Аксиологический подход - Основная образовательная программа основного общего образования мкоу «Краснопольская оош №1» Аксиологический подход. Системно-деятельностный подход. Развивающий подход. Учебный сайт
Учебные материалы


Аксиологический подход - Основная образовательная программа основного общего образования мкоу «Краснопольская оош №1»




Аксиологический подход.


Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.

Системно-деятельностный подход.


Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход.


Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

4. Принципы и особенности организации


содержания воспитания и социализации обучающихся


на ступени основного общего образования


Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.

Принцип ориентации на идеал.


Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Аксиологический принцип.

Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.


Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения.


Диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип идентификации (персонификации)


Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип полисубъектности воспитания


Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися

Принцип системно-деятельностной организации воспитания


Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

  • воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

  • системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей;

  • многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;

  • содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.


5. Содержание программы

воспитания и социализации


обучающихся

на ступени основного общего образования


Содержание

духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде

модуля,

который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Модуль «Я - гражданин»


Направление 1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Задачи модуля:


Получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Воронежской области, города Воронежа;

  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • о правах и обязанностях гражданина России;

  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для школьников;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края – Воронежской области;

  • стремление активно участвовать в делах класса, гимназии, семьи, своего города, малой Родины, своей страны;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности:

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Мероприятия по реализации данного раздела





Название
мероприятия

Форма

Ответственные

Время проведения

1

2.

3.

4.

5.

1

Край родной навек любимый…»

Составление экологической тропы

Учителя биологии, географии

В течение года

2

«Овеянные славой»

Экскурсия в музей школы, района.

Кл. руководители

В течение года

3

«Государственные символы»

Тематические классные часы о государственной символике.

Кл. руководители

Декабрь

4

«Уроки Мужества»

Встречи с ветеранами ВОВ,
участниками локальных войн.

Кл. руководители

Ноябрь,
январь,
февраль,
май.

5

«Победа»

Участие в районной военно-спортивной игре.

Преподаватели физической культуры, ОБЖ, Зам дир по ВР

В течении года

6

« Слава России»

Конкурс стихотворений

Кл. руководители,
МО учителей русского языка и литературы,
Библиотекарь.

Ноябрь

7

«Милосердие »

Акция

Кл. руководители

По плану

8

«Русская воинская доблесть»

Тематические дни воинской славы

Библиотекарь,
Кл. руководители,
учитель истории.

В течение года

9

«Пою о славе России»

Участие в районном конкурсе патриотической песни

Ст. вожатая,
Учитель музыки.

Февраль

10

«Вахта памяти»

Помощь ветеранам ВОВ

Кл. руководители

В течение года

11

«Символы России»

Интеллектуальная игра

Учитель истории

Ноябрь

12

«Героический Ленинград»

Литературная композиция.

Кл. руководители

Месячник ОБЖ

13

«Салют, победа!»

Праздник

Организатор

Май

14

«Можно ли бороться с преступностью сегодня?»

Диспут

Кл. руководители

январь

15

«Я имею право… »

Дискуссия

Кл. руководители

декабрь

16

«Письмо ветерану»

Конкурс

Кл. руководители

Май

17

«Нам войну забыть нельзя…»

Классный час

Кл. руководители

Апрель

18

«Праздник белых журавлей»

Проектная деятельность

Учитель технологии, классные руководители, старшая вожатая

Май

19

Участие в районных конкурсах по избирательному праву

конкурс

Учитель истории

В течении года
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 39
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
author-karamzin.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная