5.4.2. Кредитование реального сектора - Предмет и научные основы системы государственного управления Кредитование реального сектора Учебный сайт
Учебные материалы


5.4.2. Кредитование реального сектора - Предмет и научные основы системы государственного управления




5.4.2. Кредитование реального сектора


 
Финансирование воспроизводства осуществляется в основ­ном реальными деньгами, сбережениями предприятий и населе­ния. Временно свободные денежные средства мобилизует и на­правляет на развитие экономики в виде кредитов банковская система. Производство не может обходиться без кредитов, осо­бенно под оборотные средства.
Банки являются активными участниками экономических и финансовых отношений. Банки и производство — две стороны медали: банки не жизнеспособны без производства, а производство не может функционировать без банков; они заинтересова­ны в процветании друг друга*.
* Кризис в экономике, приведший к массовым неплатежам, отразился и на бан­ковской системе, что проявилось не только в крупных убытках, которые понес­ли банки, но и в банкротстве многих из них. Безусловно, какие-то банки по­страдали из-за рискованной политики. Но главным элементом риска являются условия, в которых они действуют.
 
Однако связь банков с реальным сектором не означает, что надо стремиться к слиянию банковского и промышленного ка­питала. В большинстве стран запрещено законом формирование финансового капитала, так как банки в этом случае направляют средства лишь в свои предприятия, а основное назначение бан­ков — не инвестировать, а кредитовать.
Предпосылкой кредитования является наличие на счетах од­них предприятий свободных денег и потребность в деньгах у других предприятий. Источники поступления средств для кре­дитования, объемы и направления кредитных вложений плани­руются кредитными организациями. В условиях дезорганизации денежного обращения, использования неденежных форм расче­тов кредитное планирование весьма затруднено и кредитные планы приобретают характер прогнозов.
Согласно законодательству, банки — это коммерческие ор­ганизации, предприятия, их продукция — обслуживание движе­ния денег, они действуют в интересах увеличения прибыли, размещают средства там, где более выгодно.
На начало 2000 г. действовали 1339 коммерческих банков, из них финансово-стабильных около 1000, остальные имеют дефи­цит капитала и не могут самостоятельно решить свои проблемы. В список 500 ведущих банков Европы входят 5 банков России: Сбербанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Онэксимбанк, Собинбанк. Около 10% банков имеют в уставном капитале ино­странные инвестиции, их доля в совокупном капитале банков России — 14% (квота, установленная Банком России, — 12%).
Валюта балансов всех коммерческих банков не превышает 100 млрд долл., причем 50% приходится на Сбербанк; это уро­вень среднего западного банка. Суммарные их активы по отно­шению к ВВП составляют менее 24% (в Англии — 250%, Гер­мании — 170, Китае — 120, Индии — 50%).
В мировой практике различаются универсальные, инвести­ционные, ипотечные, работающие с населением и другие банки. В России специализация коммерческих банков практически от­сутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечается, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные. Первые обеспечивают прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др.; вторые — эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями креди­тования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).
Становление банковской системы проходило в условиях стройства экономики страны. Коммерческие банки выросли на инфляционной прибыли, сверхвысоких процентных ставках и марже, прокручивании бюджетных денег, валютной спекуляции, грабеже клиентов, т. е. как не кредитные, а финансовые органи­зации, перекачивающие средства из реального производства.
После 17 августа 1998 г. балансы банков уменьшились в 3—4 ра­за, лишились лицензий банки с 1/4 всех банковских активов, 300 банков оказались на грани банкротства. Банки вложили в ГКО около 60 млрд руб. и эти деньги надолго выведены из оборота. Всего банковская система потеряла 100—150 млрд руб., в том чис­ле 45 млрд руб. из-за отказа государства платить по долгам.
. Разработана программа постепенной (3—4 года) реструкту­ризации банковской системы, которую реализует созданное на коммерческих началах Агентство по реструктуризации кредит­ных организаций (АРКО).
На помощь за счет АРКО могут рассчитывать банки, кото­рые в течение последних шести месяцев имели:
• не менее 1% частных вкладов от совокупной доли вкладов граждан во всех российских банках;
• не менее 1% активов от совокупной доли активов всех рос­сийских банков в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (кроме кредитов, предоставленных банкам);
• не менее 20% частных вкладов от совокупной доля вкла­дов граждан в банках, расположенных на территории субъекта РФ (включая филиалы кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территории иных субъектов РФ);
• не менее 20% активов от совокупной доли активов бан­ков, расположенных на территории субъекта РФ (включая филиалы кредитных организаций, головные офисы кото­рых расположены на территории иных субъектов РФ).
Банк, удовлетворяющий хотя бы одному из перечисленных критериев, переходит под управление агентства, если достаточ­ность капитала банка не превышает 2% и банком не удовле­творяются требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам.
Банк России регулирует различные стороны деятельности коммерческих банков, связанной с кредитованием, основными инструментами при этом являются:

1.

Минимальный размер уставного капитала создаваемого банка; он должен быть не ниже суммы, эквивалентной 1 млн евро, дочерней кредитной организации иностранного банка — 10 млн евро, банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, — 5 млн ев­ро. Рублевый эквивалент минимального размера уставного ка­питала определяется ежеквартально на основании курса евро

по

отношению к рублю, установленного Банком России.

2.

Рефинансирование. Банк России, осуществляя рефинанси­рование, предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты по учетной ставке, имеющей реальный положительный уровень (по отношению к инфляции), на рыночной основе, под залог активов. Предоставлению кредитов предшествует работа по анализу финансового состояния банка, определению его пла­тежеспособности, соблюдения обязательных экономических нор­мативов. Кредитные ресурсы определяют правительственная комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной поли­тики и Совет директоров Банка России.

3.

Резервные требования. Устанавливается норматив обяза­тельных резервов, суммы которых депонируются коммерческими банками в Банке России (в процентах к обязательствам кре­дитной организации, но не более 20%). Обязательные резервы устанавливаются и по привлеченным банками ресурсам ино­странной валюты.
Снижение нормативов резервов вызывает приток денег в экономику, так как банки получают возможность больше их выбрасывать на рынок, т.е. увеличиваются кредитные ресурсы. По резервам валютных средств такой же результат достигается не снижением, а повышением нормативов. Банки вынуждены продавать валюту, чтобы не отвлекать ее в резерв, Банку Рос­сии, который ее покупает, печатая для этого рубли. В результате пополняются валютные резервы Банка России без резкого паде­ния курса доллара. Количество рублей в обращении увеличива­ется, предприятия могут совершать платежи.
Кредитный рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок предназначается для краткосрочных, а рынок капиталов — для средне- и долгой срочных ссуд. Структура банковских активов России больше приспособлена к краткосрочному кредитованию. Такие кре­диты берут торговые, посреднические фирмы, предприятия ТЭК с быстрой оборачиваемостью средств. Предприятиям, которым в короткий срок получить прибыль и вернуть долг сложно, банки предоставляют кредиты неохотно и под более высокие проценты.
Реальный сектор кредитуется при условии надежности за­емщиков, возможности контроля их финансов, наличия у бан­ков «длинных» денег, соразмерности между ожидаемым доходом и риском.
При принятии решений о долгосрочном кредитовании в первую очередь оцениваются инвестиционная привлекатель­ность проектов, а также наличие факторов неопределенности, ставящее под сомнение возвратность кредита и процентов по нему. При финансировании крупного проекта часто применяет­ся заимствование денежных ресурсов под гарантии. Кредитные риски в таких случаях распределяются среди участников проекта пропорционально вложенному капиталу.
Основную роль в кредитовании играют частно-коммерческие организации. Государственный кредит выступает на стыке фи­нансовых и кредитных денежных отношений, имея черты тех и других и выполняя регулирующие и фискальные функции в ка­честве кредитора, заемщика и гаранта по кредитам коммерче­ских банков.
Государственное кредитование осуществляется прежде всего за счет средств Бюджета развития с помощью Банка развития. На бюджетное кредитование переводятся не только предприятия, но и отрасли с сезонным циклом производства. Получая бюд­жетные ссуды на более выгодных условиях, предприятия пре­кращают кредитные отношения с коммерческими банками.
Бюджетное кредитование можно рассматривать как времен­ную меру поддержки предприятий в кризисный период. С вос­становлением утраченных из-за инфляции оборотных средств предприятия смогут брать и возвращать займы, что позволит нормально функционировать кредитной системе.
В развитых страдах доля кредитов в финансировании затрат производства составляет 30—60%, доля банков в перераспреде­лении сбережений в инвестиции — 40—50%. Нормативом кре­дитования экономики принято считать 100% к ВВП. Отношение совокупного объема банковских кредитов предприятиям и граж­данам к ВВП составляет: США — 119%, Германия — 113, Япо­ния — 193, Россия — 11% (по зарубежным рейтингам — 49-е место в мире). Кредиты нефинансовому сектору и гражданам составляют 1/3 банковских активов в России, в том числе про­мышленности — 20%*.
* Обеспеченность кредитов составила: залог — 76%, поручительство — 23,5, га­рантии — 0,5, необеспеченные — 15% от всех выданных сумм.
 
Государство отказалось от банковской монополии, но как видно не повернуло коммерческие банки лицом к проблемам экономики страны. Банковская система действует сама по себе, порой в интересах узкой группы лиц. Из наиболее возможных вложений средств (кредитование производства, прямые инвести­ции в реальный сектор, рынки ценных бумаг, межбанковских кредитов и валюты, доверительное управление крупными пред­приятиями) банки выбирают те, которые дальше от производст­ва. Они стремятся обслуживать экспортные операции, бюджет­ные деньги, размещают средства в зарубежных банках, т.е. выво­зят капитал, осуществляют другие небанковские операции, уходя от кредитования инвестиций. Долгосрочные кредиты предпри­ятиям в структуре активов банков сократились до 4—5%. Ряд крупных банков включился в процесс скупки контрольных паке­тов акций, оказавшись в результате собственниками ведущих предприятий России. Однако банковское управление не привело к повышению эффективности производства.
В мире основным инструментом кредитной политики являются процентные ставки, это мощный рычаг всей экономической поли­тики, вмешательства государства в рыночный процесс. Они влия­ют на инфляцию, инвестиционное кредитование, номинацию го­сударственного долга, распределение денег между реальным и спе­кулятивным секторами.
Ужесточение денежной политики, удорожание кредита ис­пользуются для ослабления инфляционного давления, компен­сации потерь финансовых институтов из-за инфляции, удержа­ния клиентуры. Но оно одновременно замедляет экономический рост и негативно сказывается на занятости населения.
Процентные ставки должны ориентироваться на уровень рентабельности промышленности, быть положительными, т.е. привязанными к уровням инфляции, валютного курса. Допус­тимы и отрицательные ставки (ниже уровня инфляции)*.
* В Китае доля инвестиций в ВВП — 1/3, процентная ставка отрицательная (но­минальная ставка минус индекс инфляции равняется минус 10%).
 
Ставка рефинансирования Банка России составляет 33%. Та­кие проценты ставят барьеры движению денег в реальный сектор экономики, который неспособен занимать дороже 10—15%.
 
Низкие процентные ставки (до 4% годовых) были использованы Л. Эрхардом при послевоенном восстановлении экономики Германии. В Европе процентные ставки редко где превышают 3% годовых, а в Японии — всего лишь 0,15%. Федеральная резервная система США продает деньги за 6% годовых.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) в апреле 1999 г. снизил учетную ставку на 0,5%, чтобы способствовать выходу экономики ЕС из застоя. А в ноябре 1999 г. ставка была повышена с 2,5 до 3% годовых (Банк Англии — до 5,5%) для удержания инфляции ниже 2%, что признается уровнем ценовой стабильности. Повышение ставки успокоило финансовый рынок, повысило привлекательность евровалюты.
 
Российское государство может использовать процентные ставки в интересах экономического роста, опираясь на особое положение Сбербанка РФ, который мобилизует около 70% всех вкладов населения, обладает высоким рейтингом, развитой фи­лиальной сетью, государственными гарантиями по депозитам. Контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит государству, что создает благоприятные условия для оживления кредитного рынка. Поскольку на процентные ставки Сбербанка ориенти­руются все другие банки, возможно удешевление кредитов в ка­честве государственной меры в интересах повышения инвести­ционной активности в стране. Уровень рентабельности про­мышленности не превышает 6%. Пусть льготные ставки ока­жутся ниже инфляции, это эффективнее, чем возрождать ГКО и занимать деньги за рубежом.
 

Размеры получаемых вкладчиками средств при банкротстве банка


 

Страна


 

Год введения системы страхования



Максимальное страховое покрытие



США

1933

100 тыс. долл.

Турция

1960

3 млн тур. лир

Индия

1962

30 тыс. рупий

Канада

1967

60 тыс. канад. долл.

Япония

1971

10 млн иен

Франция

1980

400 тыс. франков

Испания

1980

1,5 млн пессет

Великобритания

1982

10 тыс. фунтов стерлингов

Швейцария

1984

30 тыс. франков

 
Доверие к банкам в решающей степени формируется под влиянием политики государства. Хотя банки лопаются повсюду в мире, редко где от этого теряют частные вкладчики. В ряде стран после кризиса на возмещение ущерба расходуется 20—30% к объему ВВП. Страхова­ние вкладов применяется в 50% стран мира. В США их защищает федеральная система страхования депозитов. В Германии, Франции, Австрии, Швейцарии действует принцип банковской солидарности, т.е. страховые фонды принадлежат банкам — участникам союзов, которые ими управляют, деньги выдаются, если в каком-то банке складывается тяжелая ситуация.
 
Государство должно действовать более эффективно, на осно­ве общегосударственной концепции развития банковской сис­темы, увязанной с приоритетами, направлениями развития ре­ального сектора, потребностями в денежных потоках конкрет­ных отраслей. Для увеличения кредитных ресурсов, особенно за счет средств населения, необходимо ввести государственную систему страхования вкладов.
 

5.5. Регулирование валютного курса


 
Валюты подразделяются на три группы:

1.

Замкнутые валюты, сфера использования которых огра­ничена территорией страны.

2.

Конвертируемые валюты, т.е. обратимые в другие валюты.

3.

Ограниченно обратимые валюты, т.е. конвертируемые лишь в некоторые другие валюты (в пределах определенной валютной зоны).
В СССР монополия государства на валютные операции, внешние экономические связи предопределяла и замкнутость национальной валюты. В процессе реформирования монополия перестала существовать как ограничивающая свободу предпри­нимательства, введена конвертируемость рубля, валютный рынок.
Режим конвертируемости национальной валюты по всем ви­дам текущих операций определяет ст. VIII Учредительного Со­глашения (Устава) МВФ, которым на страны — члены МВФ налагаются соответствующие обязательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 Россия приняла на себя эти обязательства. Правительство РФ и Банк России реализуют меры, вытекающие из указанных международных обязательств, придерживаются рекомендаций МВФ.
Основой валютной политики государства является регулиро­вание обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, вы­раженных в рублях (валютных курсов). Валютный курс служит барометром состояния национальной денежной единицы, пла­тежного баланса, влияет на макроэкономические показатели, доходные и расходные статьи государственного бюджета.
В условиях открытой экономики величина валютного курса за­трагивает интересы буквально всех — от безработного до олигарха. Большая часть населения следит за информацией о валютном кур­се и в зависимости от нее принимает финансовые решения, при­чем возможно прямо противоположного содержания: одни валюту продают, другие покупают, одни так действуют из-за того, что курс повысился, а другие — из-за того, что он понизился.
Таким образом, исходя из корпоративной или личной выгоды одни участники валютного рынка могут ее достигнуть на основе понижения, другие — повышения курса нацио­нальной валюты. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низ­кий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конку­рентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России. Низкий курс выгоден и зарубежным покупателям российских предприятий (предприятия в долларах дешевеют). Импортерам, населению нужен сильный рубль: больше мож­но приобрести иностранных товаров, выше покупательная способность заработной платы. Спекулянтам важно, чтобы как можно дольше сохранялась неопределенность, скачкооб­разное изменение курсов, они умело используют кризисные ситуации и заинтересованы в них. Больше всего спекулянты боятся гарантирования динамики курса.
Крепкая, устойчивая валюта всегда благо, но конкретно вы­сокий или низкий курс может быть и полезным и вредным. Все зависит от валютного режима в стране, ситуации в экономике, соотношения между экспортом и импортом, целей, которые ставит курсовая политика.
Разноплановость отношений участников валютного рынка к курсу рубля убеждает, что Банк России не может отдать курсообразование во власть стихии, так как защищает национальные ин­тересы на мировом рынке и выступает покупателем и продавцом валюты. Рыночное регулирование валютного курса безопасно лишь в ограниченных пределах, когда предложение валюты дос­таточно по сравнению со спросом на нее. Но увеличение предложения — это длительный путь, требующий привлечения част­ных инвестиций, вкладов населения, расширения экспорта. И пока он не пройден, государственное валютное регулирование обязательно.
Различают следующие виды валютного регулирования:

1.

Жесткий фиксированный курс, включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2.

Управляемый фиксированный курс — коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3.

Плавающий, в том числе свободный, управляемый с по­мощью периодических интервенций курс (США, Япония, Рос­сия после 17 августа 1998 г. и др.).
Валютное регулирование осуществляется как экономически­ми, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) инте­ресы конкретных участников рынка не затрагивают, рассчитаны на добровольный выбор их поведения. Административные мето­ды предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на какие-то операции.
Государство осуществляет также валютный контроль, кото­рый призван обеспечивать соблюдение законов о валютном ре­гулировании, т.е. определять соответствие валютных операций соответствующим нормативным актам, проверять выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством, обосно­ванность валютных платежей, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям. Объектами контроля слу­жат права собственности на валютные ценности, функциониро­вание валютного рынка, валютные счета и операции юридиче­ских и физических лиц.
Основными направлениями валютного регулирования яв­ляются.

1.

Определение курса рубля на основе спроса и предложения на валютном рынке.

2.

Обязательная продажа экспортерами части валютной вы­ручки для формирования валютного резерва.

3.

Продажа иностранной валюты юридическим лицам для целей импорта, иностранным инвесторам для перевода за гра­ницу прибыли и дивидендов.

4.

Запрет расчетов и платежей между юридическими лицами и гражданами в иностранной валюте.

5.

Установление пределов вывоза гражданами валюты за рубеж.
Валютное регулирование использует понятия резидента (предприятие, организация с местонахождением в России, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами) и нерезиден­та (юридические и физические лица за пределами России).
Валютное регулирование и контроль концентрируются на пресечении спекуляций против рубля, незаконного вывоза ва­люты, расширении использования рубля во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики. Для организаций и част­ных лиц устанавливаются ограничения покупки и продажи ино­странных валют, а также другие ограничения с целью уменьше­ния дефицита платежного баланса и поддержания курса нацио­нальной валюты.
Полученная резидентами иностранная валюта должна обяза­тельно зачисляться на их счета в уполномоченных банках, они могут продавать ее на внутреннем рынке. Покупка и продажа инвалюты, минуя уполномоченные банки, не допускается.
Текущие валютные операции резиденты осуществляют без ограничений, а операции, связанные с вложением капитала, — в порядке, установленном Банком России. Вывоз иностранной валюты из России резидентами регламентируется Банком Рос­сии и ГТК России.
Нерезиденты могут без ограничений продавать и покупать валюту за рубли, ввозить ее в Россию.
Банк России в условиях функционирующего валютного ре­жима не берет на себя никаких обязательств по уровню курса, но решает задачу создания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной ди­намики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресече­ния угроз дестабилизации национальной валюты.
Валютный курс устанавливается на единой торговой сессии (ETC) ежедневно в 11.30. ETC объединяет все региональные ва­лютные рынки, и средний курс по итогам торгов приобретает общероссийское значение. К торгам допускаются банки — чле­ны валютных секций всех валютных бирж и банки с валютной лицензией. Обязательным является депонирование рублей и долларов на счета за день до торгов. Стандартным лотом служат 1000 долл. США. Предел отклонения значения курса заявок ус­тановлен в размере 15% от средневзвешенного курса предыду­щих торгов. В случае большего отклонения торги прерываются для изучения ситуации. Выставляя заявки, банк указывает объем продажи (покупки) валюты, курс обмена. Сделка заключается на двусторонней основе, когда котировки продавца удовлетво­ряют покупателя, что исключает сделки по нереальным курсам. Через Интернет участники торгов — банки и их клиенты могут в режиме реального времени видеть ситуацию на рынке, изме­нение котировок и оказывать влияние на конъюнктуру.
Банк России в торги не вмешивается, но может воздейство­вать на курс рубля следующими рычагами:
• валютные интервенции;
• изменение процентных ставок по операциям на денежном рынке;
• депозитные операции для регулирования рублевой лик­видности на межбанковском рынке;
• изменение порядка обязательной продажи экспортерами части валютной выручки;
• депонирование импортерами в обслуживающем банке суммы рублей, равной сумме аванса (по курсу на день приобретения валюты), при предоплате по договорам на импорт товаров;
• изменение резервных требований и других экономических нормативов кредитных организаций;
• изменение порядка проведения валютных торгов на упол­номоченных валютных биржах и правил совершения ва­лютных операций;
• предоставление права ввоза валюты лишь при условии декларирования;
• установление для коммерческих банков лимита остатка кассы в инвалюте, запрет банкам иметь на конец дня по­ложительную валютную позицию;
• продажа валюты населению только через валютные счета и кассы коммерческих банков при свободной ее скупке через обменные пункты и другие ограничения хождения наличной валюты;
• запрет для участников рынка на покупку валюты с целью инвестирования в ценные бумаги;
• выпуск Банком России собственных облигаций в качест­ве альтернативы для коммерческих банков вложению средств в валюту.
Одни из перечисленных мер Банк России использует, дру­гими может воспользоваться при необходимости.
Так, валютная интервенция (продажа или скупка Банком России иностранной валюты) или повышает, или понижает курс рубля. Для повышения курса Банк России выбрасывает на ры­нок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Ва­лютные резервы сокращаются. Когда их остается немного или валюта требуется для других нужд, он может выступить покупа­телем на рынке валюты и курс рубля понизится. Рубль дешеве­ет, а валюта расходуется, например, на выплату по внешнему государственному долгу. В этом случае поднимаются цены на импортные товары, население теряет, т.е. долг частично выпла­чивается за счет населения. Когда рубль дорожает (доллар пада­ет), то валютные резервы тратятся на поддержание рубля, поку­патели долларов довольны: можно закупить больше импортных товаров и дешевле продать, т.е. население выигрывает.
Если сальдо валютных операций Банка России на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.
В условиях действующего порядка курс рубля фиксируется ежедневно; Банк России официально объявляет фактически о размерах девальвации или ревальвации.
Девальвация может быть одномоментной и в значительных размерах (десятки, сотни процентов) и постепенной или ползу­чей (доли процента, несколько процентов).
Девальвация восстанавливает макропропорции, нарушенные политическими решениями, корректирует платежный баланс, обеспечивая положительное сальдо по текущим операциям. Для экономики ее последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные стороны девальвации заклю­чаются в следующем:
• Снижаются валютные риски, уменьшаются процентные ставки и повышается инвестиционная активность.
• Обесценивается государственный долг, номинированный в национальной валюте, и удешевляется его обслуживание.
• Снижается уровень внутренних цен по сравнению с миро­выми и повышается конкурентность обрабатывающей промыш­ленности.
• Укрепляется экономика экспортно-ориентированных пред­приятий и усиливается приток валюты в страну. Отрицательные стороны девальвации:
• Возрастает вероятность повышения цен, инфляции.
• Сокращается импорт дешевых товаров.
• Снижается уровень жизни населения.
• Возрастает угроза банкротства предприятий, банков.
• Растут затраты по обслуживанию госдолга, номинирован­ного в иностранной валюте.
• Парализуется функционирование фондового рынка.
Для выявления назревания девальвации сравнивают рубле­вые обязательства негосударственного сектора с объемом ва­лютных резервов*.
* В июне 1998 г. соотношение было 70 : 15,6, что и предопределило девальвацию в пропорции 1 : 4 и выше.
 
Россия к середине 1998 г. оказалась втянутой в мировой ва­лютный кризис. Его предпосылками послужили завышение кур­са рубля, высокие процентные ставки, увлечение краткосроч­ными кредитами международных банков, истощение валютных резервов, отток капитала из страны.
Следствием валютного кризиса стала девальвация в сочета­нии с высоким темпом роста инфляции. Ее последствия ощути­мы до сих пор. Так, экспортеры вначале выиграли, а затем про­играли из-за повышения внутренних цен; кроме того, большие суммы валютных кредитов они возвращают, покупая валюту по новому курсу. Отечественные производители не удержались от соблазна повысить цены, упустив благоприятную ситуацию для укрепления своих позиций на внутреннем рынке. Лопнули многие банки, так как их обязательства (внешние займы, вкла­ды населения) выражены в валюте, а требования — в основном в рублях. В бюджет поступает больше доходов через налоги, но требуется индексировать государственные расходы.
Девальвация не решила ни одной проблемы окончательно. Обесценение рубля продолжается, накапливается критическая масса для новой масштабной девальвации и инфляции, которая раскручивается по схеме: эмиссионные деньги — валютная бир­жа — падение курса рубля — рост цен, а затем цикл повторяется. Использование вместо эмиссионного финансирования высокодо­ходных государственных ценных бумаг лишь на время стабили­зирует курс рубля и цены, так как увеличивает государственный долг с неопределенными источниками его обслуживания.
Если и впредь поддерживать конвертируемость*, то для ста­билизации платежной системы потребуется увеличение золото­валютных резервов в несколько раз.
* Марка ФРГ стала свободно конвертироваться лишь в середине 60-х годов, а иена Японии — в начале 90-х.
 
В ряде стран используется валютное управление специальным го­сударственным комитетом, которому передается контроль за денежной системой страны.
Сущность валютного управления заключается в уравнении: если в наличном обращении находятся, например, 200 млрд руб., то им должен соответствовать валютный резерв 8 млрд долл. при курсе 25 руб./долл. И если требуется дополнительно напечатать 10 млрд руб, то для этого предварительно нужно пополнить валютный резерв на 0,4 млрд долл.
Курс фиксируется и привязывается к твердой валюте, каждому новому рублю в обращении должна соответствовать единица валюты, в которой исчисляются золотовалютные резервы. Объявленный курс на­циональной валюты сохраняется ряд лет. Все это должно способство­вать росту доверия к валюте, притоку капитала в страну.
При недостатке твердой валюты используются займы, заемная валюта покупается Центральным банком страны у правительства за национальную валюту по текущему курсу и закладывается в зару­бежных банках в качестве резерва. Национальная валюта расходуется правительством в установленном порядке.
В России для оздоровления валютной системы дважды успешно применялся выпуск параллельной денежной единицы (С. Витте — ко­нец XIX в., Г. Сокольников — 20-е годы XX в.). Дополнительная денежная единица с золотым обеспечением (золотой червонец) делила денежное обращение на две части:
• обеспеченная часть бюджета, т.е. сфера обслуживания стабиль­ным золотым червонцем;
• статьи бюджета, требующие эмиссионного наполнения, т.е. сфе­ра обслуживания постепенно девальвирующимися рублями.
Рост золотого запаса вытеснял слабый рубль, укрепляя червонец, который уже не нуждался в привязке к какой-либо другой валюте.
 
Банк России является основным органом валютного регули­рования, он издает правила обращения иностранной валюты, выдает лицензии коммерческим банкам на валютные операции, проводит все виды валютных операций. Органами валютного контроля являются Банк России, Минфин России.
Регулированию и контролю подвержены все этапы движения валюты — от выделения квоты до перечисления валютной вы­ручки. Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Экспортная вы­ручка фиксируется уполномоченными банками и поступает на транзитные счета предприятий-экспортеров. Жестко контроли­руются авансовые платежи (предоплата).
Ужесточаются требования к банкам относительно реального соответствия внешнеторговых сделок договорным условиям, информации о валютных счетах.
Банк России и его территориальные управления налагают и взыскивают в бесспорном порядке штрафы за неправильный учет валютных операций или непредставление органам и аген­там валютного контроля необходимой документации. Полномо­чиями по наложению и взысканию штрафов за другие валютные нарушения обладает также Минфин России.
Контролируются движение валюты внутри страны и через границу, возврат вывезенных за рубеж капиталов. Россия явля­ется членом международной организации по борьбе с легализа­цией преступных доходов — ФАТФ.
 

Вопросы для повторения


 

  1. 1.      Перечислите задачи государственного регулирования экономи­ки на современном этапе.

  2. 2.      Каковы основные рычаги государственного воздействия на эко­номику?

  3. 3.      Покажите роль Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в регулировании экономики.

  4. 4.      Какие показатели и критерии используются в государствен­ном регулировании экономики?

  5. 5.      В чем состоит процедура государственной регистрации пред­приятий?

  6. 6.      Рассмотрите лицензирование деятельности юридических и фи­зических лиц.

  7. 7.      Что представляют собой стандартизация и сертификация?

  8. 8.      Покажите место государственного заказа в системе регули­рования экономики.

  9. 9.      В чем заключаются функции Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству?

  10. 10.  Какие существуют способы антимонопольного контроля?

  11. 11.  Как происходит регулирование тарифов и цен на продукцию естественных монополий?

  12. 12.  Назовите участников фондового рынка.

  13. 13.  Охарактеризуйте способы государственного регулирования рын­ка ценных бумаг.

  14. 14.  Назовите основных эмитентов корпоративных ценных бумаг.

  15. 15.  Назовите приоритеты денежно-кредитной политики.

  16. 16.  Какие существуют неинфляционные инструменты денежной политики?

  17. 17.  Какие существуют инструменты регулирования количества денег в обращении?

  18. 18.  Как формируется обменный курс рубля?

 
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 32
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная