественного мнения.
Правительством Камчатского края в 2010 году особое внимание уделялось вопросам создания безопасных и здоровых условий труда.
В целях повышения эффективности государственного управления охраной труда в Камчатском крае приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29.12.2009 № 333-п утверждены Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2010 год (далее – Мероприятия).
В рамках Мероприятий в целях совершенствования нормативной правовой базы в сфере охраны труда в Камчатском крае в 2010 году внесены изменения в Положение о проведении Конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций Камчатского края, утвержденные постановлением Правительства Камчатского края от 30.11.2010 № 498-П; в регламент по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, утвержденные приказом Министерства от 23.08.2010 № 347-п.
В целях улучшения координации деятельности субъектов региональной системы государственного управления охраной труда, органов контроля и надзора в сфере охраны труда в соответствии с Мероприятиями и планом работы на 2010 год проведено три заседания Межведомственной комиссии по охране труда Камчатского края.
Проведены 2 селекторных совещания с Главами муниципальных районов и городских округов и с руководителями учреждений социального обслуживания населения в муниципальных образованиях, на которых рассматривались вопросы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов, выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а так же ряд других вопросов в области охраны труда.
14 декабря 2010 года проведен семинар-совещание по внедрению и распространению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края, в работе которого приняли участие 185 представителей от 88 организаций.
В рамках выполнения Мероприятий проведен Конкурс на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций Камчатского края за 2009 год. В Конкурсе приняли участие 34 организации. Победителем Конкурса стал Филиал Центральные электрические сети ОАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго».
Одним из основных направлений деятельности Министерства по реализации Мероприятий является организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Камчатского края.
В течение 2010 года Правительством Камчатского края совместно с Государственной инспекцией труда в Камчатском крае, Федерацией профсоюзов Камчатки, испытательными лабораториями проводились совещания, семинары и рабочие встречи по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, на которых рассматривались проблемы увеличения объемов аттестации, качества ее проведения, решения возникших конфликтных ситуаций с назначением работникам компенсаций.
Для оказания практической помощи организациям в подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на базе КГУ «Камчатский центр охраны труда» организовано проведение специализированных семинаров по подготовке членов аттестационных комиссий для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, на которых прошли обучение более 60 человек.
В целях проведения разъяснительной работы о необходимости проведения аттестация рабочих мест по условиям труда подготовлена брошюра по вопросам аттестация рабочих мест.
Совместная работа Правительства Камчатского края и контрольно-надзорных органов дала ощутимые результаты: к двум существующим камчатским испытательным лабораториям в 2010 году добавилось еще две, процесс проведения аттестации рабочих мест в организациях Камчатского края заметно активизировался.
Так, в 2010 году более чем в 2,4 раза увеличилось количество рабочих мест, на которых проведена аттестация, почти в 2 раза увеличилось количество организаций, проводивших аттестацию. Всего за 2010 год в Камчатском крае в 161 организации аттестовано 8072 рабочих места с числом работающих 10 029

человек. В 2009 году в 87 организациях аттестовано 3335 рабочих мест с числом работающих 4176

человек.
Следующим основным направлением деятельности по реализации Мероприятий, являющимся основным инструментом профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является организация обучения по охране труда.
По состоянию на 01.01.2011 из семи учебных центров по охране труда прошли аккредитацию в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации на право проведения обучения по охране труда три организации, остальные продолжают работу, как ведомственные учебные центры и в мониторинге по обучению с 01.12.2010 года не участвуют. Всего за 2010 год в семи учебных центрах прошли обучение и проверку знаний 8346

человек, в том числе 4228 руководителей и специалистов, 4118 – работников рабочих профессий. В 2009 году обучено 9708 человек, в том числе 4360 руководителей и специалистов.
Специалисты по охране труда и руководители организаций проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в КГУ «Камчатский центр охраны труда».
За 2010 год в КГУ «Камчатский центр охраны труда» прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда – 1633 человека, что на 70% больше чем в 2009 году.
В 2010 году на базе КГУ Камчатского центра охраны труда организованы и проведены 6 выездных учебных семинаров в Тигильский, Елизовский, Алеутский, Карагинский, Мильковский и Быстринский муниципальные районы края, в ходе которых обучено более 300 руководителей и специалистов.
Особое внимание в 2010 году уделялось Правительством Камчатского края пропаганде и информированию по охране труда. В целях повышения информированности работодателей и работников в области охраны труда подготовлены и распространены среди организаций:

  • брошюры по вопросам аттестации рабочих мест,

  • рекомендации по организации работы по охране труда для субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • памятки о нормативных правовых актах в сфере охраны труда, принятых на федеральном уровне за период с 2008 по 2010 годы.

На официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети Интернет сформирован раздел «Охрана труда» (www.kamchatka.gov.ru), который содержит многочисленные рубрики по различным направлениям в области охраны труда. Проводится постоянная актуализация материалов раздела.
Организована работа «горячей линии» по вопросам охраны труда.
Проводимая работа по информированию о вопросах охраны труда позволила в 2010 году заметно активизировать работодателей на осуществление предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профзаболеваний, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2010 году 48 организаций-страхователей использовали на предупредительные меры 18,4 миллиона рублей, в то время как в 2009 году 44 страхователя использовали 10,0 миллионов рублей.
Разработана краевая ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Камчатском крае на 2011 год», утвержденная приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28.09.2010 № 404-П.
В целях предупреждения массового высвобождения работников с предприятий, а также своевременного принятия мер по обеспечению занятости работников, высвобождаемых в результате сокращения объемов производства, с октября 2008 года в Камчатском крае проводится еженедельный мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организаций (далее – Мониторинг).
С октября 2008 года до конца 2010 года в рамках Мониторинга в органы государственной службы занятости населения Камчатского края поступили сведения о высвобождении работников в результате сокращения объемов производства от 542 организаций.
На конец 2010 года в мониторинге участвовало 495 организаций, численность работников, предполагаемых к увольнению, составляла 8389 человек, из них уволено 7060

человек. Из числа уволенных граждан 1263 человека трудоустроено, в том числе в тех же организациях – 467 человек, 1348 гражданам назначена трудовая пенсия по старости.
В органы государственной службы занятости населения Камчатского края обратились 3270 человек, из них 1478 человек признаны безработными. Из числа обратившихся 804 человека трудоустроено (из них 594 человека имели статус безработного), 48 человек направлено на профессиональное обучение, 49 безработным гражданам назначена трудовая пенсия досрочно по предложению органов государственной службы занятости населения.
На конец 2010 года реально нуждаются в трудоустройстве 449 человек, высвобожденных с предприятий.
В крае работают консультационные пункты, «горячие линии», которые оказывают предполагаемым к высвобождению гражданам предувольнительные консультации по вопросам трудового права и гарантий в области труда, а также по вопросам дальнейшего трудоустройства.
С декабря 2008 года до конца 2010 года оказано более 20 тысяч консультаций по предоставлению государственных услуг работникам организаций, предполагающих и заявивших о сокращении персонала.
В целях обеспечения занятости высвобождаемых работников, снижения напряженности на рынке труда в 2010 году в Камчатском крае реализовывалась долгосрочная краевая целевая программа «Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края в 2010 году» (далее – Программа).
В рамках Программы осуществлялись все виды дополнительных мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011, выполнение которых позволило организовать занятость 1654 человек. Израсходованные средства федерального и краевого бюджетов составили 84,4 млн. рублей или 81,2% от запланированных средств.
Численность работников, находящихся под угрозой увольнения и принявших участие в опережающем обучении, составила 41 человек (41,0% от запланированного показателя), все трудоустроены по полученной профессии в тех же организациях. По сравнению с 2009 годом численность участников увеличилась на 7,9%.
Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными и граждан, ищущих работу, позволила сохранить занятость 169 работникам, их них 24 человека участвовали в общественных работах, 145 человек были трудоустроены на временные работы. Программный показатель выполнен на 43,0% в связи с тем, что в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации участниками мероприятия являлись только работники, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя.
Наибольшее количество работников работали неполное рабочее время в апреле - мае 2010 года (96 человек). По состоянию на 31 декабря 2010 года в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации в крае работали 17 человек.
Участие в стажировках приняли 379 человек, что составило 84,2% от запланированного показателя, опыт в работе приобрели 236 выпускников образовательных учреждений при содействии 143 наставников. По сравнению с прошлым годом численность выпускников, прошедших стажировку, увеличилась в 2,3 раза.
Содействие трудоустройству оказано 4 гражданам, относящимся к категории инвалидов. Реализация данного мероприятия была затруднена нежеланием лиц с ограниченными возможностями доводить до работодателя информацию о своей инвалидности, наличием лиц, имеющих категорию инвалидности, не позволяющую организовать специальное рабочее место (сахарный диабет, психические расстройства и т.д.), отсутствием мотивации к труду у инвалидов в связи с достаточностью в крае мер социальной поддержки и льгот, и другие.
Адресная поддержка гражданам, изъявившим желание переехать в другую местность с целью замещения вакантных рабочих мест, оказана 802 гражданам или 98,0% от запланированного показателя по данному мероприятию. По сравнению с 2009 годом численность участников мероприятия увеличилась в 2,5 раза.
Финансовую помощь на открытие собственного дела получили 259 безработных граждан. Кроме того, безработными гражданами, открывшими в 2009-2010 годах собственное дело, создано 154 рабочих места для трудоустройства безработных граждан. По сравнению с прошлым годом численность безработных граждан, открывших собственное дело, увеличилась более чем в 1,5 раза.
В целях эффективного расходования средств федерального бюджета в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке труда постановлениями Правительства Камчатского края вносились изменения в части взаимозаменяемости организаций и перераспределения участников, привлечения дополнительных финансовых средств из краевого бюджета.
Принимаемые меры позволили снизить уровень регистрируемой безработицы по Камчатскому краю с 3,1 % на 1 января 2010 года до

2,6 % на 1 января 2011 года, снизить напряженность на рынке рабочей силы с 1,4 (человека на 1 вакантное рабочее место) на 1 января 2010 года до 1,3 (человека на 1 вакантное рабочее место) на 1 января 2011 года. Доля безработных граждан, нашедших работу в 2010 году, увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 6,0 %.
В целях более эффективной реализации в регионе государственной политики в сфере регулирования социально-трудовых отношений Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29.12.2009 № 334-П утверждены Мероприятия по улучшению условий и охраны труда и регулированию социально-трудовых отношений на 2010 год.
Основными направлениями реализации Мероприятий в области социального партнерства являются: коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений, содействие разрешению коллективных трудовых споров на предприятиях и в организациях Камчатского края, обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения края, совершенствование научно-методического, информационного и материально-технического обеспечения регулирования социально-трудовых отношений.
Важнейшим показателем развития социального партнерства является количество и качество заключаемых соглашений и коллективных договоров, поскольку в данных правовых актах содержатся дополнительные меры социальной защиты и социально-трудовые гарантии работников и их семей, установленные сторонами социального партнерства сверх законодательного минимума.
Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений осуществляется на основании статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации и статей 25 и 26 Закона Камчатского края «О социальном партнерстве в сфере труда в Камчатском крае», а также в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений.
В 2010 году в Камчатском крае действовало 3 соглашения: краевое трехстороннее Соглашение между Правительством Камчатского края, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей Камчатского края на 2009-2010 годы, региональное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям, подведомственным Министерству образования и науки Камчатского края на 2009 – 2011 годы (соглашением охвачено 1728 человек, работающих в данной сфере), территориальное отраслевое соглашение по учреждениям образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 – 2011 годы (соглашением охвачено 1897 работников учреждений сферы образования) (Приложение 1).
На протяжении ряда лет одной из причин незначительного количества соглашений в Камчатском крае является отсутствие легитимных объединений работодателей, имеющих право представлять интересы работодателей в социальном партнерстве, поскольку в рамках действующего федерального законодательства общественные объединения руководителей предприятий (ассоциации, союзы) неправомочны подписывать отраслевые, территориальные соглашения и не могут нести ответственность за их выполнение.
Вместе с тем, в 2010 году работодателями Камчатского края проведена большая работа в этом направлении и в результате были образованы два новых объединения работодателей - «Союз работодателей предприятий» и «Камчатское объединение работодателей социальных учреждений».
Благодаря образованию в крае объединения работодателей социальных учреждений, впервые за долгие годы в 2010 году было заключено трехстороннее Отраслевое Соглашение по учреждениям социального обслуживания населения Камчатского края на 2011 – 2013 годы.
За отчетный период проведена уведомительная регистрация 80 коллективных договоров и 87 соглашений о внесении изменений и дополнений к коллективным договорам, заключенным в 2007 – 2010 годах.
Таким образом, в настоящее время в Камчатском крае действует 304 коллективных договора, численность работников, охваченных коллективными договорами, составляет 48990 человек, что составляет 39,1 % от среднегодовой численности работников 124606 человек (Приложение 2). По сравнению с 2009 годом численность работников, трудовые отношения которых регулируются коллективными договорами, увеличилась на 800 человек.
В разрезе отраслей экономики Камчатского края в 2010 году прошли уведомительную регистрацию коллективные договоры в рыбном хозяйстве – 2 ед., в сельском хозяйстве – 1 ед., в госучреждениях – 43 ед. (большинство из них – в войсковых частях), в организациях транспорта и связи – 8 ед., энергетики – 2 ед., торговли и общественного питания – 1 ед., жилищно-коммунального хозяйства – 5 ед., здравоохранения – 10 ед., народного образования – 5 ед., культуры и искусства – 4 ед.
В 2010 году коллективно-договорный процесс проходил активно, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью принятия локальных нормативных актов в связи с реализацией новых системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы.
В процессе проведения уведомительной регистрации реализовывалась важнейшая контрольная функция органов по труду – выявление в коллективных договорах и соглашениях условий, ухудшающих положение работников по сравнению с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края, содержащими нормы трудового права.
При этом отмечались такие характерные нарушения, как включение в коллективные договоры условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В частности – нарушение «северного» законодательства, включение норм, предусматривающих выплату заработной платы один раз в месяц, нарушение норм о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, а также ссылки в коллективных договорах на недействующие нормативные правовые акты. При этом недостаточно прорабатываются вопросы оплаты, охраны и условий труда, обеспечения гарантий занятости работников на случай их высвобождения, предоставления льгот и компенсаций. В нарушение статьи 50 Трудового кодекса РФ и статьи 26 Закона Камчатского края «О социальном партнерстве в сфере труда в Камчатском крае» не все коллективные договоры направляются на уведомительную регистрацию в Министерство социального развития и труда Камчатского края или направляются в сроки, значительно превышающие семидневный период.
В целях совершенствования методов проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Камчатском крае на основании Постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 № 68 «Об утверждении положения о регистре соглашений и коллективных договоров» Министерством социального развития и труда Камчатского края используется программный продукт «Автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) «Социальное партнерство – Камчатский край». Целью использования данной программы является составление регистра коллективных договоров и соглашений, заключаемых в Камчатском крае, и внесении соответствующих сведений в федеральный банк данных (Регистр) о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию.
Одно из направлений деятельности Министерства социального развития и труда Камчатского края по реализации государственной политики в области регулирования социально-трудовых отношений связано с оказанием практической и методической помощи организациям и предприятиям края при заключении коллективных договоров и соглашений. Министерством социального развития и труда Камчатского края постоянно проводится большая работа по разъяснению норм трудового законодательства Российской Федерации и Камчатского края в области коллективно-договорного регулирования социально трудовых отношений и разрешения коллективных трудовых споров. За отчетный период по данным вопросам представителям работников и работодателей организаций и предприятий края даны более 250 консультаций. Постоянно оказывается методическая помощь по вопросам заключения коллективных договоров, выдаются раздаточные материалы и брошюры, содержащие макеты коллективных договоров, рекомендации по применению положений Трудового кодекса Российской Федерации в коллективно-договорной кампании, а также по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в коллективных договорах, пакет методических материалов и нормативных правовых документов на CD-дисках, дискетах и иные материалы.


В Камчатском крае проводится профилактическая работа по предупреждению коллективных трудовых споров.
В 2010 году социально-трудовую обстановку в организациях Камчатского края можно охарактеризовать как относительно стабильную, коллективные трудовые споры не зарегистрированы.
В целях оказания методической и консультативной помощи при проведении примирительных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации представителям организаций и предприятий Камчатского края выдается методический материал, содержащий перечень документов, необходимых для фиксации действий субъектов спорных отношений в ходе разрешения коллективного трудового спора.
В соответствии с письмом руководителя Роструда – главного государственного инспектора труда Российской Федерации от 24.07.2009 № 3966-ТЗ информация о зарегистрированных коллективных трудовых спорах ежемесячно направляется в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае.
В Камчатском крае ежегодно формируется и утверждается Список лиц, рекомендуемых для привлечения в качестве трудовых арбитров и посредников для урегулирования коллективных трудовых споров на предприятиях и в организациях Камчатского края. Сведения о трудовых арбитрах Камчатского края направлены в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). В базу данных на 2010 год от Камчатского края было включено 20 человек.
Несмотря на позитивные изменения, происходящие в системе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на основе социального партнерства в Камчатском крае, все еще нерешенными остаются следующие проблемы:

  • уклонение работодателей от заключения коллективных договоров, неполное отражение в коллективных договорах социальных льгот и компенсаций для работников, предусматриваемых трудовым законодательством Российской Федерации;

  • формальное отношение сторон к заключаемым в организациях коллективным договорам, отсутствие первичных профсоюзных организаций на большинстве средних и малых предприятиях негосударственного сектора экономики;

  • отсутствие органов социального партнерства в муниципальных образованиях Камчатского края.

Проблема организации многоуровневой системы социального партнерства видится, в первую очередь, в отсутствии заинтересованности стороны работодателей. Следует отметить, что представителям бизнеса еще предстоит осознать свою ответственность не только за производственную деятельность, но и за социальное благополучие работников и их семей.
Основными целями дальнейшего развития социального партнерства в Камчатском крае являются следующие:

  • реализация краевого трехстороннего Соглашения между Правительством Камчатского края, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей Камчатского края на 2011 - 2013 годы;

  • участие органов социального партнерства в обсуждении и разработке нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений в рамках работы краевой трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае;

  • проведение дальнейшей работы по развитию социального партнерства на отраслевом и территориальном уровнях;

  • осуществление мониторинга трудовых конфликтов с целью предупреждения их перерастания в забастовки;

  • проведение разъяснительной работы по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений.

1 ... 79 80 81 82 83 84 85 86 87
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная