1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов - Пояснительная записка 1 Цель ооп ООО Особенности оценки метапредметных результатов Требования к организации проектной деятельности Учебный сайт
Учебные материалы


1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов - Пояснительная записка 1 Цель ооп ООО




1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов


Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижений обучающихся представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий ООП ООО, а также планируемых результатов, представленных в разделах междисциплинарных учебных программ.
Объектом оценки метапредметных результатов служат:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки индивидуального проекта


Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности

должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта6; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.
В разделе о

требованиях к

содержанию и направленности проекта

обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
В разделе о

требованиях к защите проекта

указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Таблица оценки результатов ПРОЕКТА ученика основной школы.



Организация дела
(регулятивные
УУД)

Познание мира
(познавательные
УУД)

Общение с людьми
(коммуникативные
УУД)

Проявление чувств
и воли (личностные
результаты)

1. Выбор темы
(названия):
самостоятельно
с помощью

Определение цели:
самостоятельно
с помощью
Составление
плана:
самостоятельно
с помощью


1. Сбор информации:
из разных
источников;
собственных
наблюдений,
опытов, практи-
ческих действий и
т.п.
самостоятельно

1. Выражение
своих мыслей:
ясность и
доступность изло-
жения
логичность
целостность
выступления
правильность и
красота речи


1. Доведение
замысла до вопло-
щения:
полное вопло-
щение
частичное
воплощение
упрощение цели
по ходу работы
Преодоление
трудностей:
про трудности не
известно (не было)
трудности пре-
одолены полно-
стью
частично
большая часть
трудностей не пре-
одолена

2. Реализация
плана:
самостоятельно
или с помощью
в соответствии с
замыслом
корректировка
плана упростила
достижение
результата

2. Создание собственного продук-
та (в т.ч. с перера-
боткой информа-
ции):
оригинальный
продукт
с элементом
новизны
воспроизведение
известного

2. Понимание
вопросов (при
защите проекта):
быстрое и чет-
кое понимание
понимание
после уточнения
проблемы при
понимании вопро-
сов

2. Эмоциональная
самооценка своей
работы:
степень интереса
удовлетворен-
ность (что понра-
вилось, что нет…)
увлеченность
темой (готовность
ее продолжать,
творческий азарт
и т.п.)

3. Самооценка
результатов и
хода исполнения
проекта:
самостоятельно
или по вопросам
адекватность
самооценки
выделение труд-
ностей
признание не-
удач полностью
самостоятельно

3. Представление
информации
(текст, схема,
модель, объект и
т.п.):
творческое, ори-
гинальное
типовое

3. Договориться в
споре (при защите
проекта):
аргументиро-
ванное (или нет)
отстаивание своей
позиции
корректировка
позиции под воз-
действием аргу-
ментов
растерянность в
споре, сдача своих
позиций
дискуссия
отсутствовала

3. ВОЗМОЖНО,
НО НЕ ОБЯ-
ЗАТЕЛЬНО и
ТОЛЬКО ПО
САМООЦЕНКЕ
АВТОРА, БЕЗ
ПУБЛИЧНОГО
ОБСУЖДЕНИЯ И
ОСУЖДЕНИЯ:
решение мораль-
ных проблем, про-
тиворечий при
оценке или выборе
поступков (в ходе
работы над проек-
том)

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как:
1. решение задач творческого и поискового характера
2. учебное проектирование
3. итоговые проверочные работы
4. комплексные работы на межпредметной основе
5. мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов


Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижений планируемых результатов по всем учебным программам.
Оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе – метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение 5 уровней достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Базовый уровень достижений

– уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем

является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования

, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
• 

повышенный

уровень

достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• 

высокий уровень

достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Недостижение базового уровня (низкий уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило,

низкий уровень

достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Для оценки динамики формирования предметных результатов

в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих

освоению систематических знаний.


При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
1.3.5.

Итоговая оценка

результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам

промежуточной

и

итоговой аттестации

обучающихся.

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на основе:
• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).
Результаты

промежуточной аттестации

:

  • Представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

  • отражают динамику формирования их способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач и самостоятельного выполнения проектной деятельности.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся и является

внутренней оценкой.


Результаты

итоговой аттестации

выпускников

(в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования.

Государственная (итоговая) аттестация

выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, и является

внешней оценкой.


Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
Особенностями Системы оценки в гимназии являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Таблица 1.

Система оценивания образовательных результатов


(академия С-Петербурга «Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы» Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина и др.)


Особенности системы оценивания



Объект оценивания



ЗУН, познавательные, регулятивные результаты



Личностные результаты



Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/
Неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера.

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера.

Условия эффективности системы оценивания

В ОУ они могут быть различными, но систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога.

Оцениваются результаты: предметные, метапредметные и личностные.


Результаты

ученика

это

действия (умения) по использованию знаний

в ходе

решения задач

(личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны

оценки

(словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и

отметки

(знака фиксации в определённой системе).
Результаты

учителя (образовательного учреждения)

– это

разница между результатами

учеников

(личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (

входная диагностика

) и в конце обучения (

выходная диагностика

). Прирост результатов означает, что учителю и гимназии в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку:


- на уроке

ученик

сам

оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.

Учитель

имеет право

скорректировать

оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их;
- За письменные задания оценку и отметку

определяет учитель

.

Ученик

имеет право

изменить

эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Оценки и отметки накапливаются в таблицах бразовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), в «Портфеле достижений».

«Портфель достижений ученика»

– это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»

:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  • показатели метапредметных результатов;

  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Индивидуальный образовательный маршрут -

документ, в котором обозначен перечень конкретных дел, действий, а также порядок, место и время их выполнения.
Маршрут показывает этапы движения ребенка в соответствии с поставленной целью и задачами каждого этапа.
Научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе позволяет им реализовывать свои образовательные запросы и возможности, осознать свою ответственность за успех/неуспех в учебной деятельности, учит максимально использовать различные способы самореализации, а это не может не сказаться в целом на качестве образования. Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятие ответственности за свой личный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.

Таблицы образовательных результатов –

составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в «Портфолио» ученика и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

  • таблицы

    предметных

    результатов;

  • таблицы

    метапредметных

    результатов;

  • таблицы

    личностных

    неперсонифицированных результатов по классу.

Итоговая оценка выставляется

на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

1.3.6. Организация и содержание промежуточной аттестации обучающихся.


Промежуточная аттестация

представляет собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся.


Принципы организации промежуточной аттестации

:



  • критериальность

    , основанная на сформулированных в федеральных образовательных стандартах требованиях к оценке планируемых результатов; критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;

  • уровневый характер оценки,

    заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровня достижения образовательных результатов;

  • суммирующий подход к оценке

    ;

  • приоритетность самооценки обучающегося

    , которая должна предшествовать оценке учителя;

  • гибкость и вариативность форм и процедур

    оценивания образовательных результатов.

  • внешняя и внутренняя оценка



Промежуточная аттестация

включает в себя:



  • оценку уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов образования;



  • оценку динамики формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.



Система внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся включает в себя:



  • стартовую диагностику;



  • текущую диагностику предметной и метапредметной обученности;



  • оценку уровня сформированности личностных результатов образования;



  • итоговую оценку предметной обученности;



  • итоговую оценку метапредметной обученности.



Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:



Оценочные процедуры



Инструментарий



1.

Стартовая диагностика

Стартовая комплексная работа

2.

Текущее оценивание метапредметной обученности

Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом

3.

Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий

Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

4.

Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов в рамках программы «Публичные экзамены» (культурологический и исследовательский блоки)

Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

5.

Итоговая оценка метапредметной обученности

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

6.

Защита итогового индивидуального проекта

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП ООО


Задача начальной школы «учить ученика учиться»
трансформирована в новую задачу
для основной школы — «учить ученика учиться в общении».
2.1. Программа развития универсальных учебных действий у учащихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

2.2. Программы учебных предметов, курсов


2.

2. 1 Общие положения

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося;  независимо от её специально-предметного содержания. Выделяют следующие блоки УУД:
  • Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)
  • Регулятивные (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)
  • Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)
  • Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)


Система универсальных учебных действий

Познавательные



Регулятивные



УУД



Коммуникативные



Личностные



-формулирование проблемы;
-поиск информации
-определение смысла информации
- структурирование информации
-моделирование
-построение высказывания
-рефлексия деятельности

-постановка цели;
-прогнозирование;
-планирование деятельности;
-контроль;
-коррекция;
-оценка



-планирование и организация сотрудничества;


-управление поведением партнера;
-разрешение конфликта;
-умение выразить мысль

-самоопределение;
- смыслообразование;
-нравственная оценка


Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для развития универсальных учебных действий и вносит свой вклад в развитие УУД Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ всех учебных На этапе основного общего образования УУД развиваются не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская.

Целью программы развития универсальных учебных действий

является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне ООО.


В данном разделе ООП ООО приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования Примерные программы учебных предметов на уровне основного общего образования составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
Программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.
В программах предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в программах начального общего образования.
Примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ: определяет инвариантную (обязательную) и вариативную части учебного курса. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов.
В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Курсивом в примерных программах учебных предметов выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».
2.2.2.1. Русский язык
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;

  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательскй и художественной деятельности;

  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 52
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная