Детская дизайн-деятельность - Программа «Истоки» Детская дизайн-деятельность Дети в музее изобразительного искусства Образовательные задачи Учебный сайт
Учебные материалы


Детская дизайн-деятельность - Программа «Истоки»




Детская дизайн-деятельность


Занятия художественным дизайном вбирают в себя и обогащают традици­онные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), конструирование и художественный труд. Дети работают с бумагой (ажурные •вырезанки»: салфетки, снежинки, гирлянды), тканью и нитками (тканые ков­рики, плетеные салфетки, сувениры, игрушки), глиной и цветными пластиками (посуда, сувениры, игрушки), деревом, природным и искусственным материа­лом (игрушечная мебель, персонажи и декорации сказок, аранжировки из рас­тений, камешков, ракушек и композиции из поролона, пленок, пряжек, пуговиц, флаконов, коробок). Самые выразительные изделия детского дизайна получа­ются при умелом сочетании различных материалов. Изделия детских рукоде­лий, включенные в дизайн-проекты, обогащаются новым содержанием.
Усложнение занятий дизайн-деятельностью идет от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам дет­ского и взрослого интерьера. Развитие ребенка средствами дизайна рассматривает­ся в единстве формирования его эстетического отношения к миру, художественных способностей (пространственное воображение, предпосылки проектного мышле­ния) и художественного труда.
Предпосылка успешности детского дизайна — интегрирование опыта вос­приятия, изобразительной деятельности и художественных рукоделий. Успеш­ность детских дизайн-работ зависит от замысла, умений детей, используемых материалов и условий работы (оборудование, освещение, режим занятий). На экскурсиях и занятиях дети знакомятся с предметно-вещной средой, интерье­рами и архитектурой детского сада, пособиями и приемами дизайн-деятельно­сти. Так, «визирная рамка» (прямоугольник, вырезанный в листе бумаги) по­зволяет обогащать художественное видение ребенка. Передвигая и рассматри­вая в ней объекты наблюдения, он запоминает и использует их в своем творчестве (узоры листвы и облаков, мозаику камней и спила дерева).
Успешно используются методы моделирования (макетирования), наглядно­го ориентира (схема, каркас), помогающие детям согласовывать свои действия, прием дооформления картинки по сходству. К примеру, воспитатель исполняет плоскостной (графический) или объемно-пространственный объект (каркас) оформления, оставляя неоформленными отдельные места, а дети завершают его (дорисовывают, доклеивают, достраивают).
Дети наблюдают, как воспитатель на основе их рисунков, эскизов, макетов создает обобщенный вариант оформления — генеральный эскиз. Зная цель общей работы, дети выполняют ее охотнее и дружнее: совместно изготовляют по генеральному эскизу (макету) элементы декора и вместе со взрослым воп­лощают свой проект. Одну и ту же задачу они решают на разном материале, в разных ситуациях. «Чувство локтя» в детском коллективе помогает воспитате­лю решать с ними творческие задачи, а периодическая смена «исполнителей» и «творцов» в работе снимает явление детского эгоцентризма.
Индивидуально-дифференцированный подход — одно из важных условий художественного воспитания. В детских дизайн-рукоделиях проявляются эсте­тические предпочтения, творческие почерки (манеры исполнения). Важно, что­бы в коллективном продукте были представлены работы всех детей, независи­мо от их качества. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным и востребованным художником. От невостребованности своего труда (рисунки, поделки) дети теряют к нему интерес.
Дети доверяют воспитателю-«дирижеру» художественного труда и детского дизайна: взрослый рассказывает, но главное — сам показывает, как лучше выпол­нить дизайн-задание. Для создания коллективных работ (панно, макетов, пано­рам) он умело объединяет разные детские работы в одно целое. Украшая, благоус­траивая свою среду, дети начинают чувствовать себя в ней комфортнее, «как дома».
Используются разные формы организации совместной деятельности детей:
— объединение в общую композицию детских работ, выполненных на одну тему на фронтальных занятиях;
— работа группы детей «на одном листе» (фриз, панно), где каждый выпол­няет свою часть листа, согласовывая ее с работой сверстников;
— поэтапный характер работы типа эстафеты («конвейера»). Интегративные возможности, энергетика и динамизм деятельности позво­ляют решать задачи охраны, в том числе, здоровья ребенка.

Дети в музее изобразительного искусства


Образовательные задачи


Шестой год жизни:
— развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, об­разное мышление;
— знакомить с культурными традициями своего края, прививать интерес к народному искусству (народная игрушка и др.);
— знакомить с видами народного искусства (дымковская, филимоновская. тряпичная кукла, изделия Гжели, Хохломы, Городца и др.) и их характер­ными отличиями: по материалам (дерево, глина, береста, ткани), оформле­нию (семантика узора, цветовая гамма) и времени исполнения (старин­ное — современное);
— проводить в детском саду художественные выставки (репродукции, арт-аль-бомы), проводить экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников;
— готовить группу детей для возможного посещения художественного му­зея (совместно с родителями);
— создать в ДОУ детский музей, знакомить детей с жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом, народным бытовым искусством (тема «Русский дом»), организовывать на базе своего музея видеопутешествия, фольклорные праздники, развлечения.
Седьмой год жизни:
— знакомить ребенка с миром искусства, формировать его культуру в усло­виях художественного музея, социокультурной среды;
— учить при посещении музея бережно относиться к культурным ценнос­тям и правильно вести себя;
— создавать условия для полноценного восприятия произведений искусст­ва (ознакомление с репродукциями картин, беседа о них, грамотная орга­низация экспозиции);
— создавать условия для отражения полученных в музее впечатлений в дет­ской художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, худо­жественном труде, дизайн-деятельности);
— поддерживать желание участвовать в выставках творческих работ (музей детского сада);
— организовывать посещение детьми и родителями художественных музе­ев, выставок, проводить конкурсы детского рисунка.

Содержание психолого-педагогической работы


В старшем дошкольном возрасте дети умеют разнообразно отражать свои представления об окружающем в рисунке, лепке, аппликации. В этом плане зсобую роль играет развитие их художественного восприятия при ознакомле­нии с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-приклад­ного искусства. Встреча с уникальными художественными произведениями при­общает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает ху­дожественный вкус, потребность в прекрасном.
Старшим дошкольникам доступны не только народные образы детского рольклора, но и более сложные сюжеты произведений живописи, графики, скуль­птуры, архитектуры, дизайна.
С помощью взрослого дети отмечают настроение произведения (живопись), содержание контрастных образов, интерпретируют взаимоотношения между персонажами, пересказывают увиденное на свой лад. Их можно подготовить к посещению художественного музея, выставки для пополнения эмоциональных впечатлений, обогащения художественного опыта, полученного на занятиях, об­щей культуры личности ребенка.
Для приобщения детей к искусству, разным его видам в дошкольном учреж­дении создается музей, где есть место и детскому творчеству.
К концу дошкольного возраста дети способны воспринимать и эмоцио­нально реагировать на художественный образ произведений не только де­коративно-прикладного, но и других видов и жанров изобразительного ис­кусства.
Дошкольники проявляют интерес к рассматриванию произведений живо­писи в музее (репродукций на занятиях в детском саду), у них формируется восприятие контрастных по сюжету и цветовой гамме образов (И.И. Шишкин «Рожь», А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» и др.).
Они могут рассказывать о героических образах в живописи (В.М. Васнецов «Богатыри», образ Георгия Победоносца на коне), ярких по эмоциональном} содержанию произведениях (И.К. Айвазовский «Девятый вал», В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и др.).

Образовательная область «Музыка»


Образовательные задачи


Шестой год жизни
Слушание музыки:
— поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на нее, побуждать самостоятельно определять настроение, характер музы­кального произведения, вести разговор о музыке в форме диалога, побуж­дать к ее интерпретации;
— дать понятие «жанра» музыкального искусства: инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец (русская плясовая, вальс, полька и др.), учить определять его, узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов, отгадывать пьесы, включенные в музыкальную викто­рину;
— работать над развитием интонационно-мелодического слышания музы­ки, лежащего в основе понимания ее содержания.
Музыкальное движение:
— на основе слышания в музыке не только ее общего настроения, но и темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы, поощрять ее вы­разительное воплощение в движениях;
— формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков);
— продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в про­странстве;
— работать над техникой исполнения танцевальных движений, покомпо­нентно отрабатывая их сложные варианты;
— учить народным и бальным танцам (полька, галоп), продолжать работать над эмоциональным общением в них;
— поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над му­зыкально-двигательными сюжетными этюдами.
Пение:
— учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто;
— строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий средний, низкий), продолжать работать над голосом, главным образом с примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно и осторожно рас­ширяя диапазон вверх;
— петь звонко, легко, «проливать» дыхание, ощущать его резонирование, четка но легко произносить слова в распевках и песнях;
— следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, обра­щать внимание на свободу нижней челюсти;
— слушать красиво звучащие сольные и хоровые вокальные произведения. Игра на детских музыкальных инструментах:
— развивать звуковысотный слух, обучая подбору по слуху образцов-инто­наций, построенных на интервальной основе, и мелодий на звуковысот-ных инструментах;
— продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах;
— развивать чувство музыкального ритма, предлагая для освоения посте­пенно усложняющиеся ритмические структуры;
— продолжать формировать детское инструментальное творчество, музы­кальную импровизацию.
Музыкальная игра-драматизация:
— предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ро­левая палитра которых включает не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах;
— подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов;
— вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персо­нажей;
— учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические, мимические и инто­национные характеристики, развивать творческие способности;
— развивать умение использовать в игре предметы-заместители, вообража­емые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры.
Театрализованная игра:
— проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматиза­цию, и как собственно театральную постановку;
— помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самосто­ятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле;
— придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры, оформите­ли сцены), что повышает интерес к игре.
Седьмой год жизни Слушание музыки:
— предлагать задачи на повторение и обобщение музыкального материала и знаний о музыке;
— дать представление о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная);
— формировать умение слышать в произведении развитие музыкального образа;
— продолжать знакомить с музыкальными инструментами (арфа, фагот, гобой);
— продолжать формировать умение слышать мелодию и ориентироваться на нее при определении настроения музыкального произведения;
— поддерживать желание и умение воплощать в творческом движении на­строение музыки и развитие музыкального образа.
Музыкальное движение:
— пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать рабо­тать над техникой и качеством их исполнения (пружинностью, легкос­тью, координацией);
— продолжать учить народным и бальным танцам (галоп, вальс), развивать эмоциональное общение в них;
— учить выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа;
— продолжать работать над развитием ориентировки в пространстве, пред­лагая детям роли ведущих, организующих передвижение в зале;
— развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных этюдах, стимулировать создание развернутых творческих композиций.
Пение:
— учить петь выразительно и музыкально;
— работать с певческими голосами, не допуская форсирования звука и утом­ления голоса;
— продолжать работу над формированием певческих навыков (дыханием, резонированием голоса, артикуляцией), добиваясь у всех детей позици-онно высокого, а значит звонкого и полетного звучания;
— укрепляя примарный диапазон и нижний регистр всех типов голосов, учить постепенно овладевать верхним регистром;
— продолжать работать над интонированием мелодии голосом, использо­вать пение без аккомпанемента.
Игра на детских музыкальных инструментах:
— работать в оркестре и ансамблях детских музыкальных инструментов, за­креплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
— учить воспроизводить в совместном музицировании общий характер, на­строение музыкального произведения, тембровые и динамические крас­ки, ритмическую и мелодическую структуры;
— продолжать формировать представления о форме музыкального произ­ведения (одно-, двух-, трехчастная), учить ее чувствовать;
— развивать творческую активность, мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации.
Музыкальная игра-драматизация:
— включать в музыкальные игры-драматизации хоровое, малогрупповое и сольное пение, учитывая при этом голосовые особенности и возможности:
— формировать на занятиях сценическую речь (выразительную и дикцион-но четкую) и сценическое движение, учить пользоваться интонациями, выражающими не только ярко контрастные, но и более тонкие и разно­образные эмоциональные состояния (произносить текст или петь удив­ленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе);
— учить взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, подчиняться замыслу ре­жиссера-постановщика спектакля;
— на всех этапах подготовки игры-драматизации предлагать творческие за­дания, создавать условия для свободного самовыражения.
Театрализованная игра:
— относиться к театрализованной игре как к виду досуговых игр, включать в нее музыкальные игры-драматизации и другие формы детского само­деятельного театра;
— организовывать участие в постановке спектаклей как исполнителей оп­ределенных ролей, музыкантов, сопровождающих спектакль, и его офор­мителей (дети рисуют, размещают декорации, предлагают свои дизайнер­ские идеи костюмов);
— быть для детей партнером и равноправным участником творческой дея­тельности.

Содержание психолого-педагогической работы


Слушание музыки. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения. Усложнение музыкальных про­изведений идет от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности, от небольших по объему, простых по фор­ме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным, от содержа­щих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контраст­ности и появления полутонов настроений.
Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его фор­му, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.
Уровень развития у детей речи и мышления позволяет воспитателю вести с ними разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее развернутой интер­претации.
На занятиях по слушанию необходимо широко использовать музыку в аудио­записи, стихи, художественную прозу, диафильмы, диапозитивы с произведени­ями живописи, архитектуры, скульптуры и народного декоративно-прикладно­го искусства, организовывать посещение доступных по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов, музейных экспозиций.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 46
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная