Логико-исторический анализ развития мышления и слова - А. Н. Акуленко Белорусский государственный университет А.С.Салдыгашева Литература Учебный сайт
Учебные материалы


Логико-исторический анализ развития мышления и слова - А. Н. Акуленко Белорусский государственный университет



Логико-исторический анализ развития мышления и слова


А.С.Салдыгашева


Тобольский государственный педагогический институт


Целью статьи является анализ соотношения мышления и сознания, мысли и слова в современной психологии. Также будут рассмотрены понятия «значение слова» и «смысл». В работе анализируются взгляды Л.Ф.Гегеля, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского. С.Л.Рубинштейн отмечает тесную связь сознания и мышления: «В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие мышления, с которым прежде всего связана сознательность человека» (Рубинштейн, 2004). Осознание своего существования, индивидуального бытия, потребностей и поставленных целей возможно на основе мышления. Человек в ходе мыслительной деятельности развивает свой внутренний мир, решает поставленные задачи и изменяется. На современном этапе развития общества проблема сознательности стоит чрезвычайно остро. Существенные изменения в науке, культуре и в общественных отношениях требуют от личности и общества продуманных и адекватных действий. В этой ситуации серьезно возрастает роль обучения в формировании и развитии мышления.
В истории философии традиционно анализировалось соотношение между разумом и понятием, представлением и поведением человека. Представитель классической философии Г.Гегель высоко оценивал значение процессов мышления. В «Науке логики» он дает самые различные определения мышления, раскрывая его субъективные и объективные характеристики, в частности, определяя мышление как процесс самодвижения понятия. Слово, понятие обладает определенным, конкретным содержанием. Анализ содержания понятий порождает работу мысли. Содержание понятий объективно, но форма – субъективна. Под формой Г.Гегелем понимается знаковая природа понятий, его звуковая и письменная оболочка. В «Толковом словаре русского языка» понятие определяется как логически оформленная мысль. Аналогичное понимание понятия содержится и в «Философском энциклопедическом словаре». Процесс образования понятий выступает как процесс познания и, соответственно, мышления. В ходе познания анализируются, синтезируются, обобщаются и абстрагируются конкретные существенные признаки предметов. Термин «абстракция» имеет несколько значений: отвлеченное обобщенное слово, процесс выделения отвлеченных признаков предметов, отвлеченные, обобщенные образы и представления. Абстракция в мышлении предстает как абстрагирование, выделение признаков явления и обозначение этих признаков при помощи понятия. Г.Гегель отмечает, что человек может мыслить абстрактно, содержательно или просто абстрактно. Мыслить абстрактно и содержательно – значит осуществлять реальный процесс получения знаний, а «пустая абстракция» формальна и бессодержательна, так как в ней отсутствует истина.
Слово употребляется для обозначения предметов, отношений, действий и имеет знаковую природу. Слово является единицей языка. Язык относится к культуре общества, выступает как объективированный носитель общественного опыта. М.Бахтин выделяет богатство и многообразие национального языка, который в процессе живого общения распадается на различные диалекты, групповые нормы, жаргон, языки поколений и т.д. В онтогенезе ребенок усваивает язык своего народа, и, соответственно, его культуру в многообразии ее проявлений.
В то же время важно учитывать и богатство содержания слов. Слова по содержанию могут быть простыми или сложными. Л.С.Выготский, изучая взаимосвязь между словом и мышлением, подвергает семантическому анализу значение слова: «Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое сообщение, всякое слово уже сообщает, и с психологической точки зрения значение слова, прежде всего, представляет собой обобщение» (Выготский, 1996). Содержание термина «значение» трактуется различным образом, например, Л.С.Выготский и Г.Фреге дают разные определения значения слова. А.А.Леонтьев пишет, что Г.Фреге понимает «значение» как обозначение предмета, его собственное имя, а информация о содержании предмета является смыслом. Для Г.Фреге значение и знак – это одно и то же. В этом случае значение выступает как само слово, ярлык для обозначения предмета. Позиция ученого отражает стремление к точному обозначению явлений, но при этом утрачивается понимание сложности процессов познания. Л.С.Выготский, напротив, обращает внимание на сложность и неоднозначность значения слов, на диалектическую взаимосвязь речи и мышления, познания и общения. В то время как для г. Фреге значение слова тесно связано с социальной природой языка, то Л.С.Выготский рассматривает значение слова как ту единицу семантического анализа, в которой соединяется и внутренне содержание слова, и его внешняя оболочка. Слово является и единицей мысли, и средством общения.
СЛ.Рубинштейн понимает речь и язык как обозначающее отражение бытия (курсив – Рубинштейн). Сознание человека отражает объективную действительность в виде образов и слов. «Всякое слово имеет смысловое – семантическое – содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слов» (Рубинштейн, 2004). В ходе деятельности человек постоянно дополняет и углубляет свои знания и представления. В этом случае смысловое содержание слова постоянно обогащается и развивается. Смысл и значение слова тесно связаны, при этом смысл слова включает все содержание и богатство представления о предмете. Значение слова проявляется в конкретной взаимосвязи между человеком и миром, отражает функциональную направленность предмета, т.е. одну из сторон явления.
Смысловое содержание слова есть результат деятельности мышления. Само происхождение понятия «смысл» указывает нам на его связь с мыслью, мыслительным процессом. Процесс мышления возникает тогда, когда человек в чем-либо нуждается, к чему-то стремится. Он осознает мотивы действий, ставит цели и целенаправленно действует. В.Франкл, обращая внимание на свободу человека, анализирует смыслы его жизни. Смыслы жизни проявляются в постановке и затем последовательном решении стоящих перед человеком задач. Постепенно эти цели и задачи обобщаются, выступают как «сгущения» целей, осознаются как смыслы. Цели человека неоднозначны, так как в практической деятельности решая одну задачу, люди попутно решают множество других задач, которые возникают в процессе деятельности и изначально не были запланированы. В этом аспекте деятельность человека проявляется как универсальная, сложная система, в которую включаются переживания, отношения, привычки и другие моменты жизни человека. В этом проявляется целостность психики личности. Смысловые, значимые отношения, действия, поступки, знания, концентрируясь выступают как смыслы, обобщенные цели и задачи.
Чувственной основой слова является знак. Слово проявляется в единстве знака и значения. Значение слова развивается в сознании личности в процессе мыслительной и практической деятельности, знаковая оболочка является культурным феноменом: звуковое произношение, письменное написание. Понятия «знак», «значении», «язык», «слово» тесно связаны и переплетаются в различных отношениях и проявлениях. Знак, значить, знать, знание – это слова, которые имеют единый грамматический корень, связаны содержательно с процессом получения знаний. Значение слова раскрывает его функциональный характер, при помощи знака обозначается предмет, сам предмет человека использует для своих нужд, знания, накапливаются и используются в повседневной деятельности, развивая сознание человека. В контексте деятельности информация о свойствах явлений и их правильном использовании и становится ценностью для людей, вне деятельности, вне целенаправленного использования предмета значение предмета и, следовательно, значение слов будет лишь пустым звуком. А.Н.Леонтьев при анализе категории «психическое отражение» писал об изменчивости содержания данной категории. Аналогично обстоит дело и со многими словами. Содержание слов постоянно корректируется, изменяется и углубляется. Слова становятся многозначными, используются в различных контекстах, раскрывают в той или иной ситуации то или иное значение, тот или другой смысл. Богатство содержания наиболее характерно в системе духовной культуры: в науке, искусстве, политике, религии, морали и т.д.
Знаковая природа слова отражает общественную природу человека, его потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Речь человека является и средством общения. Индивидуальная речь человека становится социальной, культурной в ходе усвоения языка народа, постепенно переходя во внутренний план, становясь достоянием личности. Усвоение языковой культуры общества возможно лишь в процессе воздействия на личность в ходе обучения и воспитания. В.П.Зинченко в монографии «Живое знание» 4 главу назвал «Человек и мир как текст». Современная культура выступает перед человеком как текст, так много в ней языков, отдельный человек способен соединить в себе многообразие языков, но не каждый. «Для прочтения текста нужно владеть языком, которым он написан». (Зинченко, 1998).Усвоение языка возможно лишь при желании осмыслить это богатство. Исследования В.В.Давыдова раскрывают те трудности, с которые современный ученик встречается на пути получения знаний. Традиционная система образования не способствует развитию мышления, следовательно, овладению языком духовной культуры. Потребность в получении знаний возникает прижизненно. В ходе обучения нужда в знаниях может сформироваться или же нет. Эта потребность осознается, осмысливается и развивается, как и многие другие потребности. Процесс получения знаний тождественен процессу мышления. Следовательно, если школьник стремится к получению знаний, он стремится мыслить, развиваться. Потребность к саморазвитию и получению знаний, овладению культурой общества в данном случае будут совпадать.
Процессы мышления развиваются стихийно в ходе повседневной практической деятельности и целенаправленно в процессе обучения. В школе ученик, решая учебные задачи, развивает мыслительные способности, прежде всего способность мыслить при помощи понятий. В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин в теории развивающего обучения раскрывают механизмы формирования и развития теоретического мышления у младших школьников. Под теоретическим мышлением В.В.Давыдов понимает способность мыслить при помощи понятий. Так как понятия – это обобщенные знания и представления, то теоретическое мышление в дальнейшем способствует усвоению языков культуры развитию личности школьника, но на современном этапе только отдельные учителя могут работать по этой системе. Сегодня даже студенты высших профессиональных заведений учебных заведений не способны открыть для себя духовный и культурный потенциал нашего общества. В этой ситуации перед обществом ставится задача формирования потребности к мыслительной деятельности, присвоению культурных ценностей и к познанию у подрастающего поколения.

Литература


Выготский Л.С. Мысль и слово. Психология развития как феномен культуры. – М.: Воронеж, 1996.
Зинченко В.П. Человек и мир как текст. Вавилонское столпотворение языков. Живое знание. - Самара, 1998.
Леонтьев А.А. Язык, речь, текст. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. – Воронеж, 2001.
Рубинштейн С.Л. Речь. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 77
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная