Программа язык, деловое общение и деловые переговоры рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 081100 государственное и муниципальное управление - 2 19 Конфликт в деловом общении 20. Учебный сайт
Учебные материалы


Программа язык, деловое общение и деловые переговоры рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 081100 государственное и муниципальное управление - 2



18. Этикет делового письма. В данной теме рассматривается необходимость использования этикетных средств, которые определяются жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, рассматриваются также этикет делового телефонного разговора, культура поведения, речевой этикет и этикетные функции в деловом общении (контактоустанавливающая функция; функция контактоподдержания; функция волеизъявления; функция регулирования подачи информации; функция снятия конфликтной ситуации и напряженности общения).

19

.

Конфликт в деловом общении

. В этой теме рассматриваются типология конфликтов, причины возникновения конфликтов, структура конфликта, динамика конфликта, стратегия поведения в конфликтной ситуации и анализ ситуаций.

20.

Речь газет, журналов, радио

. В этой теме рассматриваются вопросы, касающиеся типов речевых культур, определяется преобладающий тип речевой культуры - среднелитературный - во всех сферах общественной жизни, в речи радио- и тележурналистов. Рассматриваются также вопросы о процессе снижения уровня речевой культуры общества.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



№№
пп/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин



1

2

3

4

5

6

7

8

9-20

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9-20

1

2

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) Основная литература


1

.

Колтунова М.В.

Язык и деловое общение (нормы, риторика, этикет). М.: Экономическая литература, 2002.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика Учебный курс. Ростов-на-Дону. Издательский центр «Март», 2002.

б) Дополнительная литература:



  1. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. М.: Флинта, Наука, 2001.

  2. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н. Аксенов Ю.М. Деловая переписка. Учеб пособие. М.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.

  3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М.: Экономика, 2000.

  4. Кузин Ф. Культура делового общения: Практическое пособие. М.: Ось-89, 2004.

  5. АндреевВ.И. Деловая риторика, Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.

  6. Русский язык делового общения / Под общ. ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995.

  7. Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: «Гардарики», 2002.

  8. Русский язык и культура общения для государственных служащих. Саратов: Слово, 1998.

  9. Снелл Ф. Искусство делового общения. М, 1990.

  10. Якокка Ли. Карьера менеджера, М.: Прогресс, 1991.


в) программное обеспечение: программа в электронном виде


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


www.rapn.ru – сайт Российской ассоциации политической науки
http//:PoliticalResources.com/ - Ресурсы Американской ассоциации политических консультантов (США)
www.essex.ac.uk/espr/links - Ресурсы Европейского консорциума политических исследований (Великобритании)
www.epsnet.org/links/sommaire.htm - Ресурсы Тематической сети по политической науке в Европейском Союзе
http//:PoliticalResources.com/ - Ресурсы Американской ассоциации политических консультантов (США)
www.essex.ac.uk/espr/links - Ресурсы Европейского консорциума политических исследований (Великобритании)
www.epsnet.org/links/sommaire.htm - Ресурсы Тематической сети по политической науке в Европейском Союзе
www.soiuzpolitolog.ru- cайт Национального Союза Политологов;
www.party.scli.ru/perechen.htm - Политические партии России
www.edinros.ru - Единая Россия
www.yabloko.ru - Российская объединенная демократическая партия Яблоко
www.kprf.ru - КПРФ
www.ldpr.ru - ЛДПР
- www.spravedlivo.ru – Справедливая Россия
www.patriot-rus.ru – Патриоты России
http://www.pravoedelo.ru – Правое дело
www.cikrf.ru - Центральная Избирательная Комиссия РФ.
www.cpt.ru - Центр политических технологий
www.indem.ru - Фонд ИНДЕМ
www.rfsv.ru - Российский Фонд Свободных Выборов
www.fep.ru - Фонд эффективной политики
www.asi.org.ru - Агентство социальной информации.
www.president.kremlin.ru - Официальный сайт Президента РФ
www.rsnet.ru - Официальная Россия - сервер органов государственной власти РФ
www.prezident.ru -  Официальный блог ПРЕЗИДЕНТ.РУ
www.duma.gov.ru - Официальный сайт Государственной Думы РФ

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

мультимедийная аудитория, проектор.

Краткий текст лекций


1. Какова специфика делового общения?


Деловое общение - это массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Умение успешно вести переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами - важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто исполнены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И, наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективности экономики.
Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Другой специфической особенностью делового общения является его

регламентированность,

т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными задачами и целями, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде

протокола

(делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

1)

устное - письменное,

2)

диалогическое -

монологическое,

3)

межличностное - публичное;

4)

непосредственное - опосредованное;

5)

контактное -

дистантное.


2. Каковы слагаемые речевой культуры?


Речевая культура включает в себя 3 основных аспекта: ортологический, коммуникативный и этический. Правильность речи - это базовое требование культуры речи, ее основа.

Ортологический аспект

- правильность речи, языковые нормы и их изменения. Норма - это образец, калька, схема, шаблон, по которому строится слово, предложение, высказывание.
Кодифицированные нормы литературного языка - это такие нормы, которым должны следовать все носители языка, причем понятие нормативности включает сферу использования языка. Закрепленность вариантов за
различными сферами и формами использования языка
определяется принципом коммуникативной
целесособразности. То, что нормативно для письменной речи (осложнение синтаксической конструкции причастными и деепричастными оборотами), ненормативно для устной речи. Нередко норма выступает в качестве двойного стандарта - обязательного и допустимого вариантов (разговорная форма договор - договора вытесняет книжный вариант договор - договоры). Самыми консервативными считаются грамматические нормы. Фонетические нормы, напротив, очень подвижны (маркетинг - маркетинг).

Правильность речи - это базовое требование

культуры речи, ее основа.


Важно ли владеть нормами русского литературного языка человеку, ежедневной практикой которого является деловое общение? На этот вопрос можно ответить только однозначно утвердительно. Потому что человек с низким уровнем речевой культуры, не умеющий ясно излагать свои мысли, допускающий ошибки в своей речи, обречен на коммуникативные неудачи, часто оказывается в неловком положении. Грамотность в широком смысле этого слова - непременное условие успешности в деловом общении.
Особенно важно для менеджера, руководителя, муниципального служащего представлять себе нормативный аспект языка документов и устной деловой речи.
Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Язык располагает огромным арсеналом средств. Они должны использоваться с учетом сферы, ситуации, задач и жанра речи и быть мобилизованы на достижение коммуникативной цели. Коммуникативный аспект речевой культуры как раз и рассматривает эти вопросы. То, что в современной лингвистике называется коммуникативным аспектом культуры речи, было известно еще в античности в качестве
одной из почитаемых наук - риторики. Вначале риторика была наукой об ораторском мастерстве, затем ее стали понимать как науку о хорошей речи, выделяя такие ее качества, как

точность, ясность, выразительность,

логичность, чистоту, уместность.

Все эти качества связаны между собой.

Точность,

достигающаяся благодаря правильности словоупотребления и организации речи, обеспечивает такие качества речи, как

ясность,

доступность. Логичность

речи тесно связана с точностью, которая является как бы «предварительным условием» логичности.
Чистота и уместность речи оказываются в свою
очередь теснейшим образом связаны между собой. Отбор
слов сообразно с целями и условиями общения
определяются требованием чистоты и уместности речи, что
предполагает знание стилей русского литературного языка.
Так, обилие терминов и штампов, стандартных выражений
характерно для письменной деловой речи, но совершенно
не характерно для разговорной речи. Все эти
коммуникативные качества речи являются характеристиками речи правильной и искусной.
В наши дни современная риторики, или неориторика, это прежде всего наука об эффективной речи, об умении добиваться речевыми средствами поставленной цели. Это предполагает учет психологического и этического аспекта общения.

Этический аспект

речевой культуры представлен лингвистической дисциплиной - речевым этикетом, который изучает специальные речевые средства регулирования социальных и межличностных отношений: речевые этикетные формулы, этикетные тексты и правила их использования, а также правила речевого поведения в тех или иных ситуациях.
Этикетные нормы поведения носят национальный характер. Существуют также особые этикетные жанры делового общения: выражение соболезнования, благодарности, поздравления. Руководители, менеджеры,
служащие должны хорошо знать и адекватно использовать средства речевого этикета, так как от использования этих средств во многом зависит результат делового общения.
Речевая культура - это использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания при соблюдении языковых норм.
Высокая речевая культура менеджера, руководителя проявляется в знании требований, предъявляемых к языку документов, и умении выбрать из богатейшего арсенала речевых средств деловой письменной речи необходимые для составления текста, вести деловую беседу, уметь убеждать в своей правоте.

3. Какие типы внутринациональных речевых

культур вы знаете? Какие из них преобладают в

деловом общении?


Самый высокий тип -

элитарный.

Представитель элитарной речевой культуры должен владеть всеми функциональными стилями русского литературного языка: официально-деловым, научным, публицистическим, разговорным.
Среднелитературная речевая культура - это тоже достаточно высокий тип речевой культуры. Он характеризуется меньшей строгостью соблюдения всех норм, однако ошибки в устной и письменной речи не носят системного характера. Среднелитературная речевая культура характеризуется отчасти смешением норм устной и письменной речи, - когда в устной речи используются книжные штампы, причастные и деепричастные обороты и когда в письменную речь, в частности в язык документов, проникают разговорные конструкции и жаргонизмы. Этот тип является самым массовым. Литературно-разговорная и фамильярно-разговорная речевая культура могут быть разновидностью элитарной и среднелитературной речевой культуры.

Литературно-разговорная

речевая культура и

фамильярно-разговорная

речевая культура могут быть разновидностью элитарной и среднелитературной речевой
культуры, если общение протекает в неофициальной
обстановке, в сфере близкородственного,
близкодружественного общения. Эти типы речевой
культуры допускают использование сниженной лексики:
жаргонизмов, просторечных выражений, бранных слов при
общем соблюдении ортологических норм. К еще более
низким типам речевых культур относятся

просторечие

и

профессионально-ограниченная

речевые культуры.

Просторечие

- показатель низкого образовательного и
культурного уровня. В деловом общении просторечие в
чистом виде встречается крайне редко, а

профессионально-

ограниченная

встречается довольно часто. Ее
характеризует все то же, что характерно для низких типов
речевых культур: системность ортологических нарушений,
неразличение сфер Ты- и Вы-общения, неразличение
стилевых пластов (жаргонизмы не осознаются как таковые),
невладение монологической речью, отсутствие
сознательного использования речевых средств, короче
говоря, - лингвистическая ограниченность и ущербность
речевого сознания.
10
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная