КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 4-6 октября... Литература: Учебный сайт
Учебные материалы


КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 4-6 октября...



КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ


Артеменко О.Н., Шальнева Н.Л., Суханова Н.А.
Северо-Кавказский Федеральный Университет,г. Ставрополь
Культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы культуры, которая приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время, и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира (1; 10).
Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: быте, идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию в том, что она вбирает в себя многие области человеческого знания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии (2; 6; 7; 9).
С позиции современных научных представлений под культурой здоровья понимают степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций личности в обществе (1; 3; 5).
Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса. Культура как сосредоточие человеческих ценностей, передаваемых в знаках и символах, остается понимаемой всеми людьми, независимо от цвета кожи, места рождения и принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Культура во всех ее проявлениях и во все века развивала человечество.
В определение проблемы эффективной жизнедеятельности личности в современном обществе принципиальное значение имеет здоровый образ жизни, который представляет собой категорию, соотносимую и с философскими идеалами – представлениями о достойном человека образе жизни, и с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном его этапе, и с медицинскими критериями оценки здоровья, причем не только физического, но и психического, и нравственного.
В.Н. Максимова предлагает определение здорового образа жизни с позиций акмеологии как гибкий индивидуальный способ успешной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями биологического и социального развития человека, на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье и в целях социальной адаптации и творческой самореализации личности. Показателями здорового образа жизни, по Максимовой В.Н., являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, стремление к духовно-нравственному совершенствованию и реализации творческого потенциала, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры, медицинский контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, контроль сексуальных взаимоотношений и межличностных отношений, овладение приемами психической саморегуляции (4).
Таким образом, установка на здоровье и здоровый образ жизни становится ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде.

Литература:



  1. Азарных Т.Д., Тартышников И.М. Психическое здоровье: вопросы валеологии. – М., Воронеж, 2002.

  2. Айзман Р.И. Здоровье ребенка – эпицентр современного образования /Валеологические аспекты образования. - Барнаул, 1996.

  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

  4. Антонелене Э.Н. Воспитание культуры здоровья ребенка в условиях инновационного образовательного учреждения. – Дисс. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006.

  5. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов - на – Дону, 2000.

  6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.

  7. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - СПб., 1998.

  8. Михайлова Л.И. Социология культуры. - М., 1999.

  9. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М., 1983.

  10. Царфис В.Г. Природа и здоровье человека. – М., 1987.

1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 74
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная