Приложение 1 - Принятно Приложение 1 – Личностно-ориентированная Учебный сайт
Учебные материалы


Приложение 1 - Принятно




Приложение 1


Применение современных образовательных технологий
Технология

Личностно-ориентированная


Используемые методы и приемы:
– методы проблемно-поискового обучения, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, коммуникативного обучения;
– приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов, анализ работы интеллекта (на учебном материале), приемы целеполагания, планирования, рефлексии;
– самостоятельный поиск (решение задач разными способами, сравнение и оценка), изложение правил, алгоритм действий.
Особенности технологии в классическом танце
1) Ребенок приходит в студию по своему выбору, желанию, в поиске своей индивидуальности.
2) Осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Например, на уроке классического танца ученикам после практического задания сначала озвучивают общие замечания затем частные. Успех всей группы достигается в результате работы каждого ученика в постоянном взаимодействии с другими членами группы. Например, исправление типичных ошибок на показе неверного индивидуального исполнения – предлагается всем обучающимся посмотреть, рассказать впечатление, заметить ошибки, самостоятельно найти способ их исправления.
3) Учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую. В зависимости от успеваемости ученика переход может быть осуществлен в течение всего учебного года. Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей обучающихся.
4) Создаются ситуации успеха, поощрение, стимулирование к дальнейшему росту. Например, можно доверить в спектакле исполнение сольных партий.
5) Используется дифференциация с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его подготовки по предмету, его способностей и задатков:

  • организационный этап

    – педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности учащегося, компетентного консультанта и помощника. Например, во вступительной беседе детям и родителям рассказывается о целях и задачах предмета, кратко излагается программа, сообщается о распорядке уроков, костюме, обуви, объясняются требования к ученикам. В дальнейшем выявляются реальные интересы детей, например, начиная со второго полугодия можно обсудить репертуар коллектива, распределить роли;

  • подготовительный этап

    – необходимость создания мотивации, т.е. формулирование, для чего нужно делать ежедневный экзерсис, где это пригодится и почему без этого нельзя научиться танцевать. В начале подготовки основное внимание уделяется развитию психофизических качеств и подготовительным упражнениям, т. е. происходит активизация специфического художественно-творческого мышления и умения;

  • основной этап

    – формирование профессионально-значимых личностных качеств, овладение необходимыми профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками, самостоятельная работа, например, работа над образом, взаимопроверка. Двигательный аппарат учащегося является основным объектом воспитания в предмете «классический танец» – это обучение сознательному управлению движения тела. Процесс воспитания состоит в развитии и совершенствовании воли, внимания, памяти, силы, выносливости, ловкости, ритмичности, а также в обучении технике исполнения движений танца;

  • итоговый этап (рефлексия)

    – оценка результатов достижений и недостатков группы:

- применение контрольных заданий с целью проверки освоенной техники, например, можно дать ученикам более сложное упражнение. Ученики смогут выполнить задание, если вся предыдущая техника движений освоена ими хорошо;
- контроль моторной памяти, например, предложить ученикам выполнить упражнение или движение, которое давно не исполнялось. При недостаточно качественном исполнении движений следует вновь включать их в урок;
- знакомство с неизвестным материалом, например, дать ученикам совершенно новое, но нетрудное задание, учитывая уровень обучения группы. Подобные задания мобилизуют, повышают эмоциональный настрой, требуют быстроты осмысления задания, координацию движений;
- смена обстоятельств, например, на репетиции ученикам предложить встать на другую сторону балетного зала, т. е. выполнить уже усвоенную хореографическую постановку с «другой ноги». Сообразительность говорит о хорошей подготовленности группы;
- смена партнеров, например, дать ученикам задание поменяться партнерами. В массовых сценах балета особенно важно научить умению быстро приспосабливаться к смене партнера. Такая готовность свидетельствует о ловкости и высокой подготовленности группы;
- проверка учеников на увлечение делом, например, дать задание ученикам в присутствии зрителей. Приобретение навыка свободного поведения, преодоление страха в присутствии посторонних, умение скрыть допущенную ошибку, незаметно ее исправить, не акцентируя при этом внимание зрителей. Такое умение – признак самообладания.
Контрольные задания должны выявить качество профессиональной подготовленности учеников. Качество подготовки определяется, прежде всего, регулярным наблюдением за их работой на уроках. На основании наблюдений за учениками и результатов контрольных заданий можно вывести заключение о природных особенностях каждого: музыкальности, ритмичности, силе, выносливости, уровне внимания. Проанализировать индивидуальные достижения: хорошую технику, правильную осанку, отличное равновесие, индивидуальный стиль, личную манеру исполнения и т. д. В конце учебного года рассказывается о возможностях каждого ученика, упоминается о недостатках, даются советы по дальнейшему совершенствованию. На летние каникулы предлагается каждому ученику домашнее задание, подбор упражнений делается индивидуально. Например, национальные темперамент и традиции могут влиять на характер учащихся. При природной музыкальной одаренности одним детям свойственна замедленность реакции, поэтому они плохо справляются с повышенным темпо-ритмом, другим – резкие движения и излишнее мышечное напряжение. Поэтому в первом случае должны превалировать упражнения, исполнение которых требует быстрых по характеру движений, во втором – медленных, плавных и широких движений. Домашние задания могут быть разно уровневыми. Главное – учитывать яркую художественную индивидуальность каждого ребенка, которая является основой творчества в классическом танце.
Технология

Культуро-воспитывающая


Используемые методы и приемы:
– методы проблемно-поискового обучения, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, коммуникативного обучения;
– приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов, анализ работы интеллекта (на учебном материале), приемы целеполагания, планирования, рефлексии;
– самостоятельный поиск (решение задач разными способами, сравнение и оценка), изложение правил, алгоритм действий.
Особенности технологии в классическом танце
Все выдающиеся достижения человеческой культуры являются проявлением не только знаний и таланта людей, но и их стремлением к творчеству. Но только с того момента, когда вслед за желанием творить последует попытка действовать, начинается практическое осуществление цели. Возникает конкретная цель – стремление к творчеству, т.е. приходит то психологическое состояние, без которого не может начаться работа. Ребенок приходит в студию классического танца с желанием научиться танцевать и сразу принимает на себя выполнение обязательств. В учебной деятельности могут возникать различные затруднения, преодоление которых требует от ученика усилий воли, и в этом процессе воспитываются такие качества личности, как инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, смелость. Решительность нужна при выполнении сложной техники, и чтобы преодолеть нерешительность и страх, требуется смелость. На уроках, репетициях необходима настойчивость, чтобы довести движения до уровня сценического исполнения, а также выдержка, самообладание – для исключения ошибок, случайности или неожиданности на сцене. Выполнение движений классического танца требует от ученика постоянного контроля. Подсознательный контроль, т.е. навык, может быть обеспечен только при развитом внимании и тренированной памяти. Владение сложными двигательными навыками предполагает также воспитание таких психофизических качеств как выносливость, ловкость, ритмичность, координация. Например, координация движений – это не действие и не проявление ловкости, а только их условие. Занятия хореографическим искусством воспитывают и развивают не только творческие умения и навыки, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения. В современном обществе существует этическая норма в пластическом поведении, поэтому уроки классического танца для ребенка являются дополнением и продолжением его реальной жизни. Особенности поведения отражаются в осанке, походке, позах, в поклонах, приветствиях, жестах, этикетных обращениях с партнерами. Ребенок, владеющий балетной осанкой, непроизвольно будет прямо держать тело и в официальной обстановке. Знания этикета, например, правила поведения на балу той или иной исторической эпохи, необходимы для всех обучающихся классическому танцу. Воспитание этикета обязательно откладывает отпечаток на такие качества характера как забота и внимание к окружающим, например, пропускать вперед старших, уступать место или помочь выйти из транспорта. Аккуратность, опрятность формы в хореографическом классе всегда переносится и на внешний вид в быту. Дисциплинированность, чувство ответственности – качества, так необходимые в жизни, воспитываются на каждом уроке, определяют успех во многих делах. Например, нельзя опаздывать, не выполнить, не выучить, не прийти на урок или репетицию – приходит понимание, что все находятся в зависимости друг от друга. Важно во время проведения уроков развивать волю и характер учащегося, помогать формированию его эстетических взглядов.
Балет – это сценическое искусство, объединяющее несколько видов художественного творчества: хореографию, музыку, драматургию, изобразительное искусство. Поэтому классический танец разносторонне формирует потребность ребенка к творческой деятельности, учит понимать не только пластический язык танца, но и музыкальный, драматургический, изобразительный. Приобщение детей к классическому танцу на практике является средством развития эстетического вкуса, перспективной формой воспитания, которая открывает путь личности в культуру через творчество. Для детей становится нормой посещение театров, музеев, выставок, библиотек. Ребенок, усвоивший нормы культуры, легко ориентируется и реализовывает себя в социуме. В процессе социализации личность формирует свое мировоззрение, отношение к традициям, усваивает духовные ценности.
Технология

Индивидуализации


Используемые методы и приемы:
– методы объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения материала;
– приемы перекликаются с приемами личностно-ориентированной технологии.
Особенности технологии в классическом танце

Применяются варианты учета индивидуальных особенностей:
1) Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
2) Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную (по количеству человек) группу. Например, группу составляют дети первого и второго года обучения, но одинаковые по возрасту, или учащихся второго и третьего года обучения совмещают в единую группу разных (не более двух лет) по возрасту, но с одинаковыми способностями.
3) Профильное обучение, начальная профессиональная и до профессиональная подготовка в группах старшего звена. Например, часть детей физически одаренных, достигших определенного возраста, уровня знаний, умений и навыков, может поступить в академию русского балета имени А.Я.Вагановой или в другие учреждения культуры среднего и высшего профессионального образования.
Традиционно в классическом танце объяснения к выполнению движений даются общие, но пояснения, советы и замечания для каждого ученика строго индивидуальны. Для индивидуального подхода важнейшим критерием является также учет физиологических данных учащихся. Например, индивидуализируется физическая нагрузка, адаптируя организм и личность учащегося в зависимости от развития силы и выносливости его опорно-двигательного аппарата. Кроме этого предполагается исправление недостатков тела путем введения в урок специальной гимнастики, например, применяется ряд корригирующих упражнений и постановка корпуса в индивидуальном порядке при: «Х», «О»-образных ногах, уплощении стоп, асимметрии лопаток, небольшой сутулости, увеличенном прогибе в поясничном отделе позвоночника. Индивидуальная форма обучения часто применяется в постановочно-репетиционной деятельности, например, на репетиции сольных партий (вариации) или дуэтов происходит отработка каждого элемента движения, работа над образом, над умением передавать характер музыки в пластике заданного движения и т. д.
Технология

Групповая


Используемые методы и приемы:
– методы словесные, практические, репродуктивные.
Особенности технологии в классическом танце
Это организация совместных действий, обучение ведению групповой дискуссии как формы социально-психологического тренинга, коммуникация, взаимопомощь. Навык ведения групповой дискуссии – обязательное условие успешного руководства группой со стороны руководителя. Свободный обмен мнениями, эффективные дискуссии, внимание к настроению и мнениям членов коллектива создают основу для сплоченного коллектива. Цель данной технологии

-

обеспечение активного учебного процесса, достижение общего высокого уровня усвоения содержания материала. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
На занятии класс делится на группы для решения и выполнения конкретных задач. Состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Например, когда учащиеся после экзерсиса у палки выходят на середину, выполнение задания проходит по группам. По принципу дифференциации даются различные задания группам, исходя из физических данных учащихся, или одновременно детям даются разные задачи в соответствии с их подготовленностью и возможностями, например, исполнение одного и того же движения на целой стопе или на полупальцах. В ходе работы поощряется совместное обсуждение результатов деятельности, дети сами анализируют, т.е. все учат каждого и каждый учит всех (технология коллективного взаимообучения), развивается самостоятельность и коллективизм. При групповой форме работы в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей. Причем помогающий ученик приобретает знания, актуализируя, конкретизируя и закрепляя их при объяснении своему однокласснику.
Процесс организации групповой дискуссии состоит из четырех фаз:
- первая носит характер наблюдения над объектом, когда одна группа выполняет задание, другая – наблюдает за исполнением движений;
- вторая фаза носит оценочный характер. Ученики имеют возможность говорить все, что они думают об исполнении, педагог контролирует высказываемые мнения;
- третья фаза представляет собой поиски решения, когда от группы требуется анализ представленной информации, т.е. ученики высказывают свои мнения об исправлении ошибок;
- четвертая фаза представляет принятие решения, т.е. работа над ошибками. Педагог контролирует решение, отвечает на вопросы, оказывает помощь.
Групповое решение бывает лучше индивидуального обычно в том случае, если участники группы не имеют опыта принятия индивидуальных решений. С другой стороны, опыт групповых решений повышает качество решений, принимаемых индивидуально. В группе ученики принимают решения активней, чем в одиночку. Организуя коллективную работу, педагогу необходимо понимать, что у отдельных членов группы может быть отсутствие собственного мнения. С целью устранения этого в коллективе должна быть создана и поддерживаться деловая атмосфера, обстановка свободного обмена мнениями, невзирая на авторитеты.
Технология

Адаптивной системы обучения


Используемые методы и приемы:
– словесные методы.
Особенности технологии в классическом танце
Проектирование технологии в следующем:
- объяснение нового материала;
- индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);
- самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;
- включенный контроль, взаимоконтроль.
Педагог, объяснив новый материал, для проверки знаний обучающихся предлагает самостоятельную работу.
Например, дети в парах сменного состава, играют в «учителя». Каждый ребенок, который исполняет роль «учителя», дает задание «ученику». «Ученик», в свою очередь, самостоятельно ищет способ решения творческой задачи. «Учитель» контролирует выполнение, комментирует результат. Педагог, если необходимо, помогает справиться с заданием, показав и объяснив способ решения творческой задачи.
Технология

Сотрудничества и коллективной творческой

деятельности


Используемые методы и приемы:
– метод репродуктивный, частично–поисковый, метод проблемного изложения материала;
– приемы обучения – речевое общение, объяснение, показ движений и исполнение педагогом, показ движений и исполнение учащимися, репетиционная работа.
Особенности технологии в классическом танце
Технология предполагает совместную деятельность детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Для успешной деятельности большое значение имеет тесное сотрудничество родителей и педагогов. С самого начала необходимо психологически настроить родителей на занятия, объяснив, что может дать ребенку искусство танца, если им заниматься серьезно, создать нужное отношение к урокам, раскрыть значение объективного подхода к своим детям с учетом их индивидуальных склонностей. Достижение творческого уровня является приоритетной целью в любом творческом коллективе, поэтому задача семьи и педагога состоит в том, чтобы вовремя поддержать ребенка и развить его способности. Особенно подчеркивается, что работоспособный, даже менее одаренный, ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, уважения к его достижениям, внимании к его творчеству. Все дети принимают участие в постановочно-репетиционной деятельности, готовятся к концертам, конкурсам, фестивалям танца, мастер-классам. Совместная деятельность способствует объединению детей в дружный коллектив, приучает к ответственности за общее дело, повышает требовательность каждого члена коллектива к самому себе и работе в целом. В результате появляется мотивация деятельности – стремление к творчеству, самовыражению, самоусовершенствованию. Привлечение родителей к совместной общественной работе в коллективе дает хороший результат. В течение всего года они допускаются на любое занятие во все группы. Такие посещения полезны как детям, так и родителям. Свободное присутствие родителей подразумевает:

  • проекцию общих интересов взрослых и детей;

  • помощь в подготовке и проверке домашних заданий;

  • развитие интереса к театру, частое посещение балетных спектаклей;

  • понимание важности занятий;

  • ответственность за явку на занятия, репетиции, концерты, дополнительные занятия;

  • активное участие в подготовке к концертам, пошив костюмов, подбор бутафории;

  • организация совместного отдыха детей

В течение года проводятся собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и танцевального коллектива, а также индивидуальные беседы с родителями учеников, характер которых носит педагогическую помощь и практический совет.
Технология

«ТРИЗ»


Используемые методы и приемы:
– метод практический, словесный, исследовательский, частично – поисковый;
– приемы коллективного поиска, мозгового штурма, составление матрицы идей (сопоставление разных точек зрения на одну и ту же мысль).
Особенности технологии в классическом танце
Цель технологии – формирование и развитие нестандартного образа мышления обучающихся, обучение творческой деятельности. Технология ТРИЗ формирует у детей:
- умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
- умение обобщать, делать выводы;
- умение гибко мыслить;
- умение активно использовать воображение.
Педагог предлагает детям выполнить ряд упражнений. После исполнения дети рассказывают не только методику, но и биомеханику упражнения: как правильно нужно их выполнить, какая группа мышц при этом задействована в работе, в какой момент происходит смена напряжений мышц. Учащиеся анализируют, рассуждают, делают выводы, учатся мыслить и активно включают воображение.
Для развития фантазии детям предлагается участие в постановочной работе. Самые оригинальные предложения в дальнейшем используется постановке танца.
Технология

Исследовательского обучения


Используемые методы и приемы:
– метод объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично–поисковый, исследовательский.
Особенности технологии в классическом танце
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закономерность, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.
Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний.
При использовании данной технологии педагог:
- подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на вопрос;
- побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы, анализ;
- ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания;
- проводит дискуссии, мозговой штурм.
В нашем коллективе технология исследовательского обучения применяется для детей от 7 – 9 лет. Задачей исследования является рассмотрение элементов движений экзерсиса с помощью геометрии и математики, выявление структурных закономерностей построения форм классического танца, объяснение биомеханики работы мышц в определенном движении. Ставится вопрос: почему в классическом танце заключена гармония, что такое гармония и как ее понять?
Чтобы у детей возник интерес к исследовательской работе, можно увлечь их тем, что им понятнее и ближе всего для восприятия, обратившись к сказкам и мифам. Например, обратившись к мифу, согласно которому Зевс наделил каждое существо соответствующей мерой и разумными пределами с четко определенной измеримой гармонией, обсуждается вопрос, какие вещи, предметы, объекты считаются красивыми? Все вместе приходим к выводу, что обычно прекрасной называют вещь пропорциональную, поэтому важными свойствами хорошей формы являются симметрия и верные пропорции между частями. В этом возрасте все обучающиеся должны знать, что такое геометрические формы – треугольник, круг, квадрат, поэтому детям предлагается исследовать движения классического танца – найти правильную геометрическую форму в движении, решить, как и какими группами мышц необходимо работать, чтобы удержать эту форму.
Например, движение battement tendu имеет форму треугольника, plié – ромб и т. д. Выполняя rond de jamb par terre, дети знакомятся с симметрией.
Любая форма должна быть уравновешенной. И следующая задача в исследовательской деятельности – найти ось равновесия, стоя на одной ноге, на двух ногах. Для лучшего визуального восприятия и нахождения оси равновесия можно использовать длинную деревянную палку, поставив ее перед собой, точно по линии прохождения оси, отслеживая при этом, чтобы корпус был прямой. Стоя на одной ноге, например, при исполнении движения battement tendu дети определяют, где проходит ось равновесия, какая форма образовалась, какими мышцами ее необходимо удержать, чтобы она оставалась правильной.
Технология

Коммуникативная


Используемые методы и приемы:
– словесные методы;
– прием – рассказ, объяснение, слово, диалог, анализ.
Особенности технологии в классическом танце
Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Использование данной технологии позволяет учащимся формировать умение высказывать свое мнение, принимать или отвергать чужое, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.
В балетном искусстве все виды движений проговариваются и пишутся на французском языке: plié, battement tendu, rond de jamb par terre, battement fondu, battement frappe, port de bras и т.д. Дети слушая, запоминают названия движений, проговаривают их вслух. Происходит приобщение детей к профессиональному языку.
Речевое общение происходит, когда, прослушав музыку, дети учатся анализировать структуру музыкальных произведений (мелодия, музыкальная фраза, динамика, темп, размер), описывая словами содержание музыки, ее образ.
Технология

Программированного обучения


Используемые методы и приемы:
– метод иллюстративный, компьютерный.
Особенности технологии в классическом танце
При всевозрастающей компьютеризации учебного процесса все большее значение приобретают технические средства наглядности, что широко и успешно применяется для прочности усвоения отдельных двигательных навыков и умений.
Технология программированного обучения предполагает усвоение учебного материала с помощью обучающих устройств. На занятиях используется аудио-фото-видео аппаратура. После записи концертного номера на видео материал коллективно просматривается, анализируется, разбираются ошибки, проговаривается, как их нужно исправить, рассматривается, над чем еще необходимо поработать, и что получилось хорошо.
Данная технология помогает также при обобщении материала и создания видеоотчетов, например, о поездке на конкурс.
Технология

Полного усвоения знаний


Используемые методы и приемы:
– методы оценочный, обобщающий;
– контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, выполнение контрольного упражнения, зачет, участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Особенности технологии в классическом танце
Главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
Результаты учебной работы обучающихся определяются на контрольных занятиях в декабре и в мае, когда учащиеся показывают все изученные движения за весь период. Оценивается техника исполнения, выразительность движения, музыкальность, координация, физические данные, трудолюбие. Также итогом обучения является отчетный концерт, проводимый в мае, на котором выставляется вторая оценка за музыкальность и выразительность, образ, технику исполнения, за четкость линий и рисунка танца – знание дистанции интервала.
Технология

Игровая


Используемые методы и приемы:
– метод объяснительно–иллюстративный, репродуктивный в физических играх, частично–поисковый в развивающих.
Особенности технологии в классическом танце
Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. На занятии используются следующие виды игры:
- физические игры: «лягушка», «зайчик», «уточка», «дельфин», «тележка», «кораблик»;
- творческие игры – во время звучания музыки дети произвольно танцуют, передавая образ и характер музыки. Звучание может прекратиться в любой момент и дети должны принять красивую балетную позу. Ведущий выбирает самую красивую позу и передает свои полномочия ведущего – победителю;
- развивающие игры – звучат разные музыкальные отрывки, дети по характеру произведения должны определить, какой музыкальный образ прозвучал, к какому животному можно отнести услышанный отрывок – зайчик, мишка, кошечка, лошадка и т.д. Угадав животного, они движениями передают характер музыки, под вновь звучащий музыкальный отрывок.
В основу обучения детей 1 года обучения в большей степени положено игровое начало, где труд возникает на основе игры, становится ее смыслом и продолжением. Здесь есть важный фактор – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний, длительном изучении, проработки небольшого количества материала. Подобным образом, в игровой форме, проходит знакомство учеников с анатомией частей тела – суставов, мышц, которые участвуют в процессе выполнения тех или иных движений и помогают детям в усвоении танцевальных па. Эти сведения будут активно использоваться в будущем на практике при разучивании и исполнении танцевального репертуара.
Технология

Анатомическая


Используемые методы и приемы:
– метод объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
Особенности технологии в классическом танце
Сознание играет очень важную роль в совершенствовании техники классического танца с позиции анатомии. Чтобы понять суть движений, необходимо ученикам дать некоторое представление о костях, суставах и мышцах. Все движения тела строятся на использовании эффекта рычага, т.е. костей, а фиксируемыми точками опоры в организме являются суставы. Под движением понимается изменение положения тела, вызванное неким усилием, которое создается за счет сокращения мышц. Так как танец создает колоссальную нагрузку на спину, балетная осанка требует, чтобы позвоночник был прочным, но одновременно свободным и подвижным. В классическом танце педагогу обязательно нужно заложить в учеников понимание как находить баланс между стабильностью и гибкостью, чтобы легко, непринужденно танцевать и снизить риск получения травм. Педагог любого направления танца, безусловно, должен знать пластическую анатомию тела человека, но это совсем не означает, что детей нужно сажать за парты. Также необязательно требовать от учеников знаний общепризнанных анатомических названий всех мышц, костей, суставов и связок. Такими действиями можно привести только к нежеланию продолжать учебу. Педагогу нужно вводить этот предмет в практику постепенно при последовательном изучении для лучшего понимания сути движений, тем самым, помогая ученикам выполнить упражнение правильно и легко. При объяснении нового упражнения педагог может использовать иллюстрации по анатомии, затем продемонстрировать участвующие в движении мышцы на себе или ученике. Также можно использовать работу в группах или парах, например, «сильные» ученики объясняют материал «слабым». Ученики, почувствовавшие правильность выполненного упражнения, испытывают радость от движения, появляется интерес к испытанию новых ощущений. Понимание того, каким образом организованны составляющие элементы в движениях человеческого тела, улучшит танцевальные навыки учеников, тем самым, создавая прекрасную основу для развития техники.
Технология

Визуализации и образности


Используемые методы и приемы:
– метод продуктивный, частично–поисковый, метод проблемного изложения материала.
Особенности технологии в классическом танце
Визуализация может стать эффективным инструментом в подготовке учащихся. Под визуализацией, воображением понимается создание мысленных образов движения или линий без проявления физической активности. В танце движение создается совместными усилиями тела и разума. Перед физическим действием нужно приготовиться к упражнению, услышав музыку, почувствовать тело, установить мысленный контроль над мышцами, сосредоточится на технике. Так устанавливается взаимодействие между сознанием и мышцами, они должны работать как одно целое. Можно предложить домашнее задание – каждый день мысленно прорабатывать технику и образ поставленного танца.
В классическом танце множество разнообразных движений и позиций, которые исполняются в определенных положениях. Разбираться в них детям станет легче, если предложить им разделить свое тело тремя воображаемыми плоскостями, соответствующие трем измерением в пространстве. Например, исполняя любое упражнение вперед, назад и сторону, или, поднимая руки из подготовительного положения через первую в третью позицию, ученики будут понимать, что отклонение от плоскостей нарушает чистую линию движений. Также мысленно проведенная перпендикулярно полу линия может служить осью равновесия.
Классический танец тяготеет к геометрическим формам и правильным линиям, поэтому ученики должны знать линии в пространстве и восемь точек в плане класса или сцены. К сожалению, редко бывают хореографические залы квадратной формы, поэтому дети испытывают трудности при повороте тела на 45 градусов. Можно предложить ученикам построить вокруг себя визуально квадрат для правильного определения степени поворота корпуса épaulement, тогда исчезнут трудности при разучивании поз и в рисунке танца.
Необходимо развивать в учениках способность к позитивной визуализации. Например, выполняя упражнение на растяжку мышц ног, ученики могут практиковать представление увеличения диапазона движений в суставах, вместо боли и закрепощенности мышц. Но не стоит забывать, что визуализация – это упражнения для сознания, требующие постоянной практики.
Технология

Невербальная


Используемые методы и приемы:
– метод объяснительно – иллюстративный, практический, словесный;
– прием – рассказ, объяснение, слово, диалог, анализ.
Особенности технологии в классическом танце
Объяснение является неотъемлемой частью учебного процесса. Главная цель объяснения – выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, механизмов действия. В классическом танце изложение учебного материала носит в основном описательный характер и целиком основывается на объяснении учителя. Объяснение и понимание тесно связаны, и, в значительной мере зависят от умелого сочетания слова и наглядности. Объяснить какое-либо явление – означает сделать его ясным, понятным для всех.
Речь отражает особенности говорящего человека и зависит от ситуации общения. Она позволяет передать мысли, эмоции и чувства отдельного человека. В процессе обучения педагогу необходимо учитывать как положительное, так и отрицательное воздействие речевых сообщений, адресованные ученикам. Неправильно сформулированные слова, затрудняющие понимание материала, приводят, учеников к неверным действиям, укореняются в привычки, от которых в дальнейшем трудно избавиться. Отрицательную роль может играть здесь то обстоятельство, что подбор слов для объяснения носит случайный характер. Учитель должен продумать заранее, какие слова целесообразнее применить для усвоения теории классического танца.
Чаще всего у детей возникают трудности с постановкой корпуса. Балетная осанка – это особая манера держать свое тело в статике и динамике в соответствии с профессиональными требованиями. Самые распространенные ошибки – поднятые плечи и распущенные мышцы живота. Учитель должен исключить из своей лексики, хотя бы на начальном этапе обучения, такие выражения как «опустить плечи» и «втянуть живот». Когда ребенок слышит такие команды, он, втягивая живот, поднимает и надувает грудную клетку, стараясь опустить плечи, напрягает плечевой пояс, заворачивая плечи вперед. В данной ситуации приемлемы такие слова как «опустить лопатки», «сократить мышцы живота», конечно, только при условии предварительного показа ученикам иллюстрации анатомии лопаток, знания их местонахождения, чувствования сокращения мышц по упражнениям дыхательной гимнастики. При разучивании движения grand battement jeté можно услышать от педагога фразу «резкий бросок». Нужно отметить, что в классическом танце ничего резкого не бывает. Правильнее употребить здесь «энергичный бросок ноги». Верно нужно показывать и рассказывать комбинацию. Необходимо помнить, что не бывает у человека передних и задних ног, есть только впереди или сзади стоящие. Большая ошибка педагога состоит в обращении к детям строиться по «линейке». Ученики непременно будут наклонять голову, смотреть в пол и от этой привычки долгое время будет трудно избавиться. В данном случае подойдут слова «встать в линию».
Ребенок как губка впитывает все слова и как попугай повторяет все действия педагога. Нужно помнить всегда, что учитель ответственен перед будущим поколением за сохранение русского языка и лучших традиций классического танца. ... 12
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная