Безработные, работающие бедные и социальные последствия Жан-Виктор Груа Жан-Виктор Груа, Московское Бюро МОТ “Стратегия содействия сокращению бедности”: Учебный сайт
Учебные материалы


Безработные, работающие бедные и социальные последствия Жан-Виктор Груа





Безработные, работающие бедные и социальные последствия

  • Жан-Виктор Груа,

  • Московское Бюро МОТ


Структура презентации

  • Занятость, оплата труда и бедность

  • Безработица и уровень жизни безработных

  • Молодежь на рынке труда

  • Социальные трансферты



Доходы и заработная плата в годы реформ

  • Снижение реальных доходов населения

    • к 2000 году до 35,8% от уровня 1990 года
  • Рост дифференциации доходов

    • Коэффициент дифференциации за 10 лет вырос с 4,5 до 14 раз
  • Одна из основных причин этих тенденций – низкий уровень оплаты труда

    • Реальная заработная плата в 2000 году составляла до 32% от уровня 1990 года


Минимальная и средняя оплата труда

  • Минимальная заработная плата в годы реформ опустилась ниже прожиточного минимума

  • Пик ее падения 1999г.: 8% прожиточного минимума трудоспособного населения

  • 1 квартал 2001г.: 12%

  • Сближение минимальной и средней оплат труда: снижение отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму с 281% в 1992 г. до 158% в 1999г.



Работающие бедные

  • Расширение границ бедности: бедность стала реальностью для работающего населения

    • Доля работающих по найму в общей численности бедных в 1999г. 43%
    • Риск бедности для работающих – 46,3% (средний риск бедности – 50%)
  • Причины бедности работающего населения:

    • Высокая иждивенческая нагрузка (в 60% бедных домохозяйств, где есть работники, иждивенцев больше, чем работников
    • Низкий уровень оплаты труда


Низкий уровень оплаты труда и бедность

  • Заработная плата 42,3% работников в 1999 г. не превышала уровня прожиточного минимума трудоспособного населения

  • Пополнение числа работающих бедных за счет квалифицированных работников с высшим образованием занятых в бюджетном секторе экономики:

    • в образовании, здравоохранении, культуре 70% работающих имеют заработную плату ниже прожиточного минимума


Дополнительные факторы обеднения работников

  • Невыплата заработной платы

    • Нарастание объема задолженности по заработной плате вплоть до конца 1990-х
    • В 1997гг. невыплаты наблюдались на 41,2% предприятий промышленности, средний период невыплат - 10,7 недель
    • Последние два года – снижение остроты проблемы в бюджетных отраслях, но по-прежнему острая ситуация в производственных отраслях
    • Невыплаты в первую очередь распространяются на работников с низкой заработной платой
  • Выплата заработной платы в натуральной форме



Приоритетные направления содействия сокращению бедности среди работников

  • Меры, возможные в условиях устойчивого экономического роста:

    • Рост заработной платы работников бюджетного сектора за счет увеличения расходов на оплату труда
    • Внедрение механизмов индексации заработной платы.


Приоритетные направления содействия сокращению бедности среди работников (продолжение)

  • Меры, возможные за счет совершенствования системы распределительных отношений:

    • Расширение возможностей учреждений бюджетной сферы по привлечению дополнительных ресурсов, направляемых на оплату труда
    • Отказ от практики неравномерного финансирования из бюджета однотипных предприятий и учреждений.
    • Сокращение числа учреждений и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств.
    • Разработка мер, стимулирующих легализацию теневых и неформальных заработков.
    • Усиление адресности и увеличение размеров социальных пособий для детей.


Особенности российской безработицы

  • С 1992 по 2000г. безработица выросла в 3 раза и достигла уровня 8,6 млн. чел. в феврале 2000

  • Дифференциация уровня безработицы по регионам составляет почти 10 раз и нарастает

  • Очаговая безработица

  • Увеличение продолжительности безработицы (период поиска работы –6,7 мес. в 1994г., 9,1 мес. – в 2000)

  • Рост скрытой занятости и безработицы

  • Ухудшение положения на рынке труда наиболее продуктивной части рабочей силы: 64% безработных- люди в возрасте 25-49 лет

  • Высокий уровень безработицы среди молодежи

  • Гендерный аспект



Показатели безработицы

  • Формально признаются многообразные формы и показатели безработицы

  • Но на практике, при оценке состояния рынка труда и разработке государственных программ содействия занятости ориентиром служит уровень регистрируемой, или так называемой официальной, безработицы

    • Регистрируемая безработица в разные годы включала от трети до седьмой части всех безработных России
  • Следует использовать показатель общей безработицы для оценки ее уровня и тенденций



Около половины регистрируемых безработных получают минимальное пособие, его размер в 2000г. составил 3,5% прожиточного минимума

  • Около половины регистрируемых безработных получают минимальное пособие, его размер в 2000г. составил 3,5% прожиточного минимума

  • Выплаты остальным безработным в среднем по России не превышают 40% от прожиточного минимума

  • Более сложное положение безработных по сравнению с занятыми

    • Отношение средних выплат на одного безработного к средней заработной плате до принятия поправок к Закону о занятости в 1999г. составляло 32,1% и снизилось до 25,5% после принятия поправок


Приоритетные направления политики на рынке труда

  • Максимальное использование неинвестиционных факторов экономического роста

  • Разработка эффективного механизма финансирования активных и пассивных программ

  • Укрепление института служб занятости



Приоритетные направления политики на рынке труда (продолжение)

  • Адресная региональная политика

  • Реформирование трудового законодательства

  • Реформирование системы социальной защиты населения

  • Соблюдение принципов поэтапности и приоритетности

  • Формирование эффективной системы выплат пособия по безработице

    • Ее основой может стать система страхования от безработицы


Некоторые аспекты молодежной безработицы

  • Взаимосвязь со взрослой безработицей

  • Высокий уровень молодежной безработицы

  • Низкие стартовые возможности

  • Дискриминационная политика работодателей

  • Ограниченные финансовые возможности служб занятости Юнизкий уровень профессиональной подготовки и переподготовки

  • Подготовка специалистов без учета регионального спроса



Причины уязвимости молодежи на рынке труда

  • Значительное сокращение рабочих мест в результате общего падения производства

  • Повышение конкуренции Юболее высокий спрос на квалифицированных работников Юснижение конкурентоспособности молодежи

  • Более ранний выход на рынок труда из-за роста уровня бедности и социальной дифференциации

  • Высокий риск работы в неформальном секторе

  • Отсутствие адекватных систем профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки

  • Льготы для работающей молодежи Юнежелание предпринимателей ее нанимать

  • Высокий уровень рождаемости в 70-80-х гг. увеличил численность молодежи, вступающей в трудовую жизнь в 90-е годы





Источники существования семей с безработной молодежью



Позиция работодателей

  • Причины отказа в найме:

  • Возраст

  • Несоответствие специальности

  • Низкий уровень квалификации

  • Отсутствие стажа работы по специальности



Рекомендации в области занятости

  • Расширение формального сектора экономики

  • Привлечение социальных партнеров

  • Стимулирование самозанятости и образования малых предприятий



Социальные пособия, выплаты и льготы

  • В России на федеральном уровне за счет бюджетных средств установлено около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, которые должны оказываться более чем 200 категориям населения

  • Существуют социальные пособия и дотации, которые финансируются из средств внебюджетных фондов социальной сферы,

  • Регионы также предоставляют различным категориям населения социальные выплаты и льготы



Принципы предоставления пособий и льгот

  • Основной принцип предоставления пособий и льгот – категориальный (без проверки нуждаемости)

  • 3 вида выплат, установленных на федеральном уровне:

    • ежемесячное пособие на ребенка,
    • жилищные субсидии,
    • государственная социальная помощь
    • предусматривают проверку нуждаемости


Охват

  • Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, составляет около 70% всего населения Российской Федерации, т.е. около 100 млн. человек

  • Число получателей пособий меньше числа тех, кто имеет на это право из-за недостаточного финансирования



Размер социальных трансфертов и пособий в 1999г.

  • Социальные трансферты -пенсии, пособия, стипендии, страховые выплаты:

    • 381,4 млрд. руб. (8,4% ВВП или 13,7% денежных доходов населения)
  • Социальные пособия

    • 1,2 % ВВП или 2,0% денежных доходов населения
  • Ежемесячное пособие на ребенка:

    • 6% прожиточного минимума ребенка
  • Пенсия по старости

    • Минимальная - 45% прожиточного минимума пенсионера, средняя – 70%


Нехватка финансирования

  • Необходимое финансирование установленных на федеральном уровне пособий и льгот оценивается в более чем 15 процентов ВВП.

  • Это низкий показатель по международным стандартам, но и такое финансирование не осуществляется в полном объеме.



Эффективность социальных трансфертов

  • Доля социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, достигает 20-25% от общей суммы получаемых всем населением социальных трансфертов

  • Низкий размер пособий практически не может бедным помочь выйти из бедности: ежемесячное пособие на ребенка может покрыть менее 8% дефицита бедности в малообеспеченных семьях



Рекомендации

  • Увеличение финансирования системы социальной защиты населения при одновременном ее реформировании:

    • Оптимизация социального страхования
    • Адресность бюджетных инвестиций
    • Максимальное упрощение процедур
  • Использование проекта «Обзор социальных расходов и моделирование социального бюджета в Российской Федерации» для оценки и мониторинга ситуации в социальной сфере и повышения эффективности управления бюджетом на социальные нужды



Программы Бюро МОТ в Москве в сфере искоренения бедности

  • Проект

  • “Стратегия содействия сокращению бедности”:

    • начат осенью 2000 г.
    • комплексный подход к анализу и решению проблемы бедности
    • Аналитический материал и рекомендации правительству РФ будут подготовлены к июню-июлю 2001г.


Программы Бюро МОТ в Москве в сфере искоренения бедности (продолжение)

  • Содействие совершенствованию системы социальной защиты населения в Республике Татарстан

    :
    • начата в 2001 г.
    • цель – рекомендации по вопросам адресной социальной защиты населения и, прежде всего, ежемесячного пособия на детей


Программы Бюро МОТ в Москве в сфере искоренения бедности (продолжение)

  • Проект

  • “Социальная ориентация реструктуризации предприятий”:

    • Основная задача: усилить конкурентоспособность, обеспечить устойчивость, поддерживать уровень занятости в период реструктуризации с учетом социального диалога
    • Является частью стратегии по борьбе с бедностью
    • Региональный компонент (г. Чебоксары)
    • Сотрудничество с Государственной Думой


Программы Бюро МОТ в Москве в сфере занятости

  • Профессиональное обучение и переобучение

  • Программа дальнейшего развития модульной системы обучения в России и странах СНГ (Москва):

    • создан в 1995 г.
    • 1500 учебных модулей
    • сотрудничество с 34 центрами модульного обучения в России, Украине, Беларуси, Грузии, Узбекистане
  • Проект «Развитие модульных учебных программ в Санкт-Петербурге» (Санкт-Петербург)

    • создан в 1995 г.
    • 1500 учебных модулей
    • сотрудничество с 35 учебными центрами в Санкт-Петербурге
    • http://www.ilo-project.spb.ru


Программы Бюро МОТ в Москве в сфере занятости (продолжение)

  • Содействие созданию и развитию малых предприятий

  • программа

  • «Начни и совершенствуй свой бизнес»

    • начала работу в странах СНГ в 1995 г. в Республике Казахстан
    • в 2000 г. совместно с УВКБ ООН проведено обучение предпринимателей-преподавателей в Белгороде, Воронеже и Липецке из числа беженцев и местного населения
    • адаптирована для стран СНГ универсальная программа «Знакомство с бизнесом»
    • Содействие развитию малого предпринимательства в Нижнем Новгороде


Программы Бюро МОТ в Москве в сфере социальных трансфертов

  • Проект

    «Обзор социальных расходов и моделирование социального бюджета»:

    • начат осенью 2000 г.
    • в партнерстве с Министерством труда и социального развития РФ, КССОР, ФНПР, министерствами и ведомствами, ПРООН, Всемирным Банков и МВФ
    • Основная цель проекта – разработать эффективный инструмент финансового планирования в социальном секторе и моделирования социального бюджета
    • Ожидаемый результат – модель «социальный бюджет», которая позволит прогнозировать доходы и расходы социального сектора в РФ (готовность к осени 2001 г.)

Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная