Проблемные аспекты создания автоматизированных информационных систем управления предприятием Классификация информационных систем. Этапы итерационного создания ИС Стандарты создания ИС. Учебный сайт
Учебные материалы


Проблемные аспекты создания автоматизированных информационных систем управления предприятием




Проблемные аспекты создания автоматизированных информационных систем управления предприятием


«Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»
«Алиса в Зазеркалье»
Кэрролл Льюис
Ранее было принято считать, что основные составляющие компетенций руководителя находятся в финансовой сфере и правовом поле. На данный момент времени знания в этих областях, безусловно, остаются значимыми. Однако, принятие управленческих решений требует времени на осмысление, которое всегда ограничено; полной и достоверной информации, актуальной на текущий момент; совета консультанта, которому порой сложно довериться. К основным составляющим компетенций руководителя добавилось понимание важности автоматизации и информатизации процессов на предприятии и умение применить на практике передовые информационные технологии.
Почему одни предприятия успешны и стабильны, а другие нет? «Кадры решают все!» - этот некогда знаменитый лозунг актуален и в настоящее время. Успех предприятия напрямую зависит от принятых управленческих решений, от их внедрения и адекватности информации, на основании которой они принимаются.
Кадровые проблемы затрагивают предприятия всех сфер и всех масштабов. Дефицитными являются специалисты всех уровней и всех специальностей: от рабочих у станка до управленцев самого высокого уровня. Кадровые проблемы существовали всегда. Но на данный момент она ощущается остро, как никогда. Почему «как никогда»? С развитием технологий увеличились масштабы и скорости, повысились требования к точности и глубине проникновения.
С развитием информационных технологий скорость передачи информации в обществе возросла в разы. Это привело к тиражированию промышленных технологий и их поступательному развитию. Появились такие понятия как бенчмаркинг, аутсорсинг и краудсорсинг. Обострилась специализация, уменьшилось время стабильного существования любой сущности, открылся доступ к ресурсам, унифицировались правила ведения бизнеса. Заработать денег больше, чем конкурент за счет общедоступных, общеизвестных ресурсов и идентичных технологий больше не получается.
Что же остается? Оптимизация. Принятие оптимальных управленческих решений. Вездесущий учет и контроль. И скорость!
Это способы. А каковы же методы? Автоматизация производственных и технологических процессов. Моделирование бизнес-процессов и прогнозирование с его помощью. Интеллектуальные маячки – критические показатели качества и заблаговременно разработанные сценарии развития.
Все эти термины по сути своей не новы. Применялись с давних пор. В нынешнюю эпоху добавился временной параметр. И он заставляет бежать очень быстро. Если предприятие обладает грамотными и высокоорганизованными специалистами – это не проблема. Если нет, то главным помощником в решении задач любого уровня становятсяя информационные системы на базе компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Для тиражирования и регламентирования процесса управления, для более быстрого принятия наиболее эффективных решений используются автоматизированные информационные системы (АИС). Они продуктивны и полезны в том случае, если оперируют адекватными данными, если заданы стратегические цели предприятия, поставлены краткосрочные задачи, указаны планируемые сроки достижения тех и других, а так же обозначен перечень показателей ресурсов предприятия в комплекте с требуемыми количественными и качественными характеристиками. Эти системы управления эффективностью предприятием называются по-разному, выполняют разные функции, являются продуктами разных известных во всем мире производителей и являются помощниками в воплощении лучших практик управления.
Требуется немало усилий, что бы разобраться в этом многообразии предлагаемых программных приложений, решающих поставленные задачи. Для начала попробуем разобраться с терминологией и функционалом.
Ниже представлены названия классов ИС. Принадлежность к классу не зависит от производителя, а определяется функциональным назначением системы.

  1. BOM (Bill of Materrials) - список материалов,

  2. MPS (Master Production Schedule) – производственный график,

  3. MRP (Material Requirements Planning) – планирование потребностей в материалах.

  4. MRP II (Manufacturing Resource Planning) – планирование производственных ресурсов.

  5. ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов предприятия

  6. BI (Business Intelligent) и BA (Business Analyst) – бизнес аналитика.

Рис. 1.

Классификация информационных систем.


Если обратить внимание на функциональные особенности рассмотренных классов информационных систем, то станет очевидно, что на нижнем ярусе фокус направлен на решение сугубо производственных задач.
В общем и целом корпоративные информационные системы применяются в разных сферах бизнес активности. Если поставить себе задачу унифицировать, привести к общему представлению все внутренние процессы предприятия, а вслед за ними и информационные системы, решающие соответствующие задачи, то можно выделить в отдельный класс «отраслевые решения», так называемые программные продукты решающие только производственные задачи, относящиеся к определенной отрасли. ИС не относящиеся к вышеуказанному классу, применимы во всех областях деятельности при условии некоторых незначительных изменений, вносимых при их внедрении и настройке.
К классу унифицированных систем относится большое множество программных продуктов с различным функционалом. Например: учетно-финансовые системы, SRM и CRM-системы, BI, BA и SEM системы, программные приложения, работающие со статистикой.
Объединение программных продуктов (приложений, подсистем), решающих различные необходимые задачи одного конкретного предприятия, их взаимное проникновение, так называемая «интеграция», безусловно, приводит к повышению эффективности производства. Минимальный комплект – учетно-финансовая система плюс отраслевой продукт. Если в процесс интеграции включить системы, держащие под контролем взаимоотношение с внешним миром (CRM и SRM) получится достойная система класса ERP, интеграция с системами поддержки принятия решений (BI или BA) дает полноценный продукт класса BPM.
Business Performance Management - это не только название класса программного продукта. Скорее это принцип управления предприятием, реализация которого возможна только с применением прогрессивных технологий, внедрением автоматизации на всех функциональных участках и налаженных причинно-следственных связях между внутриорганизационными информационными потоками.
Процесс создания информационных BPM-систем требует значительных человеческих и финансовых вложений, а так же временных затрат. На рисунке изображена последовательность действий в процессе работы команды «создателей», которая приводит к максимально приближенному к желаемому результату.
В центре внимания всегда находится управление требованиями заказчика – сложный со всех точек зрения процесс. Стоит отметить, что спиральное развитие нашего мира полностью повторяется в процессе создания информационных систем. И этому есть объяснение: любую организацию можно рассматривать как модель общества, а любую информационную систему, как модель организации. В этом контексте общество является постоянно изменяемой метамоделью, а ИС экземпляром этой модели. Изменения, происходящие в реальном мире, напрямую воздействуют на требования к информационным системам, и формирование требований к системам происходит постепенно с учетом изменяемой внешней среды.

Рис. 2.

Этапы итерационного создания ИС


Для уменьшения стоимости владения и приобретения программных продуктов потребителям стоит использовать так называемые «коробочные» программных программные продукты. Снижение стоимости продукта достигается за счет массового потребления, а массовое потребление за счет унифицированных функциональных возможностей, предоставляемых потребителям в рамках установленных правил, действующих в определенной отрасли или предметной области. Тем не менее, для разработки широко востребованных коробочных продуктов требуется гораздо больше времени для изучения законодательных норм, практических особенностей, возможных направлений развития и текущих тенденций.
Мировое профессиональное сообщество, занимающееся производством корпоративных информационных систем, пытается разработать и установить стандарты для унификации программных продуктов. На данный момент по версии IBM существуют пять типов стандартов:
Рис. 3.

Стандарты создания ИС.


В идеале, к которому следует стремиться, производство КИС в соответствии с разработанными стандартами приводит к их использованию в рамках любого предприятия, простоте взаимной интеграции, недорогому внедрению и легкому использованию. Следует заметить, что вышеуказанная система стандартов и сами они находятся в состоянии постоянной разработки, существующие варианты не являются окончательными и экспертными. Но, тем не менее, их использование увеличивает вероятность создания понимаемых, востребованных, интегрируемых и валидных продуктов. Первоисточниками для стандартизации производственных процессов являются ГОСТы, действующие нормативные и законодательные акты. Стандарты же в сфере ИТ -сущность не устоявшаяся. Требуется постоянное внимательное изучение текущих процессов развития отрасли ИТ и глубокое понимание уже прошедших этапов дабы не повторять уже совершенные кем-то ошибки и не «изобретать велосипед».
Процессы проектирования, создания, внедрения информационных систем тернист и не однозначен. Их успешность зависит от человеческого фактора. В результате интеллектуальноемких действий на выходе получается продукт, позволяющий свести к минимуму зависимость от случайной ошибки, злого умысла и низкой квалификации персонала. Хорошо автоматизированные производственные процессы, отражающие все технологические аспекты, позволяют снизить стоимость производства, экономя на кадрах, количестве некачественной продукции, внутренней и внешней логистике, оптимальном распределении финансов и, наверное, еще на каких-то моментах, едва уловимых человеческим разумом.

Литература



  1. Вдовенко, Людмила Афанасьевна. Информационная система предприятия [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. А. Вдовенко. - М. : Вузовский учебник ; М. : Инфра-М, 2011. - 237 с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 229. - ISBN 978-5-9558-0143-8. - ISBN 978-5-16-003826-1.

  2. Независимый ERP-портал (режим доступа erp-online.ru).

  3. Официальный сайт международной организации TDWI (режим доступа tdwi.org ).

  4. Официальный сайт компании IBM (режим доступа ibm.com).


Панина Е.С.


Кафедра Информационных
технологий и математики
СПбУУиЭ

группа

2541-1/1-1
Костин Г.А., д.т.н., доцент
научный руководитель
заведующий кафедрой ИТиМ,

1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 42
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная