4. Введение - Документа Добавить - депресии добавить!!! Учебный сайт
Учебные материалы


4. Введение - Документа



4. Введение

4.1. Цель разработки и внедрения руководства


В Тульской области в 2000 году общая смертность (21,0 на 1000 населения) в три раза превысила рождаемость (6,8 на 1000). Возросла естественная убыль населения (14,2 на 1000 населения!). Анализ эпидемиологической ситуации по неинфекционным заболеваниям свидетельствует, что проблемы здоровья населения Тульской области совпадают в целом с таковыми на национальном уровне.
Так, в 2000 году лидирующее положение (наряду с болезнями органов дыхания) занимали болезни системы кровообращения (126,6 на 1000 жителей) и они же были основной причиной смертности (1168,0 на 100000 населения). На втором месте – смертность от несчастных случаев, травм, отравлений (260,1), на третьем – от злокачественных новообразований (256,4).
Ситуация усугубляется высокой распространенностью основных факторов риска неинфекционных заболеваний (НИЗ), в т.ч. у лиц молодого возраста, что приводит к росту числа новых случаев заболеваний. Отрицательный естественный прирост населения во многом обусловлен нездоровым образом жизни людей, их низкой заинтересованностью в укреплении собственного здоровья, влиянием неблагоприятных экологических факторов и психо-социальных стрессов.

Добавить - депресии


ЗППП, СПИД, туберкулез…, -

добавить!!!


Все это диктует необходимость формирования территориальной политики и разработки соответствующей программы построения системы предупреждения НИЗ и их осложнений с целью улучшения качества здоровья населения. Для достижения этой цели необходимо решение многих задач как внутри системы здравоохранения, так и выходящих за ее рамки и требующих объединения усилий государственных, общественных, административных органов управления области.
При этом первостепенное значение имеют следующие задачи (вошедшие и в Концепцию развития системы здравоохранения, 1998 год):

  1. Создание эффективного межведомственного сотрудничества и партнерства между системой здравоохранения и другими организациями, имеющими отношение к охране здоровья граждан.

  2. Смещение приоритета с лечебной медицинской помощи на профилактическую.

  3. Смещение акцента со стационарной медицинской помощи на амбулаторную (по терминологии ВОЗ – первичную медико-санитарную помощь), непосредственно приближенную к населению.

  4. Всесторонняя активизация населения по сохранению собственного здоровья, как основной заинтересованной стороны и партнера медицинских работников.

  5. Развитие международного сотрудничества по обмену опытом в профилактике заболеваний.

Как решить эти задачи, каким образом построить систему медицинской профилактики НИЗ, какие процессы и алгоритмы действий в ней установить – вопросы разработки настоящего руководства.

А цель – разработать и формализовать улучшенную структуру, организацию и технологию медицинской профилактики (первичной, вторичной и третичной) в первичном звене здравоохранения и в сотрудничестве с другими социальными ведомствами.


4.2. Методика разработки руководства


Настоящее руководство – один из практических результатов работы по управлению качеством и базируется на принципах методологии управления качеством медицинской помощи, развитой для российских условий в рамках «Проекта по управлению качеством – Россия». Руководство отвечает существующим организационным, технологическим, культурным и другим условиям Тульской области, где оно было разработано.
Клиническая основа разработки руководства – использование данных доказательной медицины; поэтому, статьи, методические материалы, учебные пособия, публикации и другие источники информации отбирались в соответствии со степенью их доказательности на момент разработки этого документа.
Руководство описывает клинические и организационные аспекты медицинской профилактики во всех звеньях системы здравоохранения и в сотрудничестве с другими социальными секторами, взаимодействующими с системой здравоохранения в охране и укреплении здоровья населения.
Важно заметить, что данное руководство является неотъемлемой частью всего процесса улучшения качества медицинской профилактики, который включает:

  • Планирование работы по улучшению качества.

  • Определение состава рабочей команды.

  • Овладение командой методологией управления качеством, навыками работы в команде и клиническими аспектами профилактики.

  • Описание существующей системы медицинской профилактики.

  • Описание существующей клинической практики медицинской профилактики.

  • Разработка клинико-организационного руководства.

  • Расширение функциональных и структурных возможностей системы здравоохранения по применению клинико-организационного руководства по медицинской профилактике.

  • Создание соответствующего набора индикаторов для осуществления мониторинга изменений.

  • Апробирование новой системы медицинской профилактики и внесение дальнейших изменений, если это необходимо.

  • Дальнейший мониторинг результатов изменения системы медицинской профилактики.

Опыт разработчиков руководства показывает, что сама по себе разработка руководства не обязательно приведет к улучшению качества. Улучшение качества включает весь процесс усовершенствований существующей системы, и, в том числе – разработку, апробирование, использование и развитие руководства. При широкомасштабных мероприятиях по улучшению качества медицинской профилактики в повседневной практике всех ЛПУ области авторы рекомендуют обращать особое внимание на вопросы адаптации руководства к местным условиям.
Собственно опыт разработки и внедрения по всей Тульской области новой системы и «Клинико-организационного руководства для оказания медицинской помощи больным артериальной гипертензией врачом общей практики» и повлек за собой разработку настоящего руководства. В процессе внедрения руководства по артериальной гипертензии (АГ) выявилось, что свои обязанности врач общей практики (ВОП) по проведению программы укрепления здоровья больных АГ (определенные в руководстве) не может выполнять, т.к. действующая система не имеет соответствующей обеспечивающей структуры, нормативов, правил, стимулов, достаточного рабочего времени врача и т.д. А в рамках улучшения системы помощи только лишь больным АГ невозможно перестроить всю систему профилактики ХНИЗ.
Методика разработки самого руководства состоит из следующих шагов:
1) изучить существующую систему профилактики
Команда специалистов, по своим выполняемым функциям представляющая весь улучшаемый процесс медицинской профилактики (см. список разработчиков руководства), подробно разбирает существующие организацию и функционирование системы профилактики. Члены команды обсуждают и согласовывают свое понимание процесса, и к концу этого этапа они представляют его в виде подробного алгоритма или нескольких алгоритмов и схем.
2) в каждом звене системы профилактики четко определить клинические аспекты процесса
Команда тщательно разбирает процесс медицинской профилактики на каждом этапе (уровне, звене) в соответствии с построенными на первом этапе алгоритмами и схемами и четко определяет клиническое содержание каждого этапа. Также определяются и фиксируются этапы, по которым невозможно достичь соглашения о клинической информации по причине ее отсутствия или использования различных критериев разными профессионалами.
3) собрать литературные данные доказательной медицины по клиническим проблемам
Готовится обзор литературы и материалов доказательной медицины по клиническим аспектам. Затем материалы представляются на семинаре для обсуждения. Члены команды разработчиков совместно с консультантами обсуждают определения, основные понятия, данные доказательной медицины по результатам использования различных клинических технологий в мире. Команда квалифицированных консультантов из России и США поддержали эту клиническую часть разработки руководства. А также были использованы доказательные данные, полученные в России, в том числе в Тульской области, при выполнении проектов ТАСИС, проекта ВОЗ, Партнерства…
Консультанты по управлению качеством медицинской помощи оказывали поддержку всему процессу разработки руководства и увязывания клинического и организационного аспектов новой системы профилактики.
4) обновить клиническое содержание руководства в соответствии с новыми знаниями доказательной медицины
Команда возвращается к обсуждению существующей системы и процессов и пересматривает их в свете новых клинических данных, обсужденных на семинаре. Цель данного этапа – решить, какой клинический аспект нуждается в изменении или обновлении, чтобы соответствовать технологиям, обеспечивающим в мировой практике лучшие результаты. Изменения в клиническом содержании обсуждаются и пересматриваются в свете понимания реально существующей системы здравоохранения. Данный этап, возможно, самая трудная часть работы, поскольку она предполагает изменение существующей клинической практики. Именно поэтому очень важно включение в команду всех заинтересованных сторон: врачей первичного звена, их медсестер, специалистов центров профилактики, поликлиники, диспансеров, диагностических центров, организаторов здравоохранения и руководителей, которые будут отвечать за обеспечение изменений в клинической практике. Команда принимает решение о необходимых изменениях существующей клинической практики. Желательно издание и утверждение соответствующих методических рекомендаций.
5) внести изменения в систему медицинской профилактики для обеспечения возможности выполнения новой клинической технологии
Организация профилактической работы пересматривается по мере внесения изменений в клиническую практику. Цель – изменение существующей системы таким образом, чтобы появилась возможность внедрить в практику новое клиническое содержание. На первый взгляд, этот подход может показаться очень простым. Однако в реальной жизни, в какой степени команда может принять решение о том, что может быть изменено, а что останется без изменений в системе профилактики, представляет гораздо более трудный вопрос. Для решения этого вопроса требуется проводить постоянные обсуждения и переговоры между членами команды и руководством. К концу данного этапа должны быть разработаны новые алгоритмы с приложениями, описывающими обновленный клинический материал. Желательно издание соответствующих инструкций и приказов.
6) разработать индикаторы для проверки изменений в клинической практике и в системе профилактики
Разработка индикаторов качества представляет одну из составляющих частей работы по улучшению качества медицинской помощи (профилактики). Индикаторы разрабатываются таким образом, чтобы они отражали изменения в новой системе профилактики и ее клиническом содержании, помогали контролировать процесс изменений.
10
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная