Приёмы компрессии текста Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году Сжатие текста значимых положений Учебный сайт
Учебные материалы


Приёмы компрессии текста Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году





(приёмы компрессии текста)


Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году



Сжатие текста

  • Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата

    значимых положений

    .


К приемам компрессии (сжатия) текста относятся

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;

  • повторов;

  • однотипных примеров;

  • риторических вопросов и восклицаний;

  • цитат;

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

  • пояснений;

  • рассуждений;

  • описаний;

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.



При исключении необходимо

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

  • Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.



Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

  • Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

  • Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко)

    (22 слова)

избыточными являются

однородные обстоятельства,

конкретизирующие обобщающие слова

везде, во всем.

Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
  • Сказка живет везде, во во всем

    (

    5 слов)



Обобщение или объединение

  • парцеллированных предложений;

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.



  • Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.

    (30 слов)

  • Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)



Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения – простым;

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • прямой речи – косвенной;

  • части текста одним предложением;

  • части предложения местоимением и т.д.



При замене необходимо

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

  • Сформулировать получившееся предложение.



  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.

    (12 слов)

  • Сказки любят все. (3 слова

    )



Сочетание исключения и обобщения (объединения)

  • Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают.

    (50 слов)

  • Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше

    .

    (20 слов)



Сочетание исключения и замены

  • Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.

    (64 слова)

  • Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)



Сочетание замены, исключения и объединения

  • Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.

    (61 слово)

  • Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)



Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею;

  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.



Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  • При первом чтении:

  • Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

  • Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

  • Запомните последовательность событий, рассуждений.

  • Определите ключевые слова.

  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.



Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)

После второго чтения

  • Разделите текст на смысловые части.

  • Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

  • Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

  • Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.



Внимание!

  • При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

  • Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;

3) точность передачи информации в каждой из микротем.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
author-karamzin.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная