Исследование молодежных социальных сетей Рунета средствами культурной антропологии (на примере неоязычников) Кавыкин Олег Игоревич мггу им. М. А. Шолохова e-mail: atrociter@mail ru Социальная сеть Учебный сайт
Учебные материалы


Исследование молодежных социальных сетей Рунета средствами культурной антропологии (на примере неоязычников) Кавыкин Олег Игоревич мггу им. М. А. Шолохова e-mail: atrociter@mail ru





Исследование молодежных социальных сетей Рунета средствами культурной антропологии (на примере неоязычников)

Кавыкин Олег Игоревич

МГГУ им. М.А. Шолохова

E-mail: atrociter@mail.ru

Что такое неоязычество?

«…Неоязычество – идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных социальных институтов»

Яшин В.Б. «Церковь Православных Староверов-Инглингов».

 http://www.ic.omskreg.ru/~religion/kult/neoyaz/ ingling.htm

Социальные сети. Определение

«

Устойчивые неформальные социальные связи, имеющие когнитивную природу.

Социальные сети (доверия, влияния, информации) выстраиваются между людьми, которые доверяют друг другу, согласны взаимодействовать друг с другом на основе общих ценностей, онтологии или операционального опыта. Социальные сети как носители культуры особо важную интегративную роль начинают играть в переходные периоды, когда единство общества рассыпается, а транзакциональные издержки в социуме в целом оказываются запредельно высокими. Причиной этого является появление “серых зон”, то есть зон, не регулируемых четко государственными органами в силу разрывов между законами, административными практиками и культурой общества».

Казанцев А.А. Глобализация социальных сетей и феномен коррупции на постсоветском пространстве // Вторая международная конференция «Иерархия и власть в истории цивилизаций». Тезисы докладов / Отв. редакторы: Д.Д. Беляев, Д.М. Бондаренко, С.А. Французов. М., 2002. С. 198.

Социальные сети. Определение II

Под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов – индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации).

Губанов Д., Новиков Д., Чхартишвили А. Социальные сети: Модели информационного влияния, управления и противоборства. М., 2010. С. 4.

Социальные сети. Определение III

Социальная сеть

 (от англ. social networking service)  платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Социальная сеть : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 50009613, сохранённая в 19:30 UTC 20 ноября 2012 // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2012. — Режим доступа: 

http://ru.wikipedia.org/?oldid=50009613

Некоторые разновидности неоязычества

  • Культизм (Нигерия)

  • Сантерия (в США и Европе)

  • Индеанизм

  • Викка

  • Одинизм

  • Неошаманизм

  • Родноверие



Фото Д.М. Бондаренко. Источник: http://www.inafran.ru/en/node/41





Доброслав. Источник: http://general-ivanov.livejournal.com/1300451.html



Источник: http://www.velesovkrug.ru/sobyitiya/lektsiya-volhva-veleslava-v-nevograde.html



Основная проблема данного исследования – как происходит

конструирование этнической и конфессиональной идентичности указанных сообществ

, каковы способы и механизмы самоидентификации, предлагаемых идеологами неоязычества?

  • Основная проблема данного исследования – как происходит

    конструирование этнической и конфессиональной идентичности указанных сообществ

    , каковы способы и механизмы самоидентификации, предлагаемых идеологами неоязычества?

  • Объектом

    исследования является культурно-идеологический комплекс русских неоязычников, отправляющих культы славянских божеств.

  • Предметом

    исследования

    является влияние этно-конфессиональной самоидентификации и связанных с ней образов мира неоязычников-«родноверов» на совокупность ориентаций личности на прошлое (изобретение традиции), настоящее и будущее.


Методом

исследования является анализ этно-политического дискурса — изучение случая (case study), в качестве которого было выбрано конструирование идентичности русских неоязычников-«родноверов
  • Методом

    исследования является анализ этно-политического дискурса — изучение случая (case study), в качестве которого было выбрано конструирование идентичности русских неоязычников-«родноверов
  • Методом анализа эмпирических источников исследования явился

    качественный подход

    .



Характеристики Родноверия

  • Наличествует значительное число незарегистрированных общин или общин, зарегистрированных как общественные организации; некоторые общины могут входить в состав языческих объединений других стран (Русский Языческий Фронт, к примеру, входит в состав Всегерманского Языческого Фронта).

  • Часть общин не стремится проходить какую бы то ни было государственную регистрацию.

  • Из-за автономности общин, а зачастую их анонимности не может быть определено точное число русских неоязычников.

  • Отсутствует единый для всех общин руководящий центр.



Существующие контакты между общинами не приводят к возникновению каких-либо проектов всероссийского масштаба; межобщинные договоры не имеют юридической силы и представляют собой скорее «декларации о намерениях»; наличие таких договоров свидетельствует о начале консолидации неоязычников вокруг наиболее авторитетных лидеров.

  • Существующие контакты между общинами не приводят к возникновению каких-либо проектов всероссийского масштаба; межобщинные договоры не имеют юридической силы и представляют собой скорее «декларации о намерениях»; наличие таких договоров свидетельствует о начале консолидации неоязычников вокруг наиболее авторитетных лидеров.

  • Отсутствует единая иерархия жречества (волхвов): «каждый сам себе волхв».

  • Отсутствует унифицированная система праздников и ритуалов.

  • Отсутствует унифицированный, общий для всех неоязычников пантеон.



Из-за отсутствия единого руководящего центра и фиксированных канонов распространен синкретизм разных традиций язычества (славянской, индоевропейской, скандинавской) и православия, западного или восточного оккультизма, литературы «фэнтэзи».

  • Из-за отсутствия единого руководящего центра и фиксированных канонов распространен синкретизм разных традиций язычества (славянской, индоевропейской, скандинавской) и православия, западного или восточного оккультизма, литературы «фэнтэзи».



Основные выводы:

  • Разрушение советской картины мира привело к кризису идентичности; в таких условиях наблюдалась активизация архаических (архетипических) составляющих человеческой психики, ответственных за мифотворчество.



Основные выводы:

  • Для компенсации последствий кризиса идентичности обществами на территории бывшего СССР были востребованы мифологизированные этнические идентичности (представления о принадлежности к воображаемому сообществу – «своему» народу), используемые для создания этноцентричных образов мира.



Основные выводы:

  • Важную роль при создании такого рода образов играет мифологема «золотого века».

  • Мировоззрение неоязычников-«родноверов» является попыткой создания упорядоченной картины мира путем осуществляемой ими же «реконструкции» религиозного мировоззрения древних славян.



Основные выводы:

  • Субкультура неоязычников - «родноверов» представляет собой конгломерат социальных сетей, служащих средой бытования различных мифологий, образов мира и, соответственно, этноконфессиональных идентичностей, распространенных среди части русских.



Основные выводы:

  • Объединенные самоназванием и дискурсом «родноверы» не демонстрируют единодушия, создавая образы мира и идентичности.



Основные выводы:

  • Позитивный тип идентификации (признание прав на существование «чужого») связан с толерантностью, негативный (акцентирование границы «Мы» – «Враги», конструирование образа «своих» на основе противопоставления изначальному негативному образу «чужих») – с ксенофобией.

  • Мифологии различных течений русского неоязычества отражают различные способы конструирования идентичности членов указанных сообществ.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная