8. Тема детства в русской и зарубежной литературе. А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики». М.М.Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих» Тема детства в русской и зарубежной литературе Русские и зарубежные писатели о животных Динамика и стабильность в составе всемирной литературы Учебный сайт
Учебные материалы


8. Тема детства в русской и зарубежной литературе. А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики». М.М.Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих»



8.

Тема детства в русской и зарубежной литературе

. А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики». М.М.Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих».
  • 9.

    Русские и зарубежные писатели о животных

    . Ю.П.Казаков. Рассказ «Артур – гончий пес». В.П. Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора». Дж.Лондон. Повесть «Белый клык». Э.Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка».


  • II. Мировой литературный процесс: основные понятия и термины

    • II. Мировой литературный процесс: основные понятия и термины





    Динамика и стабильность в составе всемирной литературы

    • Топика

      (от др.-греч.

      topos

      – место, пространство) – универсальные, надвременные, статичные структуры в составе культуры; константы всемирной литературы.
    • Типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, смех и т.п.).

    • Нравственно-философские проблемы (добро и зло, истина и красота).

    • «Вечные темы», сопряженные с мифологическими смыслами.

    • Арсенал художественных форм



    Стадиальность литературного развития

    • Три стадии мирового литературного процесса

    • (Аверинцев С.С. И др. «Категории поэтики в смене литературных эпох», 1994)

    • Первая стадия

    • мифопоэтическое художественное сознание архаический период

    • (Поэтика без поэтики)

    • Фольклор

    • Преобладание мифопоэтическое сознание

    • Отсутствие рефлексии над словесным искусством

    • Нет литературной критики, теоретических штудий, художественных программ



    Вторая стадия

    • Вторая стадия

    • сер. I тыс. до н.э. – сер. XVIII века

    • традиционалистское художественное сознание

    • (поэтика стиля и жанра)

    • Ориентирование на заранее готовые формы речи, отвечающие требованиям риторики и зависимые от жанровых канонов

    • Переход от безличного начала к личному

    • Светскость литературы



    Третья стадия

    • Третья стадия

    • сер. XVIII века - …

    • Индивидуально-творческое художественное сознание

    • (поэтика автора)

    • Доминирует поэтика автора

    • Освобождение от жанрово-стилевых предписаний риторики

    • Литература сближается с бытием человека

    • Эпоха индивидуально-авторских стилей



    Международные литературные связи

    • Контактные литературные связи – связи, при которых происходит прямое соприкосновение эстетических идей или литературных произведений. Принадлежность к определенной национальной культуре обусловливает особенности восприятия и интерпретации явления иностранной литературы.

    • Генетическое сродство предполагает наличие единого источника литературных явлений. Например, общие античные источники европейских литератур, восхождение к драме Тирсо де Молины многочисленных национальных вариантов истории о Дон Жуане и т.п..

    • Литературная трансплантация

      перенос существенных явлений иностранной литературы и их усвоение. (Древнерусская литература, восприятие ею элементов византийской культуры).
    • Типологические схождения

      – обязательное следствие принципиального единства развития человеческой культуры и необходимое условие осуществления контактных связей между национальными литературами.



    Типологические схождения

    • Александр Блок, анализируя «Безумие» Ф.И.Тютчева, говорил, что

    • «оно напоминает современную живопись – какое-то странное чудовище

    • со стеклянными очами, вечно устремленными в облака, зарывшееся

    • в пламенных песках»

    • (Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 6. С. 109)

      • Ф.И.Тютчев «Безумие» (1830)

    • Там, где с землею обгорелой

    • Слился, как дым, небесный свод,—

    • Там в беззаботности веселой

    • Безумье жалкое живет.

    • Под раскаленными лучами,

    • Зарывшись в пламенных песках,

    • Оно стеклянными очами

    • Чего-то ищет в облаках.

    • То вспрянет вдруг и, чутким ухом

    • Припав к, растреснутой земле,

    • Чему-то внемлет жадным слухом

    • С довольством тайным на челе.

    • И мнит, что слышит струй кипенье,

    • Что слышит ток подземных вод,

    • И колыбельное их пенье,

    • И шумный из земли исход!..



    Стадии литературного развития школьников (по В.Г.Маранцману)

    • 1. Период

      наивного реализма (5-6 кл.)

      .

    • размытость границ между искусством и действительностью, непосредственностью эмоциональной реакции, отсутствием внимания к художественной форме и авторской позиции, образным характером мышления.

    • 2. Период

      нравственного самоуглубления (7-8 кл.)

      .
      Характерны повышенный субъективизм восприятия, подмена проблематики произведения вопросами актуальными для учащихся, обостренное внимание к нравственным проблемам, интерес к личности героя, бурное развитие воображения, иногда далеко уводящее от объективного смысла художественного произведения.

    • 3. Период

      познания связей (9-11 кл.)

      .
      Характеризуется потребностью через факт увидеть общие закономерности жизни; стремлением выйти непосредственно к концепции произведения, минуя детали; повышенным вниманием к авторской позиции и способам ее выражения; снижением непосредственной эмоциональной реакции; свертыванием работы воображения, преобладанием логического мышления над образным.



    Осуществление принципа взаимосвязанного изучения зарубежной и отечественной литератур предполагает:

    • изучение художественно-эстетических направлений

    • проблемно-содержательный анализ произведений сходной тематики

    • изучение произведений со сходным мифологическим сюжетом

    • выявление стилистического своеобразия авторского текста

    • изучение произведений иностранных писателей с опорой на оригинальные тексты и их переводы



    Взаимосвязанное изучение отечественной и зарубежной литератур в средних классах

    • Сопоставление произведений русской и зарубежной литератур в средних классах строится на выявлении тематического сходства произведений и социальных позиций авторов. Проводя сравнение важно подчеркнуть, что близость лучших художественных произведений мировой литературы основывается на их духовно-нравственном содержании, гуманистическом пафосе.





    Взаимосвязанное изучение отечественной и зарубежной литератур в старших классах

    • В старших классах задачей взаимосвязанного изучения литератур становится выявление типологических схождений русской и зарубежной классики.

    • Итогом такой работы должно стать обстоятельное проникновение в идейно-эстетический смысл каждого из сравниваемых явлений.



    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы».

    • «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы».

    • «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде».

    • «Творчество Данте Алигьери. «Божественная Комедия».

    • Сопоставление «Ада» Данте с отечественными произведениями ХХ века об «аде земной жизни». («В круге первом» А.И.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова).

    • «Творчество В.Шекспира. Сонеты»

    • Сонет № 130 в переводах С.Маршака, И.Мамуны, И.Фрадкина, В.Микушевича, Н.Гербеля, Р.Винонена

    • «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    • «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера и «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

    • «Творчество Э.По».

    • Поэма Э.По «Ворон» в переводах Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Зенкевича.



    Михальская Н.П. Программа по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля. М., 2008.

    • Михальская Н.П. Программа по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля. М., 2008.

    • Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11). Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефедова Н.А., Булгаков Д.Г. / Под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2008.

    • Программа по литературе для средней общеобразовательной школы. /Под ред. В.Г.Маранцмана. Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина. М.: Просвещение.



    Программа литературного образования. 5-9 классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 2007.

    • Программа литературного образования. 5-9 классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 2007.

    • Программа литературного образования. 10-11 классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 2007.

    • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни)/ под ред. В. Ф. Чертова. М., 2007.

    • Программа по зарубежной литературе. Кн. дл учителя./ Под ред. И.Л.Шолпо. Науч.ред. В.Г.Маранцман. СПб, 1999.

    • Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.





    Основные работы

    • История всемирной литературы. В 9 тт. М.: Наука, 1983-1994.

    • Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995.

    • Кочергина И.В. Зарубежная литература. 5-7 классы. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. М., 2009.

    • Маранцман В. Г.Труд читателя : От восприятия лит. произведения к анализу : Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / В.Г. Маранцман. М. : Просвещение, 1986.



    Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы. Пособие для учителей старших классов общеобразовательных учреждений. СПб., 2001.

    • Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы. Пособие для учителей старших классов общеобразовательных учреждений. СПб., 2001.

    • Нацпок Б.Р. Мировая литература в школе. 5-11 кл. Справ.-метод. пособие. Майкоп, 2001.

    • Михальская Н.П. Зарубежная литература. 10-11 кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. В 2 ч. М., 2006.

    • Михальская Н.П. Методические рекомендации к урокам по всеобщей литературе в 7-9 классах гимназии. 7-й кл. М., 1996.

    • Михальская Н.П., Мончаковская О.С. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. М., 2006.

    • Панкова Е.С. Мировая литература в школе. 5-10 кл. справ.-метод. пособие. В помощь учителю-словеснику. Орел, 2000.



    Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в 5-9 классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., 2007.

    • Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в 5-9 классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., 2007.

    • Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в 10-11 классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., 2007.

    • Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.

    • Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература. 10-11 классы. Элективный курс. Методические советы. М.: Просвещение, 2008.



    http://standart.edu.ru – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

    • http://standart.edu.ru – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

    • www.edu.ru Российское Образование – федеральный портал

    • www.ruslit.ioso.ru – Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

    • www.metlit.mn.ru – Методика преподавания литературы

    • www.lit.1september.ru – Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

    • www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

    • www.Philology.ru Русский филологический портал

    • www.gumer.info Библиотека Гумер – гуманитарные науки


    4 5 6
    Карта сайта

    Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



    2010-05-02 19:40
    referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная