Экологическое образование и воспитание. Состояние и проблемы Учебный сайт
Учебные материалы


Экологическое образование и воспитание. Состояние и проблемы





Экологическое образование и воспитание. Состояние и проблемы.


Смена ориентиров общественного развития требует самых глубоких преобразований во всех сферах жизни социума, новых стандартов образования.



Н.Н.Моисеев утверждал: «Новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ. Человечество должно научится жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть человека».



На Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище», ведущее направление развития мирового образования обозначено следующим образом: «Понимание современного мира означает прежде всего понимание взаимоотношений человека с окружающей средой. Нужно перестроить образование таким образом, чтобы в центре его оказался комплекс связей, которые объединяют человека с его средой, используя для этого как естественные, так и социальные науки».



В образовании процессы экологизации должны быть подняты на существенно более высокую ступень. Л.В.Тарасов, автор модели школы «Экология и диалектика», выделял три уровня экологизации образования:



Новые процессы экологизации образования:

  • Природоохранный уровень

  • Алармистский уровень

  • Уровень смены стереотипов



Особо актуальным становится фокусирование внимания педагогов к формированию функционального знания о важнейшем для жизни каждого человека и общества в целом, сложном природном объекте – о системе

биосферы.



В целях понимания и решения накопившихся проблем оказывается полезна классификация уровней системного подхода, предложенная одним из его основоположников В.Ганзеном:

  • Комплексный (комплексно-системный) подход выявляет совокупность компонентов объекта не отражая ни отношения между компонентами, ни полноту состава, выявляется лишь состав системы;

  • Структурный (структурно-системный) подход осуществляет декомпозицию систем на подсистемы и более детальное изучение компонентов;

  • Целостный (целостно-системный) подход характеризуется не только изучением структуры составных частей и отношений между частями, но и связи частей с целым.



В основе современного естествознания должно лежать понятие биосферы, отражающее ее системный характер.

  • По В.И.Вернадскому, биосфера – это часть планеты, состоящая из живых организмов и материально-энергетической среды.

  • По Н.Н.Моисееву, биосфера – сложная открытая система, объединяющая в единое целое живые организмы и необходимое для жизни вещество планеты (атмосферы, гидросферы, литосферы).



Педагоги отвечали на вопросы, выявляющие понимание сущности глобальной экологической ситуации. Исследование показало, что учителя в основном

осведомлены о кризисном состоянии окружающего природного мира:

97% испытуемых определили современную ситуацию на планете как экологически неблагоприятную.

Треть из них осознает возможность катастрофических изменений природной среды, угрожающих будущности человечества, и только 25% педагогов занимают позицию личной ответственности за изменения, вносимые человеком в природу планеты, и готовы к активной природоохранной деятельности. На уровне создания условий понимания обучающимися целостно-системного характера природы и человека как ее части готовы действовать лишь 4-5% педагогов.



Педагоги и учащиеся отвечали на вопросы, выявляющие понимание сущности биосферы и места в ней человека.

  • Практически все педагоги в той или иной мере знакомы с понятием о биосфере.

  • Около 15% испытуемых затруднились выделить биосферу из окружающего мира, определить ее компоненты и границы – (тип восприятия –

    «окружающая среда»

    ).
  • Около 25% видят в качестве биосферы верхнюю неорганическую оболочку планеты, включающую в себя атмосферу, литосферу и гидросферу (тип –

    «неживая оболочка»

    )
  • Около 45% определяют биосферу как совокупность всего живого (тип –

    «живая оболочка»

    )
  • Примерно 10% определяют биосферу как простую совокупность биотических и абиотических компонентов (тип –

    «комплексная совокупность живого и неживого»

    )
  • Лишь около 5% определяют биосферу как систему живых организмов и неорганического вещества планеты, находящихся во взаимосвязи в взаимозависимости (тип –

    «целостная система»

    ).


Место человека в биосфере тоже воспринимается педагогами различным образом. Здесь картина следующая.

  • 30% педагогов видят человека как пользователя ресурсов, преобразователя, трансформатора биосферы (тип –

    «потребитель»

    );
  • Около 45% видят его находящимся в биосфере как в среде обитания (тип –

    «обитатель»

    );
  • 15% воспринимают человека частью живой природы (тип –

    «живое существо»

    );
  • Для 5% человек является биосоциальным существом: живым видом, обладающим разумом и обязанным заботиться о сохранении и развитии биосферы – (тип

    «разумное существо»

    ).
  • Аналогичная картина появилась в миропонимании школьников.



Полученные результаты укрепляют в мысли о необходимости изменения существующих подходов к стандартизации образовательного процесса в сфере экологизации.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная