Термин «знание» Термин «знание» Термин «знание» Термин «знание» Виды знаний. Учебный сайт
Учебные материалы


Термин «знание» Термин «знание»






Термин «знание»

  • Термин «знание»

  • Виды знаний.

  • Научное познание

  • Социальное познание.



Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности

  • Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности

  • Как познавательно значимая информация

  • Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.











Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

  • Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.



В чём состоят особенности научного познания?

  • В чём состоят особенности научного познания?



— объективность добываемого знания;

  • — объективность добываемого знания;

  • — развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • — рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;

  • — проверяемость;

  • — высокий уровень обобщения знаний;

  • — универсальность;

  • — использование специальных способов и методов познавательной деятельности.



Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире.

  • Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире.

  • Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

  • Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.



Назовите основные уровни и формы научного познания.

  • Назовите основные уровни и формы научного познания.



Эмпирический

  • Эмпирический

  • Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

  • Теоретический

  • Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.



Эмпирический уровень:

  • Эмпирический уровень:

  • Научный факт (событие, физический процесс)

  • Эмпирический закон

  • Теоретический уровень:

  • Проблема

  • Гипотеза

  • Теория



Эмпирические методы:

  • Эмпирические методы:

  • наблюдение, эксперимент,

  • измерение, описание,

  • сравнение.

  • Теоретические методы:

  • Аналогия (сходство в качествах),

  • Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),

  • Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности( «прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)

  • Абстрагирование ( мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства )



Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)

  • Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)

  • Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.

  • Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.



Люди существуют друг для друга.

  • Люди существуют друг для друга.

  • Марк Аврелий.

  • Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

  • Ленин.



Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.

  • Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.



Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них

  • Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них

  • закономерных, повторяющихся явлений

  • Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

  • Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.

  • Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.



  • 1.Субъект и объект познания совпадают.

  • 2. Получаемое социальное знание всегда

  • связано с интересами индивидов-субъектов познания.

  • 3. Социальное знание всегда нагружено

  • оценкой, это ценностное знание.



4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.

  • 4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.

  • 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

  • 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.



Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)

  • Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)

  • Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл.

  • Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

  • Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.



Объективный Научный

  • Объективный Научный



Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп

  • Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп

  • Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)

  • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки



Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение).

  • Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение).

  • Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие.

  • Далее изучаются все существенные факты, из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.



Таким образом, интерпретация социального факта —это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

  • Таким образом, интерпретация социального факта —это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

  • Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.



  • 1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером

  • А) представления

  • Б) понятия

  • В) суждения

  • Г) умозаключения



2. Критерием (ями) истины является (ются):

  • 2. Критерием (ями) истины является (ются):

  • А) соответствие господствующему в

  • обществе учению

  • Б) практика

  • В) мнение руководства

  • Г) всё указанное выше



3. И чувственное и рациональное познание:

  • 3. И чувственное и рациональное познание:

  • А) формирует представления и знания

  • о предмете

  • Б) начинается с ощущения

  • В) даёт наглядный образ предмета

  • В) использует логическое умозаключение.



4.Верны ли следующие суждения

  • 4.Верны ли следующие суждения

  • о социальном познании?

  • А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

  • Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

  • А)Верно только А

  • Б)Верно только Б

  • В)Верны оба суждения

  • Г) Оба суждения неверны.



  • 5. Какое суждение строится на образе?

  • А)научное

  • Б) практическое

  • В) художественное

  • Г) житейское



  • 6. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания.

  • А) закон

  • Б) теория

  • В) факт

  • Г) концепция



  • 7.Найдите и укажите термин не связанный с понятием

  • «научное познание»

  • Закономерность, примета, синтез, объективность, исследование.

  • Ответ:_____________



  • 8.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление»

  • Обобщение, уподобление, ощущение, отвлечение, сравнение.

  • Ответ:_______________



  • 9.Назовите три вида социальных фактов, каждый из них проиллюстрируйте примером.

  • 10. Укажите четыре отличия знания от веры.



Написать эссе по одной из тем :

  • Написать эссе по одной из тем :

  • «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»

  • В. Шекспир.

  • «Истина принадлежит человеку , заблуждение – его эпохе»

  • И.Гёте.





Л.В.Боголюбов «Обществознание», М.Просвещение 2008г.

  • Л.В.Боголюбов «Обществознание», М.Просвещение 2008г.

  • Обществознание –методическое пособие-10 класс, М.Просвещение 2009г.

  • П.А.Баранов, С.В.Шевченко- Обществознание-Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ,Астрель 2008г.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
author-karamzin.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная