Организация управления рисками - Методические основы управления ит-проектами Учебник Допущено Учебно-методическим... Таблица 28 План реагирования на риски Учебный сайт
Учебные материалы


Организация управления рисками - Методические основы управления ит-проектами Учебник Допущено Учебно-методическим...



Организация управления рисками


Согласно стандарту ISO 15288, процесс контроля включает следующие действия:

  • сообщение о мерах по обработке рисков и их статусе в соответствии с действующими соглашениями, политикой и процедурами;

  • ведение учета рисков в течение всего жизненного цикла.

Учет включает определение текущего понимания рисков и отношения к мерам и ресурсам, связанным с реакцией на риски. Такой учет позволяет отслеживать историю рисков, что помогает при принятии решений и может оказаться примером для проектирования будущих систем.
Для обеспечения контроля и управления рисками на этапе планирования разрабатывают план реагирования на риски, шаблон которого представлен в Таблица 28.
План реагирования на риски оценивает риски, определяет действия по увеличению числа благоприятных возможностей и сокращает вероятность влияния на проект отрицательных воздействий, обеспечивает готовность к возможным неблагоприятным воздействиям.

Таблица 28


Пример шаблона плана реагирования на риски



План реагирования на риски



Название проекта:



 

 

 

 

 

 

Дата оценивания:



 

Пакет работ

Описание риска

Вероятность возникновения риска

Степень тяжести воздействия

Статус события риска

Степень критичности

Номер затрагиваемого риском события

Превентивные действия

Пороговое значение

Реактивные действия

Владелец риска

План реагирования на риски помогает детально проанализировать множество неопределенностей и обратить особое внимание на области проекта, имеющие наивысшие значения рисков, а также изыскать эффективные способы снижения рисков. Использование плана предоставляет возможность интеграции рисков непосредственно в процессе планирования и исполнения проекта и обеспечивает лучшее понимание целей проекта, содержания и хода исполнения. План также содержит информацию, необходимую для обоснования планирования действий в непредвиденных ситуациях, раннего предупреждения рисков и более реалистичного подхода к исполнению проекта [18].
На рассматриваемой стадии ЖЦ ИТ наиболее вероятно возникновение рисков, вызванных следующими обстоятельствами [22]:

  1. неправильно определена область применения проекта;

  2. не определен спонсор проекта;

  3. не разработана стратегия реагирования на риски;

  4. не определены ожидания участников проекта;

  5. не установлена ответственность за обеспечение проекта материальными и финансовыми ресурсами.

Для смягчения последствий от рисков, вызванных вышеперечисленными причинами, рекомендуется в уставе проекта и определении проекта четко определять цели и результаты проекта, основные допущения и предположения, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, документально закреплять полномочия и ответственности между участниками проекта. Также необходимо определить степень участия в организации выполнения проекта заказчика, спонсора проекта и лиц, принимающих решение со стороны заказчика, и согласовать и документировать процедуры управления рисками проекта. Исполнителем должен быть выполнен анализ рисков, идентифицированных на стадии подготовки ТЭО проекта, с целью обеспечения резервных средств при планировании проекта и разработке мер по смягчению воздействий от возникновения рисков. Для снижения рисков проекта на ранней стадии планирования необходимо включить в план по материальным ресурсам необходимые требования к инфраструктуре проекта и согласовать с заказчиком области инфраструктуры, за которые он несет ответственность.
В работе [15] предложена модель управления рисками крупного проекта. В рамках предлагаемой модели проект рассматривается как множество взаимосвязанных процессов, которые сгруппированы по фазам. Такая группировка позволяет отслеживать достижения целей и подцелей проекта и оценивать возможный риск его выхода за установленные ограничения. Кроме того, процессы проекта группируются по категориям на процессы, связанные с управлением проектом и продуктом проекта.
Процессы управления проектом группируются по их направленности, например, процессы, связанные со сроками, включаются в одну группу. Практически во всех проектах присутствуют группы процессов установления целей проекта, управления взаимосвязями процессов в проекте, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, менеджментом рисков. Структура всех процессов проекта связана с конфигурацией ИС таким образом, чтобы в любой момент осуществления проекта была возможность реализовать требования, предъявляемые к ИС на различных стадиях ее жизненного цикла. Она определяет отношения между видами деятельности, непосредственно касающимися процессов проекта и характеристиками создаваемой ИС. ИС на каждом этапе ее построения обладает определенной базовой для данного этапа конфигурацией. Соответственно, и процессы проекта должны быть выстроены таким образом, чтобы в результате их осуществления была достигнута именно эта конфигурация.
Управление конфигурацией ИС и процессами проекта позволяет координировать управление перечисленными видами деятельности, исходя из тех изменений, которые постоянно возникают в ходе реализации проекта.
Очевидно, что чем сложнее проект, тем сильнее проявляется взаимосвязь проектных рисков и, следовательно, тем более формализованным должно быть управление проектами для адекватного снижения этих рисков. В крупных проектах работы обладают высокой связностью, поэтому любые изменения в одном процессе так или иначе влияют на другие процессы проекта.

Пример процедуры управления рисками


Настоящая процедура применятся для управления рисками на проекте внедрения ИС. По согласованию сторон процедура может изменяться. Управление рисками выполняется на протяжении всего проекта с использованием журнала регистрации (реестра) рисков.
Запись риска

  • Любой член функциональной группы от исполнителя или заказчика может сформулировать риск и инициировать его решение согласно процедуре. Риск фиксируется руководителями функциональных групп «Финансы», «Персонал» или лицами, назначенными ими; в журнале рисков необходимо дать ссылку на файл журнала рисков в проектной библиотеке.

  • Одновременно оформляется форма регистрации риска; необходимо дать ссылку на файл формы регистрации рисков в проектной библиотеке.

  • Журнал рисков размещается в проектной библиотеке секретарем проекта и обновляется/дополняется ежедневно в конце дня.

  • Формы регистрации рисков размещаются в проектной библиотеке и обновляются/дополняются ежедневно в конце дня.

Управление/минимизация рисков

  • Возможные варианты управления/минимизации риска обсуждаются на ежедневных оперативных совещаниях и на еженедельных совещаниях группы управления проектом и документируются в форме регистрации рисков

  • Принятое решение документируется в форме регистрации рисков.

  • Влияние на график работ оценивается для каждого решения.

  • Если необходимо, заполняются формы – запросы на изменение.

Информация фиксируется в форме регистрации риска (см. Таблица 29), состоящей из:
1) верхнего колонтитула с указанием:

  • имени автора, объявившего риск;

  • функциональной области и этапа проекта, к которому относится риск;

  • даты записи;

  • порядкового номера записи;

  • полного описание риска;

2) формулировки текущего состояния (изменяется по мере необходимости):

  • назначенный ответственный за разрешение риска;

  • приоритет: «критично», «высокий», «средний», «низкий»;

3) изучения/минимизации риска:

  • возможные пути решения: возможные пути минимизации риска, включая влияние на проект в терминах нарушения хода проекта, времени, качества;

  • оценка влияния: оценка влияния на бизнес/технические аспекты проекта;

4) решения:

  • рекомендация: окончательное решение для утверждения;

5) утверждения:

  • утверждено исполнителем, дата;

  • утверждено заказчиком, дата;

  • соответствующий номер запроса на изменение (если присутствует запрос на изменение);

  • запрос на изменение утвержден, дата.

Ответ на риск должен быть дан не позднее пяти рабочих дней от даты регистрации вопроса. Если вопрос не будет решен на уровне руководителей проекта, он будет эскалирован на уровень проектного офиса программы внедрения ERP.

Таблица 29.


Пример формы регистрации риска



Запрос на регистрацию риска


Номер в журнале рисков:


ФИО автора:


Роль:


Проект:


Фаза проекта:




Приоритет:


Дата запроса:


Желаемая дата разрешения:



Описание риска:




Дата окончания действия риска: (**)

Предпосылки:



Последствия:



Варианты решения:






Статус (***):



Дата



Комментарий к статусу:















Результаты анализа риска (****):



Вероятность

Влияние

Степень угрозы

Стратегия работы

100%



Сильное



Критическая



Избежать



75%



Среднее



Высокая



Принять



50%



Слабое



Средняя



Снижать



25%







Низкая










Ответственный за риск:

Утвержденный вариант решения по минимизации риска

:


Назначенные действия



Ответственный



Срок



Источник действия



Статус





























1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 83
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная