Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все Учебный сайт
Учебные материалы


Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все






«Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все

    • «Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все

  • уже твои дороги, все морозней обрез земли, и каждая дальняя вершина

  • чудится часовенкой, сулящей успокоение...

  • Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой

  • гнет усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость

  • одиночества. И воскреси, — слышишь? — воскреси во мне мальчика, дай

  • успокоиться и очиститься возле него...

  • Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой

  • царапинки, до белого шрама на верхней губе...

  • Далеко-далеко возникло легкое движение, колыхнулась

  • серебряная нить... Там, в неторопливо приближающемся прошлом, по

  • паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес, притушив

  • дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик...

  • Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго

  • всматриваюсь в него, стриженого, конопатого — неужто он был мною, а

  • я им?!» «Ода русскому городу» В.Астафьев



  • Человек и писатель, который рано потерял самого дорогого ему человека — маму; который жил и воспитывался в семье бабуши и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; воевал на фронте и закончил войну в звании рядового; который написал много интересных рассказов для детей.

  • Пройдет много лет, и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. Писать рассказы для детей Астафьев начал давно, в самом начале своего творчества, в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, а точнее — о тех впечатлениях, что были вынесены им из той далекой поры.

  • Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, природы и взаимосвязь человека и природы.



Экспозиция.

  • Экспозиция.

  • 1.

  • 2.

  • Завязка.

  • Развитие действия.

  • 1.

  • 2.

  • 3.

  • Кульминация.

  • Развязка.

  • 1.

  • 2.

  • Эпилог.



Экспозиция.

  • Экспозиция.

  • 1. Рассуждение об озерах и их названиях.

  • 2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

  • Завязка.

  • Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты

  • на глухаря.

  • Развитие действия.

  • 1. Страх и отчаяние Васютки.

  • 2. Решительные действия по своему спасению.

  • 3. Просвет в пути.

  • Кульминация.

  • Появление бота и возвращение героя.

  • Развязка.

  • 1. Васютка дома.

  • 2. Путь к озеру и его освоение.

  • Эпилог.

  • Пятнышко на карте — «Васюткино озеро».



Вопросы:

  • Вопросы:

  • Какое событие лежит в основе сюжета рассказа?

  • Какие чувства испытал мальчик после того, как он понял, что потерял затеси?

  • За что ругает себя Васютка?

  • Какое решение принимает Васютка?



Вопросы:

  • Вопросы:

  • Васютка бодрится, но... легко ли ему?

  • Как передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился?

  • И тут Васютка стал вспоминать... Что вспоминать?

  • Что делает Васютка?

  • О чем он тревожится?



Вопросы:

  • Вопросы:

  • Что пытается найти Васютка среди тайги?

  • Куда решает идти Васютка? Почему?

  • Почему Васютка так обрадовался, когда нашел утку, подстреленную вечером?

  • Какие трудности стоят на пути домой у Васютки?



Вопросы:

  • Вопросы:

  • Почти пять дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы себе представляете этого мальчика?

  • А каким вы представляете себе автора?

  • Почему стали это озеро называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка?



Беседа.

  • Беседа.

  • - Какого типа речи будет наша творческая работа?

  • (Рассуждение с элементами повествования)

  • - Что должны представлять собой пункты любого плана?

  • (Конкретную фразу, содержащую опорную лексику).



  • I.

    Васютка - герой биографического рассказа В. Астафьева.

  • Васютка заблудился и выжил в «неприветливой тайге».

  • 1. Мальчик с детства впитал «таежные законы», выполнение которых помогло ему.

  • 2. Он постоянно вспоминал советы и слова старших. Это поддерживало его.

  • 3. Васютка умел рассуждать, эти рассуждения помогли ему найти дорогу к реке.

  • 4. Он действовал, несмотря на отчаяние и усталость.

  • 5. Мальчик не терял спокойствия, самообладания.

  • Знание таежных законов, опыт старших, спокойствие помогли Васютке выжить в тайге.



Задание: найти цитаты, которые можно использовать в

  • Задание: найти цитаты, которые можно использовать в

  • сочинении, ориентируясь на пункты плана.

  • 1. « Тут уж с матерью не поспоришь. Такой старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички».

  • 2. « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что узнал из рассказов рыбаков и охотников».

  • 3. « Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки».

  • « Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: « Откуда в озере столько белой рыбы»?».

  • 4. « Остались две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться», но «мальчик брел, почти падая от усталости».



«Литература в школе», № 7, 2001

  • «Литература в школе», № 7, 2001

  • Поурочные разработки по литературе 5 класс. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В., Москва «ВАКО», 2003.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная