5. СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2015 год СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Учебный сайт
Учебные материалы


5. СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2015 год




5. СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ


Детское питание является одним из ключевых элементов, напрямую влияющих на процессы обмена веществ в организме, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность организма сопротивляться различным неблагоприятным влияниям внешней среды.
Производство продуктов детского питания в Российской Федерации осуществляется на специализированных предприятиях и цехах пищевой и перерабатывающей промышленности.
Продукты для детей раннего возраста подразделяются по видам перерабатываемого сырья: на молочной, мясной, плодоовощной, зерновой основах и сухие молочные смеси (заменители женского молока).
По данным Росстата в 2015 году производство продукции для детей осуществлялось в 26 субъектах Российской Федерации, в том числе:
жидких и пастообразных молочных продуктов – в 26 субъектах (Центрального, Северо-Западного, Южного, Крымского, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов);
сухих молочных смесей, включая кисломолочные, для детей раннего возраста – в 2 субъектах (Центрального федерального округа);
продуктов детского питания на мясной основе – в 4 субъектах (Центрального и Северо-Западного федеральных округов);
плодоовощных консервов, включая соки, для детского питания – в 12 субъектах (Центрального, Северо-Западного, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов);
сухих продуктов на злаковой основе – в 5 субъектах (Центрального, Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов);
продукты на рыбной основе для детей раннего возраста в Российской Федерации не производятся.
По видам выпускаемой продукции по итогам 2015 года увеличились объемы производства мясной (мясосодержащей) специализированной продукции для детей раннего возраста, продуктов и консервов мясных детских, овощных и фруктовых гомогенизированных консервов, сухих продуктов детского питания на злаковой основе.
Темп роста объемов производства детского питания в 2015 году к уровню 2014 года составил:
мясных (мясосодержащих) специализированных продуктов – 137,6% (7,5 муб (миллион условных банок));
продуктов и консервов мясных – 132,6% (8,0 муб); овощных гомогенизированных консервов – 117,1% (8,8 муб); продуктов плодово-ягодных гомогенизированных – 106,8% (173,6 муб); питания детского на молочной основе сухого – 128,4% (5,1 тыс. тонн); сухих продуктов на злаковой основе – 105,2% (17,1 тыс. тонн).
Объем производства плодоовощных консервов, включая соки, изменился незначительно. Темп роста объемов производства плодоовощных консервов составил – 98,8% (2 832,8 муб), соков – 98,3% (2 650,4 муб).
Значительно снизились объемы производства жидких и пастообразных молочных продуктов, сухих молочных смесей, включая кисломолочные, для детей раннего возраста. Темп роста объемов производства составил:
жидких и пастообразных молочных продуктов – 84,3% (97,4 тыс. тонн); сухих молочных смесей, включая кисломолочные, – 91,1% (19,3 тыс. тонн).
Основными производителями сухих адаптированных молочных смесей (заменителей женского молока) в Российской Федерации являются АО «ДП «Истра-Нутриция» и ЗАО «Инфаприм» (Московская область).
ЗАО «Инфаприм» – единственный в Российской Федерации производитель сухих смесей для диетического профилактического и диетического лечебного питания детей первого года жизни, диетического лечебного питания для больных фенилкетонурией и редкими генетическими заболеваниями, а также дополнительного питания для беременных и кормящих женщин. Ассортимент изготавливаемой специализированной продукции составляет более 80 наименований. Продукция предприятия является конкурентоспособной, востребована не только в Российской Федерации, но и на территории 10 зарубежных стран.
Основными причинами, ограничивающими развитие предприятий детского питания, наряду со снижающимся платежеспособным спросом, являются:
снижение в 2015 году реальных располагаемых доходов населения на 4% (число бедных выросло на 19%), привело к снижению покупательского спроса молодых семей, имеющих малолетних детей;
нехватка отдельных видов сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки не позволяет выпускать широкий ассортимент продукции для детского питания и, как следствие, низкий уровень использования мощностей по его переработке,
коэффициент использования мощностей составил: жидких и пастообразных молочных продуктов – 45,7%; сухих молочных смесей, включая кисломолочные – 21,8%; детского питания на мясной основе – 51,9%; плодоовощных консервов, включая соки – 63,0%; сухих продуктов на злаковой основе – 25,6%;
недоступность к дешевым кредитным ресурсам для пополнения оборотных средств и реализации своих инвестиционных проектов.
Учитывая вышесказанное, Минсельхоз России предпринимает меры поддержки производителей детского питания.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» приказом Минсельхоза России от 11 февраля 2013 г. № 53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460» с 1 августа 2015 г. предусмотрена государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса (АПК) независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным на срок от 2 до 8 лет и направленным на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов (цехов) по производству продуктов детского питания.
Кроме того, предусматривается государственная поддержка по кредитным договорам, заключенным сроком до одного года на закупку сельскохозяйственного сырья для производства детского питания для детей раннего и дошкольного возраста.
Производство детского питания осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» и технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции.
С принятием технических регламентов Таможенного союза устанавливаются требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией на всех стадиях ее оборота - от сырья до готовой продукции, к маркировке пищевой продукции, а также правилам оценки ее соответствия установленным требованиям.
Четкое соблюдение и применение на добровольной основе производителями детского питания требований технических регламентов позволит обеспечить выпуск качественной продукции для самых маленьких жителей нашей страны.
Решение этой важнейшей задачи будет способствовать успешному развитию отрасли, увеличению потребительского спроса и решению задач по импортозамещению, в том числе путем увеличения спроса на отечественные продукты детского питания.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Статьей 23 Федерального закона № 323-ФЗ определено право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (статья 52 Федерального закона № 323-ФЗ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (статья 7 Федерального закона № 323-ФЗ).
Лечебное питание – это питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи (статья 29 Федерального закона № 323-ФЗ).
Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Нормы лечебного питания утверждены приказом Минздрава России от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания».
Кроме того, в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона № 323-ФЗ, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее – Федеральный регистр).
В настоящее время в Федеральном регистре числится 3 943 ребенка, для которых единственным средством патогенетического лечения являются специализированные продукты лечебного питания. По данным Федерального регистра названное лечение назначено 3 126 детям.
Во исполнение пункта 41 плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, по вопросу совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в целях обеспечения детей-инвалидов специализированными продуктами лечебного питания, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 333 утверждены Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 2052-р утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2016 год; приказом Минздрава России от 9 июня 2015 г. № 324н утверждено Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует гармоничному физическому и умственному развитию, высокой работоспособности и успеваемости школьника, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на качество жизни, является необходимым условием формирования и сохранения здоровья детей и подростков.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) организация питания в образовательной организации возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Питание обучающихся в общеобразовательных организациях организуется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 (далее – СанПиН).
Статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что в компетенцию образовательной организации входит создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают необходимые условия для соблюдения СанПиН на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей (пункт 14.2 СанПиН).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правом на получение бесплатного питания в общеобразовательных организациях наделены дети из многодетных и малоимущих семей.
На основании статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, не отнесенных к льготной категории, в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
По данным Роспотребнадзора, охват школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2015 году составил 88,7%, что на 1,7% выше уровня 2013 года, увеличилась доля школьников 1-4-х классов, 5-11-х классов, получающих горячее питание в школах, на 0,6% и 2,4% соответственно.
Показатели охвата школьников горячим питанием
общеобразовательных организаций

Классы

Показатели охвата горячим питанием, %

Темп прироста к 2013 г., %

2013

2014

2015

1 - 11-е классы

87,0

88,1

88,7

1,7

1 - 4-е классы

95,8

96,3

96,4

0,6

5 - 11-е классы

80,3

81,9

82,7

2,4
1 ... 10 11 ... 31
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная