8. ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ 15-ГО КАМЧАТСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА - Крылья границы Учебный сайт
Учебные материалы


8. ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ 15-ГО КАМЧАТСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА - Крылья границы




8. ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ 15-ГО КАМЧАТСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА


Для конкретности можно рассмотреть служебно-боевую дея­тельность старейшей в авиации погранвойск Камчатской авиационной части в послевоенный период.
В 1933 г. на Камчатке в районе оз. Халактырка на гидроаэродроме образу­ется отдельный авиаотряд погранвойск, в 1935 г. — отдельная авиационная эскадрилья, в 1942 г. в связи с резким усложнением обстановки в Тихоокеан­ском регионе на ее базе был сформирован 2-й отдельный морской авиацион­ный полк Погранвойск НКВД СССР. После окончания войны с Японией часть
Развитие авиации пограничных войск в годы мирного строительства
1946—1979 гг. 213
постепенно перевооружается в основном на самолеты По-2, МБР-2 бис и «Арадо-196».
В 1954 г. 2-й Камчатский авиаполк, в связи со стабилизацией обстановки в дальневосточном регионе, был опять переформирован в отдельную авиаэскад­рилью пограничных войск Тихоокеанского пограничного округа МВД СССР. Командиром эскадрильи в этом же 1954 г. был назначен Герой Советского Сою­за подполковник А. Володин. В 1961 г. в связи с общим сокращением Вооружен­ных сил и пограничных войск Камчатская отдельная авиаэскадрилья, как и все авиачасти погранвойск, была сокращена до малочисленного отдельного авиа­отряда с общим количеством восьми штатных единиц авиатехники.
Уже сразу после Даманских событий на советско-китайской границе в 1969 г. отдельный авиаотряд снова переформируется в отдельную авиационную эс­кадрилью. В 1976 г. на вооружение части поступило шесть вертолетов Ми-8 и авиаотряд морских палубных вертолетов Ка-25. Затем вместо списанных само­летов Ил- 14 поступили турбовинтовые самолеты Ан-24, а затем и Ан-26. В свя­зи с резким расширением задач по охране 200-мильной экономической зоны СССР в 1977 г. была проведена реорганизация части: на базе отдельной авиаэс­кадрильи был снова сформирован 15-й Камчатский отдельный авиационный полк Погранвойск КГБ СССР, который вначале состоял из двух авиаэскадри­лий: самолетная с базированием в Елизово (командир эскадрильи майор Ш. Га-реев) и вертолетная — с базированием в Халактырке (командир эскадрильи майор Б. Захаров). Первым командиром полка стал полковник Г. Рогозин.
Начальником авиаотдела был назначен бывший командир Чукотской от­дельной авиаэскадрильи полковник Г. Долидзе. Именно этими командирами первыми были спланированы, утверждены и начаты большие и длительные работы по строительству и благоустройству штаба и военного авиагородка в Елизово, строительство стоянок, рулежных дорожек, здания ТЭЧ и ангар-ла­бораторий на новом для части базовом сухопутном аэродроме Елизово для размещения поступающей современной и с учетом поступления новой пер­спективной авиационной техники.
В 1977 — 1979 гг. авиационный полк решал традиционные пограничные за­дачи, изыскивал новые способы и методы по охране 200-мильной морской эко­номической зоны на самолетах Ил- 14 и вертолетах палубного базирования Ка-25, занимался подготовкой экипажей вертолетов Ми-8 в сложных метео­рологических условиях, полетами на боевое применение (НУРС, бомбомета­ние), полетами с грузом на внешней подвеске, освоил полеты при ограничен­ной видимости при выполнении ЛТУ - - «полет за лидером» (ведущим) по АРК-У2 (аварийно-спасательной системе поиска и наведения), были разрабо­таны методические пособия и рекомендации для летного состава при полетах над морем в случае отказа одного двигателя на самолете Ил-14, вертолетах Ми-8, Ка-25 и др., что оказалось хорошим заделом для перспективного раз­вития авиации в данном регионе.
В конце 1979 г. в связи с увеличением объема задач (охрана 200-мильной экономической зоны) произошло деление Краснознаменного Тихоокеанского
214
пограничного округа, поэтому район от северных Курил до мыса Шмидта ото­шел вновь организованному Камчатскому пограничному округу. В дальнейшем в начале 80-х гг. авиационный полк был укрупнен до 3 эскадрилий: самолетная (Ан-24, Ил-14), вертолетная (Ми-8), палубная (Ка-27, Ка-25). В середине 80-х гг. начальником авиационного отдела стал полковник Ю. Мирошниченко, а в 1989 г. — Герой Советского Союза полковник Ф. Шагалеев.
В 80-е гг., наряду с задачами, решаемыми авиаторами на участке Северо-Восточ­ного пограничного округа, буквально с июля 1980 г. летные экипажи стали привле­каться для оказания интернациональной помощи ДРА. Всего за десять боевых афган­ских лет «огненными» трассами прошли 124 экипажа авиаполка, совершив при этом 1579 боевых вылетов.
27 марта 1984 г. приказом Председателя КГБ СССР за образцовое выполнение за­даний правительства, достигнутые успехи в охране Государственной границы и 200-мильной морской исключительной зоны СССР, а также в честь 50-летнего юбилея со дня образования 15-й Камчатский авиационный полк погранвойск был награжден ор­деном Красного Знамени.
В начале 90-х гг. в часть на вооружение поступила новая авиационная техника: самолет Ан-72 и палубный вертолет Ка-27пс. Современная авиатехника в кратчай­шие сроки была освоена летным и инженерно-техническим составом части, что по­зволило успешно решать задачи по надежной охране 200-мильной экономической зоны и пресечению деятельности нарушителей, ведущих браконьерский промысел морепродуктов.
В 1996 — 2001 гг. экипажи части многократно привлекались к выполнению спец­заданий в Республике Таджикистан и в Чеченской Республике. В сложных климати­ческих условиях, зачастую рискуя жизнями, экипажи достойно выполнили свой во­инский долг, проявляя высокий профессионализм и демонстрируя высокое летное мастерство. За умелые и решительные действия по охране государственной границы, исключительной 200-мильной морской экономической зоны, участие в боевых поле­тах и проявленное при этом высокое профессиональное мастерство, многие военно­служащие части были удостоены правительственных наград.
С начала далеких 30-х гг. по настоящее время Камчатской авиационной ча­стью командовали: майор Пармичев -- с 1933 по!937 г.; майор П. Соловьев -с 1937 по 1941 г.; подполковник В. Балясников — с 1942 по 1945 г.; подполковник П. Трошко в 1946 г.; полковник А. Россихин — с 1947 по 1951 г.; подполковник Н. Яковлев — с 1952 по 1953 г.; подполковник А. Володин — с 1954 по 1956 г.; подполковник И. Воловик -- с 1957 по 1960 г.; подполковник Д. Стрельцов -с 1961 по 1963 г.; подполковник Б. Евко — с 1964 по 1969 г.; полковник И. Дворя-шин — с 1970 по 1975 г.; полковник Г. Рогозин — с 1976 по 1978 г.; полковник В. Нечипорчик — с 1979 по 1983 г.; полковник В. Кузнецов — с 1984 по 1987 г.; полковник А. Дубасов — с 1988 по 1994 г.; полковник Е. Горелов — с 1995 по 1996 г.; полковник А. Шеронов — с 1997 по 1998 г.; полковник С. Мельников — с 1999 по 2003 г. В настоящее время авиачастью командует полковник Дорофеев. Каждый из этих заслуженных и авторитетных пограничных авиационных коман­диров внес свою лепту в становление родной камчатской авиачасти.
Развитие авиации пограничных войск в годы мирного строительства
1946—1979 гг. 215
Личный состав авиационного полка заслуженно гордится тем, что в его рядах слу­жили и выросли до руководителей авиации Пограничных войск КГБ СССР А. Воло­дин и В. Балясников, Н. Рохлов и А. Евдокимов, В. Пономарев и А. Дубасов, В. Нечи-порчик и Ю. Федоров, А. Пальчун и Ю. Фролов и другие.
Экипажам самолетов и вертолетов Камчатской авиачасти за свою более чем 50-летнюю послевоенную историю неоднократно приходилось участво­вать в поисках всевозможных нарушителей, оказывать помощь пограничным кораблям и нарядам задерживать суда, нарушавшие советские территори­альные воды. К сожалению, в формуляре части этот раздел отражен очень скромно и скупо, но и того, что там есть достаточно, чтобы понять напряжен­ные будни камчатских авиационных защитников границы. Например, с 1959 по 1963 г. при активном участии вертолетов Ми-4 было задержано 5 наруши­телей границы и 8 преступников, сбежавших из мест заключения и разыски­ваемых органами МВД СССР. Экипажи вертолетов капитана Ю. Степанова и майора Б. Евко, принимавшие активное участие в этих поисках и событиях, были награждены медалями «За отличие в охране государственной границы СССР».
4 марта 1965 г. экипаж самолета Ил-14 Камчатского авиаполка под коман­дованием капитана А. Ефимова в районе 10 км южнее мыса Лопатка обнару­жил, произвел наведение, а затем и помог ближайшему пограничному кораб­лю задержать японскую шхуну «Кидори-мару», водоизмещение которой со­ставляло 1276 т, и команда которой насчитывала 85 человек. Органами доз­нания было доказано, что шхуна под видом рыболовной деятельности занима­лась радиотехнической разведкой деятельности советского военно-морского флота.
Кстати, именно летчики-пограничники Камчатки, начиная с далеких 50-х гг., первыми в авиации погранвойск стали вести фотоальбом, или, по-современно­му говоря, картотеку судов и малых плавсредств, когда-либо нарушавших Го­сударственную границу СССР в зоне ответственности своей авиачасти. Этот альбом долго передавался от одного поколения командиров авиационной части Камчатки к другому. Любопытнейшие фотоснимки были в этом альбоме, начи­ная от атомных авианосцев, крейсеров и фрегатов США и кончая японскими малыми подводными лодками и даже самолетами, в разные годы снятыми эки­пажами части. И это, не говоря о множестве рыболовных судов различного класса и тоннажа под разными флагами и в различных местах советских тер­риториальных вод Камчатского п-ва. И что весьма показательно: обязательно этим «любознательным» нарушителям границы надо было зайти в наши тер­риториальные воды, т.е. на глубину 12 морских миль или 22,4 км от берега.
Продолжая традиции, заложенные в послевоенные годы, авиаторы грани­цы 70-х гг. несли свою бдительную и постоянную вахту по охране дальнево­сточных рубежей. И хотя давно потеплели отношения между государствами, но экономических преступлений и разведывательных заходов в наши терри­ториальные воды, и связанных с нарушениями государственной границы и 200-мильной морской экономической зоны, к сожалению, не стало меньше.
216 Г л а в а III
Совершенно беспрецедентным является такой, например, факт, когда 4 апреля 1983 г. американцы предприняли провокационную акцию: шесть са­молетов А-7, поднявшихся с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз», вторглись на глубину от 2 до 30 км в воздушное пространство СССР и провели условное бомбометание по территории о. Зеленый в группе островов нашей Южной Ку­рильской гряды. Трагической кульминацией этого инцидента стало проник­новение 1 сентября 1983 г. в воздушное пространство СССР южнокорейского авиалайнера Боинг-707, закончившееся его уничтожением. Все экипажи са­молетов и вертолетов Камчатского авиаполка принимали активное участие в разведке, поисках и постоянном отслеживании наземной обстановки вокруг Камчатки, Алеутских и Командорских островов, а также Большой и Малой Курильской гряды в этот период.
Для примера можно привести хотя бы такой факт, 7 июля 1984 г. на тра­верзе вулкана Авачинский, в 30 км от береговой черты курсировал американ­ский атомный крейсер УРО «Калифорния», его водоизмещение 11 100 т, ско­рость до 30 уз., экипаж 520 человек. Отслеживание его действий практически до выхода из наших вод осуществлялось несколько суток самолетами камчат­ской авиачасти. Снимок сделан экипажем самолета Ил-14, командир экипа­жа — командир авиаполка полковник В. Нечипорчик, штурман экипажа -старший штурман полка подполковник В. Филякин.
Или научно-исследовательское судно под корейским флагом, обнаружен­ное и отснятое ранним утром экипажем старшего лейтенанта Ю. Федорова в 1985 г. в 15 км от мыса Лопатка. Причем после его обнаружения пограничным самолетом, оно показало такую спринтерскую скорость, убегая из наших тер­риториальных вод, догнать его, чтобы сфотографировать, было трудно даже самолетом. Или американское многопрофильное научно-исследовательское судно «Обсервейшин Айленд», неделями стоящее у берегов Камчатки, на кромке территориальных вод, сфотографированное в мае 1980 г. экипажем самолета Ил-14 майора Ш. Гареева. И таких примеров по нескольку десятков ежегодно.

9. ИСТОРИЯ 16-ГО САХАЛИНСКОГО ОТДЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА


5 апреля 2005 г. 16-й Сахалинский отдельный авиационный полк ФСБ России торжественно отметил свой 60-летний юбилей. На торжество было приглашено много гостей из администрации губернатора Сахалинской области, местного военного гарнизона, авиационного отряда Гражданской авиации, наземных и морских пограничных частей. Немаловажное значение сыграло и разрешение Директора ФСБ России на вылет своим самолетом це­лого десанта бывших, т.е. служивших ранее военнослужащих сахалинской авиационной части из Москвы, Владивостока, Калуги, Саратова, Одессы и других городов России, в общей сложности более 50 человек, под руково­дством начальника Управления авиации ФСБ России генерал-майора Н. Гав-
Развитие авиации пограничных войск в годы мирного строительства
1946—1979 гг. 217
рилова. Большинство из прилетевших — это заслуженные ветераны полка и его гордость, среди них были генералы и полковники, Герои Советского Сою­за и России, заслуженные военные летчики и штурманы, орденоносцы и уче­ные, священнослужители и даже бизнесмены.
Автор тоже летал на юбилей родного авиаполка, поэтому ему легко поде­литься с читателями своими впечатлениями об увиденном, услышанном, и, естественно, сфотографированном. Кстати, мной было подарено в музей пол­ка первое издание книги «История авиации пограничных войск» и авиацион­ный номер журнала «Ветеран границы», полностью посвященный летчикам в честь 70-летия авиации погранвойск, а также электронный вариант этой еще не напечатанной книги — для обсуждения и выдачи автору своих замечаний.
Все юбилейные торжества были организованы в духе добрых, старых тра­диций, как говорят, «в теплой и дружеской обстановке» — и первая после прилета сумбурная встреча давно не видевшихся ветеранов в родной летной столовой части, и экскурсии по объектам полка, и торжественное собрание в центральном доме офицеров Южно-Сахалинского гарнизона, и прекрасный праздничный концерт ведущих художественных коллективов города, и тор­жественный ужин с десятками праздничных тостов, и встречи через 20 — 40 лет, и смех, и юмор, и танцы для молодежи, веселые и одновременно груст­ные проводы в аэропорту — все как у служивых в этом суровом краю людей.
Необходимо особенно подчеркнуть, что после обязательных и строгих офи­циальных приказов и поздравлений от должностных лиц Управления авиа­ции ФСБ России, командования пограничных войск, игумена Киприана, ад­министрации Сахалинской области и различных организаций и предприятий Сахалина, прилетевшие в родную часть и ставшие знаменитыми гости, вы­ступали совсем просто, по-домашнему, рассказывали чего и как достигли, где служили потом, где живут или работают сейчас, отвечали на вопросы офице­ров и солдат. Каждый старался преподнести командиру полка приветствен­ный адрес или символический подарок для полкового музея.
А выступающих было действительно много — от самого старейшего вете­рана полка, председателя Совета ветеранов авиации ПВ подполковника за­паса Г. Степанова, служившего здесь в далеком послевоенном 1946 г., Героя Советского Союза генерал-майора Ф. Шагалеева, прослужившего на Сахали­не с 1969 по 1977 г. до командира полка полковника В. Сухова, служившего здесь от заместителя командира эскадрильи до командира полка с 1977 по 1983 г., и заместителя по политчасти полковника А. Филатова, прослуживше­го здесь шесть лет. А затем выступали бывшие главные штурманы авиации ПВ полковники А. Пальчун и А. Косенко, первоклассные летчики А. Ветош­ников и Н. Гордиенко, бывшие инженеры полка полковники А. Пашкульский и Е. Сальников, самый старейший прапорщик части В. Архипов и много-мно­го других ветеранов.
Кстати, самым старейшим местным ветераном авиаполка после подпол­ковника Г. Степанова и был прапорщик В. Архипов. Автор прекрасно помнит
218 Глава III
его по совместной службе еще в Озерске. Кратко остановимся на его послуж­ном списке. После окончания школы младших авиационных специалистов ВВС на Сухой речке под Владивостоком в 1948 г. он двадцатилетним юношей прибыл на Сахалин в 9-й отдельный морской авиационный полк, и за 33 года безупречной службы честно отработал на десятках важнейших должностей в полку, эскадрильи, авиаотряде. Мастер золотые руки, кем только он не был в разные годы в части: начинал в группе регламентных работ по обслужива­нию авиатехники гидросамолетов МБР-2, был в группе по обслуживанию «Арадо-196», начальником самолетно-моторной группы на вертолетах Ми-4, летал механиком на самолетах Ли-2 и Ил-14, начальником склада горючего и смазочных материалов, начальником химической службы части, заместите­лем и помощником командира взвода автослужбы. А после увольнения в за­пас по возрасту еще много лет работал вольнонаемным рабочим в авиаремонт­ных мастерских части. Все офицеры и отцы-командиры отзываются о нем с большим уважением и признательностью в помощи: «Ему всегда можно было доверить любое сложное дело, на таких помощниках вся служба держалась». А он прекрасно помнит и знает всех командиров и их заместителей, многих офицеров, служивших в сахалинской авиачасти в минувшие пятьдесят лет. Сам по себе это уникальный случай по меркам нашего времени.
Необходимо сказать большое спасибо организаторам и, в первую очередь, командиру полка полковнику А. Казакову и его боевым заместителям, сумев­шим в наше непростое время организовать и провести достойный юбилей своей части. Вот мы и подошли к рассказу о людях этой авиационной части, несу­щих сейчас и когда-то несших на Сахалине и Курилах непростую службу по охране государственной границы, событиям, произошедшим с летным и инже­нерно-техническим составом на земле и в воздухе. Но сначала надо отдать должное уважение командирам, которые руководили полком в разные периоды его существования. Командирами Сахалинской отдельной авиационной части после первого командира-организатора полка полковника И.Н. Мустыгина с 1945 по 1946 г. были: полковник В. Сердюков с 1947 по 1951 г.; полковник А. Шахов с 1952 по 1960 г.; полковник Б. Сорокин с 1960 по 1967 г.; подполковник И. Воронов с 1968 по 1974 г.; полковник Л. Третьяков с 1975 по 1980 г.; полков­ник В. Сухов с 1981 по 1982 г.; полковник В. Федотов с 1983 по 1984 г.; подпол­ковник В. Лунюшкин с 1984 по 1985 г; полковник С. Клепицкий с 1986 по 1992 г.; полковник Н. Шабанов в 1993 г.; полковник А. Коновалов с 1994 по 1997 г.; пол­ковник А. Казаков с 1997 г. и по настоящее время.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 55
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная