Екатерина II: екатерина II ЕКАТЕРИНА II: ЕКАТЕРИНА II: ПРОСВЕЩЕННЫЙ ПРАВИТЕЛЬ Учебный сайт
Учебные материалы


Екатерина II: екатерина II






ЕКАТЕРИНА II:

  • ЕКАТЕРИНА II:

  • ПРОСВЕЩЕННЫЙ ПРАВИТЕЛЬ

  • ИЛИ

  • «ТАРТЮФ» В ЮБКЕ?



В чем

  • В чем

  • проявился

  • в России

  • просвещенный

  • абсолютизм?



В чем значение деятельности Вольного экономического общества?

  • В чем значение деятельности Вольного экономического общества?

  • Как проявился просвещенный абсолютизм Екатерины II в ее «Наказе»?

  • Каковы результаты и значение деятельности Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг.?



Познакомиться с проявлениями просвещенного абсолютизма в России при Екатерине II

  • Познакомиться с проявлениями просвещенного абсолютизма в России при Екатерине II

  • Раскрыть положительное значение проявлений просвещенного абсолютизма в России

  • Показать причины завершения эпохи просвещенного абсолютизма в России



Политика, основанная на реализации идей и принципов просвещения: теории естественного равенства людей и общественного договора и др.

  • Политика, основанная на реализации идей и принципов просвещения: теории естественного равенства людей и общественного договора и др.

  • Идеи Просвещения использовали многие монархи Европы: шведский король Густав III, австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II, императрица России Екатерина II

  • Идеи просветителей устраивали монархов прежде всего потому, что их претворение должно было осуществляться медленно, без каких-либо потрясений

  • Просветители Вольтер, Дидро, Д`Аламбер и другие проповедовали идеи, нацеленные на безболезненную перестройку отживших свой век феодальных порядков в буржуазные через распространение просвещения во всем многообразии его форм, учреждение школ и высших учебных заведений, издание журналов и газет, распространение научных знаний, поощрение литературы, искусства и т.д.

  • Не призывая прямо к ниспровержению государственного строя, просветители внедряли в сознание человека мысль о том, что его воли и знаний достаточно для переустройства общества

  • В России идеи Просвещения вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты (Н.И.Новиков (1744-1818, просветитель, писатель, журналист, издавал сатирические журналы «Трутень»,«Живописец»,«Пустомеля», занимался книгоиздательством), Д.И.Фонвизин (1745-1792, писатель, автор комедий«Бригадир»,»Недоросль»), А.Н.Радищев (1749-1802, автор «Путешествия из Петербурга в Москву»))



Жан Батист Поклен –

Мольер

– французский драматург (1622 – 1673) написал 30 пьес, 12 из них входят в список лучших комедий всех времен
  • Жан Батист Поклен –

    Мольер

    – французский драматург (1622 – 1673) написал 30 пьес, 12 из них входят в список лучших комедий всех времен
  • В 1667 году был написан «Тартюф»

  • «Тартюфом» принято называть двуличного, лицемерного человека



Екатерина II была самой прилежной последовательницей французских просветителей, она считала себя ученицей Вольтера, вела с просветителями интенсивную переписку

  • Екатерина II была самой прилежной последовательницей французских просветителей, она считала себя ученицей Вольтера, вела с просветителями интенсивную переписку

  • Екатерина пленила умы Вольтера, Дидро, Гримма, они ее величали «Северная Семирамида», «Северная звезда», «Великая Екатерина»

  • «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое порицание, какая тонкость разума, чувств и выражений» (Н.М. Карамзин)

  • Екатерина придерживалась взглядов умеренных просветителей, считавших первоочередной задачей монархов распространение среди народа просвещения, с тем , чтобы подготовить его к отмене крепостничества и восприятию свободы

  • Политические и социальные миражи просветителей казались привлекательными только издали

  • Подобно тому как во Франции Вольтер, Д`Аламбер, Дидро не могли сотрудничать с Людовиком, так в России не получился диалог Екатерины II с Н.И. Новиковым



Екатерина II отличалась умением выбирать государственных людей и пользоваться их способностями

  • Екатерина II отличалась умением выбирать государственных людей и пользоваться их способностями

  • Умнейший и тонкий дипломат граф Н. И. Панин

  • Умный и оригинальный до чудачества Г.А. Потемкин

  • Генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский

  • Главный советник по вопросам воспитания и обучения И.И. Бецкий

  • Первый президент Вольного экономического общества Г.Г. Орлов

  • Маршал Уложенной Комиссии А.И. Бибиков

  • Директор Петербургской Академии наук с 1783 г. (до 1796) Е.Р. Дашкова

  • Способные военачальники графы П.А. Румянцев, А.В.Суворов - Рымникский (князь Италийский)

  • Адмиралы Г.А. Спиридов, Д.А. Сенявин

  • И многие другие



Учрежден в октябре 1765 г. (прекратил существование в 1917 г.)

  • Учрежден в октябре 1765 г. (прекратил существование в 1917 г.)

  • На него возлагались задачи, нацеленные на рациональную организацию помещичьего и крестьянского хозяйства: распространение «полезных и нужных знаний», советов, способствующих улучшению животноводства и повышению урожайности, а также разумному использованию собранного урожая. В «Трудах» общества помещики-рационалисты делились опытом, печатались образцовые инструкции приказчикам и т.д.

  • Общество объявило конкурс на лучшее решение вопроса: «Что полезнее для общества, - чтоб крестьянин имел в собственности землю или томко движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» В течение 2 лет было получено 162 конкурсных работы (7 русских, 129 немецких, 21 французских и др. авторов ). Прислали свои статьи Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Каждая из работ имела свой девиз:«Доброжелатель вельмож, он не враг и народа», «Крестьянин питает нас всех», «Свобода и собственность», «Радуйтесь, земледельцы» и др. Первую премию получил член Дижонской академии Беарде де Лабей за сочинение под девизом «В пользу свободы вопиют все права, но есть мера всему. Могущество государства основано на свободе и благосостоянии крестьян. Но наделение их землей должно было последовать за освобождением от крепостного права»

  • Конкурсное сочинение, выполненное представителем дворянского либерального лагеря А.Я. Поленовым, как и прочие, не было опубликовано на том основании, что оно содержало «по здешнему состоянию» неприличные выражения в адрес крепостничества. Поленов, раскритиковав крепостное право, не предлагал отменить его. Он всего лишь считал возможным предоставить крепостному крестьянину право наследственного владения «недвижимым имением» и право собственности на свое движимое имущество.



«Вы увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его» (из письма Екатерины II Д`Аламберу)

  • «Вы увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его» (из письма Екатерины II Д`Аламберу)

  • Основной текст «Наказа» состоит из 20 глав, поделенных на 526 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106 – к книге итальянского ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», также использованы труды немецких авторов Бильфельда и Юста, французская энциклопедия и русское законодательство, поэтому «Наказ» был очень либерален и гуманен

  • «Наказ» - результат творческого переосмысления идей Монтескье, бравшего за образец английский парламентаризм. Екатерина II приспосабливала его идеи к русской действительности

  • «Наказ» был издан на 4 языках (русском, французском, немецком и латинском) и распространен не только в России, но за границею, переиздавался 7 раз.



Размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде самодержавия: «Государь самодержавный; ибо никакая другая , как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством только великого государства…Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно»

  • Размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде самодержавия: «Государь самодержавный; ибо никакая другая , как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством только великого государства…Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно»

  • Только самодержавный монарх является источником государственной власти, только ему принадлежит право издания законов и их толкования: «Государь есть источник всякие государственные и гражданские власти»

  • Главная забота монархов – достижение «общего блага», которое может насупить при издании совершенных законов и их строгом соблюдении

  • «Законы можно назвать способами, коими люди соединяются и сохраняются в обществе и без которых бы общество разрушилось» - шаг вперед на пути становления правового государства

  • В нормах уголовного прав появляются положения осуждающие применение пыток «употребление пытки противно здравому естественному рассуждению», смертной казни, а также о презумпции невиновности: «Человека не можно считать виновным прежде приговора судейского, и законы не могут лишать его защиты своей прежде, нежели доказано будет, что он нарушил оные»

  • Разработаны положения о развитии торговли и промышленности. Для процветания торговли необходимо отменить монополии и все ограничения во внутренней и внешней торговле



Екатерине II не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к действительности: такие положения «Наказа», как равенство всех перед законом, а также девиз, выбитый на медали депутатов Уложенной комиссии «Блаженство каждого и всех», противоречат сословному строю, существование которого усердно защищала императрица

  • Екатерине II не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к действительности: такие положения «Наказа», как равенство всех перед законом, а также девиз, выбитый на медали депутатов Уложенной комиссии «Блаженство каждого и всех», противоречат сословному строю, существование которого усердно защищала императрица

  • Слабо разработан в «Наказе» крестьянский вопрос, судьбы крепостного права и закрепощенного населения: «не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великого числа освобожденных»

  • Перед опубликованием «Наказа» Екатерина II давала его вельможам, разрешив им редактировать текст и изымать из него все неугодное им

  • Критики «Наказа» стояли на более консервативных позициях, чем императрица.



14 декабря 1766 г. Екатерина II опубликовала указ о сочинении проекта Уложения.

  • 14 декабря 1766 г. Екатерина II опубликовала указ о сочинении проекта Уложения.

  • Уложенная комиссия созывалась для замены устаревшего Уложения 1649 г., нормы середины XVII в. не соответствовали новым условиям, требовавшим законодательного урегулирования.

  • Екатерининская комиссия отличалась от прежних:

  • Императрица составила специальный «Наказ», которым должны были руководствоваться депутаты при составлении нового Уложения;

  • Екатерининская комиссия относится к самым представительным учреждениям этого рода;

  • Каждого депутата избиратели снабдили письменными наказами с изложением своих нужд.



8 августа 1767 императрице преподнесли титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Екатерина согласилась только на «Матерь Отечества».

  • 8 августа 1767 императрице преподнесли титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Екатерина согласилась только на «Матерь Отечества».

  • На заседаниях Комиссия обсуждала наказы избирателей.

  • Депутаты, выполняя волю избирателей, твердили о сословных притязаниях. Диспуты обнаружили лидеров: князь М.М. Щербатов (депутат от ярославского дворянства) представлял интересы аристократической части дворянства, Р.С. Коробьин (депутат от козловских дворян) защищал интересы крестьян, А. Попов (депутат от Рыбной слободы) отстаивал интересы горожан.

  • Комиссия заседала в Москве до декабря 1767г. Затем она переехала в Петербург (16.02-18.12. 1768г.). На том основании, что началась война с Османской империей Большое собрание Комиссии было закрыто. Историки считают, что война явилась лишь предлогом для роспуска Уложенной комиссии.



Комиссия дала обильный материал для выяснения «нужд и чувствительных недостатков … народа»;

  • Комиссия дала обильный материал для выяснения «нужд и чувствительных недостатков … народа»;

  • Деятельность комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения;

  • Укрепилось положение Екатерины II на троне.



Политика «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении законспирировать существующий строй путем укрепления позиций дворянства, усиления его прав и привилегий;

  • Политика «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении законспирировать существующий строй путем укрепления позиций дворянства, усиления его прав и привилегий;

  • Для «просвещенного абсолютизма» характерна либеральная фразеология, социальная демагогия, использование идей просветителей, из которых выхолащивалась их антифеодальная сущность;

  • Вместо обновления правовых норм задачей правовой реформы провозглашено было установление «Законной монархии»;

  • Реформы Екатерины II предполагали движение только в рамках феодального строя;

  • Уложенная комиссия не выполнила своей главной задачи – не составила нового Уложения, т.к. оно было громоздким и некомпетентным учреждением, были большие сословные противоречия;

  • Революция во Франции 1789-1793 гг. привела к завершению эпохи Просвещения в России: было приостановлено издание сочинений Вольтера; в 1790 г. был осужден А.Н. Радищев, в 1792 г. на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость был заключен Н.И. Новиков.

  • Произошла переоценка ценностей: «Омары, Нероны, Атиллы и все злодеи вкупе не могли произвести столько зла, сколько произвел один Вольтер», -писала газета «Московский вестник» в 1794 г.





Первые правительственные меры, инициатива которых исходила от Екатерины II, были пронизаны идеями Просвещения и подняли ее престиж как внутри страны , так и за ее пределами;

  • Первые правительственные меры, инициатива которых исходила от Екатерины II, были пронизаны идеями Просвещения и подняли ее престиж как внутри страны , так и за ее пределами;

  • Идеи Просвещения получили распространение в России;

  • Проводились мероприятия, объективно способствовавшие развитию капиталистического уклада;

  • Через политику «просвещенного абсолютизма» Екатерина II стремилась по возможности ослабить остроту социальных противоречий путем издания законов;

  • «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения» - это философско-юридическое произведение, где были рассмотрены политико-правовые проблемы государственного и общественного устройства, важнейшие задачи внутренней политики;

  • Идеи правовой реформы царицы сводились к идее законодательного регулирования государственной жизни и общественных связей;

  • С помощью Уложенной комиссии Екатерина II выяснила народные нужды и желания, желала согласить их с высокими началами Наказа и составить проект нового, совершенного закона для России.




Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная