Мифы как предыстория искусства слова Цели и задачи Мифы как предыстория искусства слова Что такое мифы? миф Учебный сайт
Учебные материалы


Мифы как предыстория искусства слова Цели и задачи





Мифы как предыстория искусства слова


Цели и задачи:

  • Прочитать внимательно книгу, задуматься над тем, что хотел сказать нам автор – это немалый труд. Именно такое вдумчивое чтение доставляет истинное удовольствие и способствует духовному развитию человека.

  • А теперь обратимся к теме нашего урока – мифам.

  • Мифы слагались многими древними народами: скандинавами и североамериканскими индейцами, египтянами и японцами, китайцами и шумерами и др.

  • На этом уроке мы обратимся к славянским мифам и к мифам Древней Греции. Возникшие в глубокой древности, эти истории и предания по-прежнему вызывают интерес у современного читателя. Почему? Вот вопрос, на который предстоит ответить.



Основополагающий вопрос

  • Важно ли знать прошлое, чтобы жить в настоящем?



Проблемные вопросы:

  • 1.Почему мифы, возникшие в далёкой древности, до сих пор вызывают интерес читателей?

  • 2.Как можно увидеть в мифе, что является реальностью, а что выдумкой?

  • 3.Каким образом миф способен помочь задуматься о нашей жизни?



Учебные вопросы:

  • 1.Что дают нашим современникам произведения о далёком прошлом?

  • 2 Что такое миф?

  • 3.Появление мифов?

  • 4.Существуетли взаимосвязь между литературой и мифологией?

  • 5.Зачем нужен миф?



Этапы проекта:

  • Предварительная подготовка перед началом работы над проектом: беседа с учащимися по поводу темы проекта(необходимо выяснить, как понимают учащиеся тему проекта).Постановление основной задачи проекта перед учащимися, составление четкого плана работы, распределение на группы по желанию учеников.

  • Основная работа над проектом: вначале преподаватель помогает учащимся в поиске информации, рассказывает способы и методы исследования проекта, мотивирует учащихся на правильную работу. Ученики активно работают с информацией, проводят исследования, пытаются найти ответ на поставленный перед ними проблемный вопрос, сравнивают результаты и делают определённые выводы. Учитель проводит консультации, на которых обсуждаются проблемные вопросы. В группе заполняются оценочные листы, позволяющие оценить вклад каждого ученика над проектом.

  • Оформление результатов деятельности: произведенная учащимися работа оформляется в виде презентации и выпущенного буклета. Одновременно с презентацией готовится выступление группы на заключительной конференции.

  • Защита проекта: на заключительном этапе проводится открытая защита проекта, на которую приглашены учителя, родители, а также учащиеся школы. На защите учащиеся должны грамотно и точно отвечать на вопросы и представлять свою презентацию. Учителю необходимо разработать критерии оценивания учеников. Защита проекта представляет из себя ответ на вопрос данной темы и сделанные выводы по произведенной работе.



Чтобы выполнить проект и ответить на все поставленные перед нами вопросы необходимо разделиться на группы:

  • 1)выполнение презентации

  • 2)создание буклета

  • 3)создание сайта



Понятие мифа

  • Что такое мифы?

    В понимании многих людей это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев поэтические, наивные, нередко причудливые. Это "житейское", подчас до сих пор бытующее представление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека (само слово "

    миф

    " греческое и означает

    предание, сказание

    ); именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.


Мифология

(от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
  • Мифология

    (от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
  • Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, то, что мы называем

    мифами.

    Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.


Представление мира

  • В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека

  • - мысли и эмоций

  • -знаний и художественных образов

  • -объективного и субъективного

  • -идеального и вещественного

  • Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе

  • -реальность и фантазию

  • -естественное и сверхъестественное

  • -знание и веру

  • -мысль и эмоции



Переход в мифологии к современности

  • “Мифология, преодолевавшая, подчинявшая и формировавшая силы природы в воображении и при помощи только воображения, стала оттесняться и подавляться тенденцией к действительному овладению этими силами". Самой жизнью был востребован новый тип сознания, мышления.

  • Этому способствовало формирование нового социального уклада и особенно государственности, к которой стихийная организованность человеческих сообществ, движимых непосредственными жизненными потребностями, заботой о продолжении рода и необходимостью защиты от врагов, была приведена самой логикой исторического прогресса.



Заключение

  • Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства. Известно, как много мифологических образов вобрал в себя поэтический язык А.С. Пушкина. Мифами наполнены мировые религии христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

  • С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.



Полезные термины

  • Мифология

    (от греч. mythos - предание, сказание, легенда) - наука о верованиях различных народов.
  • Кульминация мифологии

    - точка переплетения ее символьных сюжетных, исторических и философских частей. Термин появился в символьной теории мифа - см. "Изучение мифологии".
  • Философия мифа

    - философский и эзотерический взгляд на миф.
  • Искусственная мифология

    - мифология, являющаяся продуктом творчества, а не выработанная историческими взглядами и верованиями людей.
  • Мифологическое содержание

    - это совокупность мифов и других деталей, выражающих общую систему мифологических воззрений.


Список литературы

  • Мифология древнего мира. М., 1977. С.458

  • Краткий очерк истории философии. М., 1971. С.309

  • История мировой литературы. М. , Т. 1 . С 523

  • Антология мировой философии. М., 1971. Т.1. С.487

  • Сучасна соціальна філософія. Курс лекцій. К., 1996. С. 370.



Спасибо за внимание!


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная