Программа развития организации объединенных наций глобальный Экологический Фонд правительство российской федерации второе Заседание Координационного Комитета ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Глобальный Экологический Фонд ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебный сайт
Учебные материалы


Программа развития организации объединенных наций глобальный Экологический Фонд правительство российской федерации второе Заседание Координационного Комитета



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


Глобальный Экологический Фонд


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Второе Заседание Координационного Комитета


24-25 июля 2002, Кемерово

Со-председатели:

Водопьянов Владимир Григорьевич, Заместитель Губернатора по развитию предпринимательства и внешним экономическим связям Администрации Кемеровской области
Амирханов Амирхан Магомедович, Руководитель Департамента государственной экологической экспертизы и нормирования качества окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации
Арманд Елена Алексеевна, Руководитель Экологического отдела ПРООН, Координатор программы ПРООН/ГЭФ в России
Участники: См. Приложение А
Повестка: См. Приложение Б

Протокол


24 июля 2002


Вступительное слово г-на Водопьянова.


Г-н Водопьянов поприветствовал участников заседания от имени Администрации Кемеровской области и пожелал всем успешной работы. Подтвердил заинтересованность Администрации Кемеровской области в сохранении биоразнообразия своего региона. Отметил, что в Кемеровской области, несмотря на активное развитие угольной отрасли, повлекшей за собой возникновение ряда серьезных экологических проблем, остается ряд территорий, практически незатронутых деятельностью человека, которые представляют значительную ценность с точки зрения разнообразия биологических ресурсов и ландшафтов. Это, в первую очередь, земли федерального заповедника «Кузнецкий Алатау» и национального парка «Шорский». В этой связи, Администрация Кемеровской области предлагает включить реализацию следующих мероприятий в полномасштабный проект ПРООН/ГЭФ: (i) разработка и реализации схемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Кемеровской области, (ii) повышение технических и институциональных возможностей ООПТ области, а также (iii) разработка стратегии устойчивого развития Горной Шории.

Вступительное слово г-жи Арманд


Г-жа Арманд поприветствовала участников заседания от имени Программы Развития ООН и поблагодарила Администрацию Кемеровской области за поддержку и помощь, оказанную при организации Второго заседания Национального Координационного комитета по проекту. Сообщила участникам о статусе подготовительной фазы проекта ПРООН/ГЭФ (PDF B) и представила основные цели заседания, в том числе рассмотрение и утверждение отчетов экспертов и координация с другими международными природоохранными проектами в регионе. Отметила важность представления предложений для включения в полномасштабный проект ПРООН/ГЭФ от каждого субъекта федерации. Объявила повестку дня заседания.

Вступительное слово г-на Амирханова


Г-н Амирханов поприветствовал участников заседания от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Отметил глобальную значимость Алтае-Саянского эко-региона как с точки зрения биологического и ландшафтного разнообразия, так и с точки зрения перспектив экономического развития региона. В этой связи подчеркнул необходимость превентивных действий по предотвращению возможных негативных последствий экономического развития на окружающую среду региона. Подчеркнул, что присутствие на заседании координационного комитета по проекту представителей федеральных органов власти и региональных администраций наглядно демонстрирует отношение власти к проблемам охраны окружающей среды и желание совместно их решать.
Отметил успешный опыт сотрудничества с Программой Развития ООН по реализации проектов в области сохранения биоразнообразия в различных регионах России, начиная с 1997 г. Отдельно подчеркнул подход к разработке проектов ПРООН/ГЭФ, при котором создается система заинтересованных лиц и организаций, формируются группы специалистов из разных областей, а также происходит непрерывный обмен информацией, что позволяет работать более эффективно в регионе при реализации полномасштабного проекта.
В заключении, отметил, что МПР России окажет необходимую поддержку в реализации проекта, а также обеспечит координацию действий участников на федеральном и региональном уровнях.

Отчет о ходе реализации проекта – г-н Бондарев, Менеджер подготовительной стадии проекта ПРООН/ГЭФ


Г-н Бондарев представил участникам отчет о ходе реализации проекта. Отметил стратегический подход, реализуемый ПРООН/ГЭФ, при котором одновременно в трех странах эко-региона, России, Монголии и Казахстане, осуществляется разработка проектов ГЭФ. Сообщил статус каждого из разрабатываемых проектов. Представил бюджет и запланированные компоненты будущего проекта в России. Ознакомил с основными заинтересованными в проекте сторонами на национальном и региональном уровнях. Описал мероприятия, которые планировалось осуществить на подготовительной стадии проекта. Представил структуру управления проектом, роль и полномочия членов Координационного комитета, а также экспертов и организаций, занятых в проекте. Доложил о ходе подготовки отчетов экспертов, проведения консультаций и общественных слушаний в регионе, а также о координации действий с другими международными проектами в регионе, такими как WWF, Институт устойчивых сообществ, ПРООН/Потенциал 21 и пр. (Полный текст презентации -см. Приложение В).
Отметил задержку в ходе реализации подготовительной стадии проекта, связанную с долгим процессом выбора и согласования руководителей и состава экспертных групп. Также отметил недостаточную активность и вовлеченность в подготовительную стадию членов Координационного комитета. Привел положительный пример Кемеровской области, где при Администрации была создана группа поддержки проекта, отвечающая за выработку единых предложений от региона в полномасштабный проект.
Г-н Амирханов попросил рассказать более подробно о переговорах, которые проводились с региональными администрациями в ходе подготовительной стадии и о возникших проблемах.
Г-н Бондарев пояснил, что во многих случаях общение и консультации с региональными администрациями были затруднены из-за смены политического руководства в ряде субъектов федерации, входящих в состав проекта. В целом, наблюдается различный уровень активности регионов и их вовлеченности в подготовку, например, была отмечена пассивность и слабая заинтересованность Республики Тыва в подготовке проекта. В связи с вышесказанным, Менеджер предполагает провести ряд дополнительных поездок и встреч с Администрациями в тех субъектах, где до сих пор не налажен необходимый контакт с органами власти и общественностью.

Представление отчетов экспертов


Представление отчета по биоразнообразию – г-жа Зырянова, Руководитель группы


Г-жа Зырянова представила отчет, подготовленной группой экспертов по биоразнообразию. Отметила глобальную значимость биоразнообразия эко-региона и осветила результаты работ экспертов по оценке количества видов флоры и фауны эко-региона. Представила основные виды угроз биоразнообразию экорегиона (потеря и деградация местообитаний, эксплуатация природных ресурсов) и их коренные причины, а также результаты оценки уровня значимости угроз. На примере Кемеровской области, был продемонстрирован подход к определению ключевых территорий для сохранения биоразнообразия в регионе, а также мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках полномасштабного проекта. Было отмечено, что Кемеровская область сформировала пакет предложения для полномасштабного проекта на общую сумму 859 тыс. долл. США, из которых 579 тыс. долл. США предполагается профинансировать из средств ГЭФ (Полный текст презентации -см. Приложение Г).
Отметила неритмичность в работе региональных экспертов. Сообщила, что окончательный отчет группы будет готов к 15 августа 2002 г.
Г-жа Арманд спросила были ли подготовлены карты угроз для других регионов, а также попросила рассказать о предполагаемом механизме отбора ключевых территорий.
Г-жа Зырянова сообщила, что карты угроз были подготовлены для каждого из шести субъектов Российской Федерации, на основании которых были подготовлены единые карты угроз для всего Алтае-Саянского эко-региона. По поводу выбора ключевых территорий, отметила, что группа реализации проекта вместе с экспертом ГЭФ выработает критерии отбора проектных территорий, в результате чего из предлагаемых в настоящее время 46 территорий, планируется оставить в проекте около 13.
Г-н Амирханов заметил, что двое из участвующих в проекте субъектов федерации (Кемеровская область и Красноярский край) являются одними из крупнейших в России загрязнителями атмосферы, что не может не оказывать воздействия на ситуацию с биоразнообразием в эко-регионе. В этой связи, был задан вопрос о проведении анализа угроз, связанных с размещением токсичных отходов и выбросами в атмосферу вредных веществ предприятиями региона и какие выводы были сделаны?
Г-н Винокуров задал вопрос об анализе водного загрязнения и степени его влияния на состояние биоразнообразия в эко-регионе.
Г-жа Зырянова сообщила, что подобный анализ не был произведен, поскольку такая задача не ставилась перед экспертами в техническом задании.
Г-н Амирханов подчеркнул еще раз важность проведения этого анализа не только для подготовки проекта ПРООН/ГЭФ, но и для выработки рекомендаций органам власти на местах.
Г-жа Андраханова отметила несоответствие между выявленными угрозами, их причинами и предлагаемыми мероприятиями по Кемеровской области. В частности, не смотря на то, что бесконтрольное развитие туризма было выделено среди основных угроз биоразнообразию региона, среди рекомендаций группы мероприятия в этой области отсутствуют. В то же время Администрация Кемеровской области включила предложение по проведению оценки воздействия на окружающую среду ряда туристических проектов, предлагаемых к реализации в Горной Шории.
Г-жа Зырянова согласилась с тем, что представленная выборка не отражает всех запланированных мероприятий, с подробным списком которых можно ознакомиться в отчете эксперта.
Г-н Кельберг попросил уточнить метод оценки степени угроз.
Г-жа Зырянова сообщила, что в большинстве случаев при оценке степени угроз применялась экспертная оценка, за исключением оценки таких угроз как лесные пожары, вредители и концентрированные рубки леса.
Г-н Шестаков спросил существует ли в материалах группы по биоразнообразию конкретизация причин угроз, связанных с несовершенством законодательства в области охраны окружающей среды.
Г-жа Зырянова сообщила, что такая информация практически отсутствует.

Представление отчета по социально-экономической оценке – Ю. Г. Бендерский, Руководитель группы


Г-н Бендерский представил основные принципы разработки социально-экономического блока проекта, угрозы биоразнообразию, основные экономические, социально-экономические и социальные предпосылки возникновения этих угроз в шести регионах проекта. Были приведены фрагменты количественных оценок экономического, социально-экономического и социального положения и выявленных тенденций, обуславливающих особенности экорегиона в формировании угроз биоразнообразию, а также основные направления деятельности по смягчению выявленных угроз и экономические механизмы реализации проекта. Продемонстрировал результаты работ по оценке биоресурсного потенциала Красноярского края. (Полный текст презентации -см. Приложение Д).
Отметил необходимость обеспечения более тесной координации работ между экспертными группами и региональными группами в рамках подготовки проекта.
Г-жа Красноярова отметила, что в представленном докладе отсутствует учет факторов, определяющих качество среды обитания.
Г-н Бендерский ответил, что среди изученных социально-экономических индикаторов есть показатель числа заболеваний на 1000 человек, который в определенной степени определяется состоянием окружающей среды.

Представление отчета по коренным народам – Ю. В. Попков, Руководитель экспертной группы


Г-н Попков описал основные группы коренных народов, проживающих в Алтае-Саянском эко-регионе, структуру их расселения в регионе и современное социально-экономическое положение. Отметил следующие особенности современного положения коренных народов этого региона:

  • возврат к натуральному хозяйству коренных народов как тенденция формирования экономики примитивного выживания в качестве основы существования;

  • сокращение объемов земледелия и отгонного животноводства как основы сохранения традиционного природопользования;

  • криминализация сельского населения, связанная с затянувшейся «брошенностью» сельскохозяйственного производства на произвол судьбы;

  • усиление маргинализации больших слоев коренного населения.

В то же время подчеркнул существование определенных позитивных тенденций развития коренных народов, а именно рост национального самосознания и оживление интереса к традиционной культуре и верованиям, традиционным формам организации хозяйства и быта.
Предложил основные направления деятельности в рамках проекта по использованию опыта коренных народов в области природопользования и вовлечению их в деятельность по сохранению биоразнообразия Алтай-Саянского экорегиона, в том числе по разработке регионального законодательства о территориях традиционного природопользования, осуществлению программ грантовой поддержки инициатив местного населения в области традиционного природопользования; льготному кредитованию предприятий в рамках традиционных форм хозяйства; поддержке инфраструктуры экотуризма с участием коренного населения; созданию центров изучения и внедрения традиционных методов природопользования и хозяйствования; обучению представителей коренного населения для организации работы в традиционном хозяйстве, системе особо охраняемых природных территорий, экотуризме и др. (Полный текст презентации -см. Приложение Е).
Г-н Кельберг: Были ли включены в список рассматриваемых коренных народов старообрядцы?
Г-н Попков: Отметил, что, хотя в техническом задании группы такая цель не ставится, для целей проекта важно учесть интересы всего постоянно проживающего населения. Старообрядцы, например, обладают важным опытом и знаниями в области природопользования, которые должны быть сохранены и использованы в проекте.

Представление отчета по трансграничному диагностическому анализу (ТДА) – Ю. П. Баденков, Руководитель экспертной группы


Г-н Баденков представил отчет по трансграничному анализу. Обратил внимание членов Координационного комитета на то, что группа по ТДА в основном включает экспертов из Москвы, что дало возможность увидеть картину развития эко-региона в целом, без акцента на интересы отдельных регионов, а также попытаться объективно оценить уровень развития каждого региона и выделить его сильные и слабые стороны.
Представил основные методологические подходы и критерии выбора ключевых трансграничных районов как внутри России, так и на границах с соседними странами эко-региона. Описал специфику и угрозы биоразнообразию, а также предложения в полномасштабный проекта ПРООН/ГЭФ для каждой из выделенных территорий. Особо отметил положительный опыт монгольского проекта, который в большей степени ориентирован на устойчивое развития региона, а не на сохранение биоразнообразия и создание новых охраняемых территорий. (Полный текст презентации -см. Приложение Ж).
Г-н Садовой: Будет ли произведена накладка территорий традиционного природопользования на выбранные трансграничные территории.
Г-н Баденков: Да, такая работа запланирована и будет проведена после подготовки отчета группы по коренным народам.
Г-жа Красноярова: На основании каких данных уровень развития Кош-Агачского района Республики Алтай был признан низким?
Г-н Баденков: При подготовке отчета была использованы социально-экономические данные, представленные в сборнике «Муниципальная Россия», также был проведен анализ местного бюджета района. Кроме того, автор доклада принимал участие в подготовке проекта «Экологически-ориентированнеы методы развития Кош-Агачского района Республики Алтай», проводившейся по заказу бывшего Государственного комитета по охране окружающей среды в 1998 г.
Г-н Амирханов: Как Вы оценивает перспективы реализации проекта по сохранению биоразнообразия в Алтае-Саянском эко-регионе.
Г-н Баденков: Отметил, что разработка и реализация единого плана сохранения биоразнообразия Алтае-Саянского эко-региона является очень сложной задачей, которую невозможно решить в рамках одного проекта. Поэтому необходимо сосредоточиться на реализации ряда пилотных проектов на выбранных ключевых территориях, чтобы продемонстрировать вполне реальные и ощутимые результаты и выгоды от сохранения биоразнообразия в регионе. Особо подчеркнул важность тесного сотрудничества и взаимодействия с Казахстаном и Монголией при разработке и реализации проектов.
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная