002 параметры в начале книги издательства - 40 Учебный сайт
Учебные материалы


002 параметры в начале книги издательства - 40




преодолевающей жесткий анамнесис. Лучшее сражается на стороне диалектики против
фетишизма. Общий ряд попыток манифестирования мира — это еще не законченная
феноменология нашей действительной материи, как Последнего (Ultimum), а не
Первого (Primum). Это диалектический процесс, беременный утопическим Имением,
побуждаемый в своей диалектике Не-Имением, процесс испытания брезжущего образца,
возникающего из Еще-Не ontos оп-Бытия, Субстанции-Бытия. Чем является мир в
действительности, относительно своей не-фактической, то есть не-ставшей
Сущности-Истины (единственно субстанциональной), — так это
УтопичесKoe(Utopikum), вокруг образов которого существует ореол значений, чаще
реально-аллегорически многозначный, реже — упорядоченный реально-символически.
Так Бытие, находящееся на расстоянии от своей Сущности, обладает Еще-Не как
онтологической определенностью. Тогда философствование, не смиряющееся с
наличным миром, смирится без всяких сомнений с рискованностью апории Еще-Не, с
возможным содержанием надежды на хорошо становящееся существование, с хорошо
раскрытой в нем основой мира. При сохраняющейся возможности заблуждения
==239
вместо итогового определения можно сказать: Все = Родина Кроме того, апория
Еще-Не-Бытия — это постепенно и недостаточно освещаемые дебри реальной проблемы
мира в целом.
О Фронте, Новуме, субстрате Реально-Возможного: материи
Следует серьезно отнестись к тому, что Перед-нами, что движется. Не как Еще-Не
должно быть названо не только с помощью наречии, но и получить вместе с
названием предметно развитые определения. По порядку появления — это Фронт,
Новум, Материя. Не — это недостающее и побуждающее в Теперь — возникает как
Фронт. Еще-Не — собственно Временное, вырастающее во времени, открывается как
все еще возможный Новум в подлинном будущем. Бродящее в Не, рождающееся в
Еще-Не, субстрат возможности, гарантирующий Новум, — это Материя, как
обусловливающе-несущая, так и результирующесмыкающая. Реальная Возможность, если
она не парит в воздухе, является единственной Возможностью Материи, отдаленная
от внеисторической неподвижности (Klotz), заряженная в высшей степени
Первое- Фронт следует определить так: это наиболее передовой отрезок времени,
где мы находимся, живя и действуя. Фронт находится каждый раз в Теперь, которое
всегда есть Теперь некоего из себя вырывающегося и вперед устремляющегося Не.
Это Не на человеческом фронте находится в непосредственно проживаемом мгновении,
но не пережитом в силу его полностью непросматриваемой непосредственности.
Непосредственно прожитое переживается как только что прошедшее и в этом
переживании не является тем же самым, что проживание непосредственно скрывает в
себе. Пока это непосредственное Есмь и Есть не имеет себя, оно слепо. Снизу, из
темноты проживаемого мгновения происходит также и слабость духовно-современного
отношения к более опытному Теперь, обычно называемому современностью, которое
для нас уже не так близко и не так вертикально. Бытие Основы Существования,
которое еще полностью не имеет себя, темнеет там и полностью находится на
актуальном в данное мгновение фронте. Это единственное — не всегда будущее —
место, где находится удобный случай, который, однако, можно легко упустить.
По-римски случай может быть изображен как локон на лбу лысой головы: если не
схватить за локон, значит упустить все... Темнеющее Не нашего проживаемого
Теперь не выставляет себя,
К оглавлению
==240
Утопически, но это место, опосредованное по меньшей мере актуально, заявляет
обостренно о себе как о фронте прежде всего во времена перемен. Фронт — это
самый передовой участок того времени, когда дальше нельзя идти, как раньше,
когда наступающее состояние, готовясь к прыжку, балансирует на краю. Лишь в
нашем ТеперьБытии, проясняя его, раскрывая его лик, следует испытывать фронт.
Второе. Новум следует определить так: он происходит и коренится в реальной
возможности Еще-Не-Осознанного, Еще-НеСтавшего, но предвещающего благо, когда
мрачные возможности теоретически-практически опечатаны, а светлые
теоретически-практически могут быть поддержаны. Сюда относится не любое будущее,
а только такое, которого никогда не было и которое поэтому одно является
подлинным. Но не как якобински-внезапное, без свидетелей и свидетельств; Новое,
изначально хорошее Новое никогда не является абсолютно новым. По меньшей мере,
мечта о нем уходит в прошлое и множество плодотворных воплощений наполняет
переднюю истории. Оно все же не должно быть музейным, с расслабленным
историзмом, культом анархизма — ведь тогда традиция предстанет не наполненной, а
выхолощенной. Будущее есть и в прошлом и в его созданиях, не только в расцветших
и оборванных весенней ночью, но преимущественно — в хорошо созданных, что именно
поэтому они не остались локализованными в прошлом (то есть только в своем
времени). Именно поэтому они плывут, как горы, по обе стороны движущейся машины
времени до тех пор, пока — прекраснее, чем в первый день, — в своем свадебном
путешествии они не окажутся посреди Новума. Прошлое, куда все время погружаются
мгновения и таксказать-современность находит себя самодостаточным, но будущее в
прошлом лежит в иной сфере — неготового значения. Незавершенности
(Unabgegoltene) целого, не только исторического требования времени. Критерием
того, что может быть названо культурным наследием, а лучше рождением каждой
античности из духа ее Новума служит следующее: обращение назад продуктивно в той
мере, в какой оно предвосхищает наше движение вперед. Все правдиво информирующее
человечество путешествует на таком же корабле. Каждое значительное сообщение —
будь ему тысяча лет или оно только что сформулировано — связано с тем
утопическим золотым фоном (Goldgrund), на который наносятся не только
идеологически связанные с этим религии (самой неисчерпаемой из которых является
христианство), но и большие произведения искусства. Христианско-мифически в
голосе с Пат
==241
моса этот золотой фон располагался в конце времен, но не в потустороннем
пространстве, где нет ни солнца, ни луны, а там, где светильник — это агнец,
новый день как день внешней природы. Так в Новуме появляется эсхатологически
окрашенное пограничное понятие Последнего (Ultimum), без разных мифов, более
того направленное против любого трансцендентно-фиксированного мифа. На краю
последовательной вещественности, хорошего Новума можно очевиднее увидеть, что
они должны иметь не плохую бесконечность, а Конец, причем иной, чем в страдании.
В том пути, где Сущее процессуально находится как Бытие, Новум является
перспективной страной процесса, который иначе застыл бы в чистом прошлом. Он
обслуживается Основой, движением Основы, субъективно деятельной в интенции,
объективно — в Тенденции. Гарант обоих — объективно реальная возможность,
находящаяся toto coelo (лат. во всем небе. — ред.) или также loto inferno (лат.
во всем аду. — ред.) в Латенцни, еще не доведена до конца... В Новуме
открывается и держится открытым то измерение истории, где надежда имеет поле
своего действия. Ее мир полон склонности к чему-либо, тенденции к чему-либо,
Латенции чего-либо, а точнее процессуального разрешения Основы этого Мира. Quid
latet apparebil (лат. все тайное станет явным. — ред.) — это был бы решающий
Новум.
Третье. О материи следует сначала сказать, чем она не является: она не бревно,
которое можно передвигать с места на место и которое всегда остается равным
себе. Если бы было так, то при неразрывной связанности с движением, во всех
формах она должна была бы идти по старым, количественным, следам. Таково
воззрение материализма, столь важного когда-то для буржуазного Просвещения, но
ставшего затем не революционным, а вульгарным. Вульгарному соответствует с
другой — не с собственно народной — стороны то, что сегодняшнее буржуазное
дворянство духа и духовенство души знакомы только с дистанцированной,
механической картиной материи. Суженная, огрубленная, с утаенным Первичным,
представленная Людвигом Бюхнером, Фогтом и Молешоттом, — такая картина им очень
подходит. По словам английского естествоиспытателя Гсксли: Иаковы теологии
похитили у материи право первого рождения. Так они стали вдвойне Исайями. Право
первого рождения должно означать в Первичном: досократикн, "левый" Аристотель
вместе с Авиценной, Аверроэсом, возрожденческим пониманием материи, natura
naturans, Бруно. Было охотно забыто, что материализм увереннее всех
==242
расколдовывал все картины мира, стремился к земному счастию, отгонял боязнь
потустороннего, хотел научиться понять мир из него самого. Из всех богов одну
Венеру призвал Лукреций в начале своей эпикурейской дидактической поэмы: "Ибо
одна ты в руках своих держишь кормило природы, / И ничего без тебя на
божественный свет не родится, / Радости нет без тебя никакой и прелести в мире,
/ Будь же пособницей мне при создании этой поэмы"7. Одновременно упоминается
"кормящая мать Вселенной", корень mater в materia, что уже не интересно даже
этимологам, в остальном столь герменевтическим. К месту была бы полностью
перевернутая речь Шлейермахера "О материализме к образованным людям среди его
презирающих" и не помешало бы, если бы эта же речь была обращена к
необразованным поклонникам механистического материализма. Есть некая удобная
привычка, сводящая все к старым формулам, которая, мало зная диалектический
материализм и не умея вникнуть в суть философии, путает его с механистическим.
Напрасно старался Маркс свести наш важнейший мир не к атому или обезьяне, а к
общественно-экономическим отношениям человека к человеку и природе, к
немеханистической диалектике этих отношений, объяснить, что корень всех вещей —
это человек. После этого было предостаточно чисто экономического г·«чискивания
корней, своего рода механицизма в историческом одеянии, но диалектика не была бы
диалектикой, если бы она не показала длительную скрещенность общественного бытия
и сознания, сознания и общественного бытия, базиса и надстройки. И материализм
как таковой не был бы материализмом, если бы он — с точки зрения своей не только
механистической традиции — не критиковал бы опоры ложного сознания, чтобы затем,
прозревая идеологическую болтовню, излагать без обмана подлинную идеологию. Что
касается механицизма, еще раз скажем: не все, кто позднебуржуазно поднялся над
ним, свободны от него, а также не все имеют право поднять себя над видимостью
этого поднятия, не распознав еще собственный механицизм. Они не знают
последствий, с которыми Запад, исходя из ложного понятия материи, встретился в
прологе или еще встретится в эпилоге. Хотя эти последствия и далеки от того,
чтобы быть орудием против дворянства и духовенства, они стали, скорее, тотальной
безутешностью, короче: сегодняшний плод механицистского понимания всего и вся —
нигилизм. Позднебуржуазные не-механицисты, не называющие себя механицистами
только из-за своего идеализма, достигли в своих мировоззренческих
==243
выводах Не-как-механицизма. Это не привело их к прямо общественному
предположению: уныние — это следствие поверхностности, недостатка будущего в
современности; это тоже дань времени, по праву названному скудным, своему
вытесненному механицизму. Да, несмотря не отсутствующие предпосылки такого рода,
это тоже материализм, который несет с собой только ополовиненный диалектический
гуманизм, обрамляя все механицистскими стереотипами, неся с собой в вечность всю
тоску простой карусели эктропии и энтропии, не освобождаясь от нигилизма. Не
освобождаясь, по меньшей мере, от многократного холодного обхождения чисто
механического мира с людьми, качествами, культурными рядами целей.
Оставим, однако, механистический материализм и его нигилистический счет,
перекрытый диалектическим, с Гегелем во чреве, с другими свойствами в подлинных
последствиях. Самая смелая дуга есть самая действенная, а также наиболее
соразмерная. Согласно материалистической диалектике дуга находится между утопией
и материей, в самой материи. В усиленной, энергетически уплотненной, нестатичной
материи, атомы которой уже не прочные "кирпичи" и структура которой уже не
застывшее евклидово пространство. Эта материя образуется уже в атомах, которые
могут быть представлены в виде электромагнитных полей с ядром в виде "пучка
энергии", как центра возбуждения, из которого поле распространяется со скоростью
света- Это "распространение" происходит далее не-механически в органических,
социальных, культурных "полях". Активизирующимся таким образом возможностям· нет
границ. Все новые гештальты исходят из образующего материального чрева, из
материи как субстрата постояннно обусловленного, но никогда не ограничиваемого и
не исчерпываемого возможностями. И это точное понятие возможности, появившееся у
"левого" Аристотеля — пусть пассивное, связанное с понятием материи, позволяет
видеть утопию в материи, и наоборот. Это возможность объединения в революционной
функции утопии и подлинного материализма. Чем стала гегелевская диалектика для
Маркса, тем может стать утопическая функция в мире для материализма, столь
нуждающемся в новом рождении, столь способном к нс-механистическому Возрождению.
Да, можно увидеть положительное в том, что вульгаризаторы и работавшие с ними
рука об руку Иаковы теологии сделали или держали материализм столь незначащим;
ибо не стал ли он, не столько закатившимся, сколько пригодным к подъему в совсем
другом
==244
месте, чем это полагают по дурной привычке? До сих пор был известен только
материализм, обращенный назад, анализирующий только вниз; но появляется
материализм открытый, устремленный вперед. Не механистический, изменившийся до
неузнаваемости, до насмешек и мыльных пузырей, а новый — измененный до новой
узнаваемости. Ему не надо называться, как это предложил юный Маркс, предчувствуя
Молешотта, реальным гуманизмом, он является таковым. В материи, понимаемой таким
образом, феноменология и энциклопедия человеческого содержания надежды получают
свою независимую от простого человеческого сознания опору. Чистый дух (хотя так
не называли свою субстанцию ни Спиноза, ни Лейбниц) есть никакой дух. Поэтому
неудивительно, что объективно-реальная возможность — единственная гарантия
Новума — имеет в материи свой единственный субстрат.
Итак, материю следует определить так: она не механическая болванка, а —
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 59

Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная