III. Использование в диалоге этикетных формул - Уроков русского языка в 6 классе Урок Родной язык (§1) III IV Учебный сайт
Учебные материалы


III. Использование в диалоге этикетных формул - Уроков русского языка в 6 классе Урок Родной язык (§1)



бет4/19Дата02.05.2016өлшемі3.65 Mb.түріУрок 4 5 6 7 8 9 ... 19

  • IV . Тренировка орфографических умений
  • Урок 29. Пунктуация как система правил . Цель урока
  • II . Знаки препинания
  • III . Тире между главными членами
  • IV . Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях
  • V . Предложения с вводными словами. Сравнительный оборот
  • I . Орфографический и пунктуационный анализ текста
  • II . Смысловой анализ текста
  • III . Разученный диктант
  • Высокий уровень подготовки Диктант
  • Языковой анализ текста Задание 1
  • Задание 4
  • Дополнительное задание
  • I . Основные признаки текста
  • II . Абзац как смысловая и композиционная единица текста. Понятие о микротеме
  • III . Сжатое изложение текста
  • I . Тема и идея текста
  • Задание 1.
  • II . Основные композиционные элементы текста
  • Д. з.
  • I . Способы связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь
  • II . Средства связи предложений в тексте
  • Урок 35. Связь предложений в тексте. Цели урока
  • I . Цепная (последовательная) связь предложений в тексте

:

olderfiles
olderfiles -> ФӘрит яхин шигырьләР ҺӘм поэмалар алтынчы том
olderfiles -> Контрольная работа по истории США. 8 класс
olderfiles -> Ильин Е. П. Мотивация и мотивы
olderfiles -> Геометрия в абстракции
olderfiles -> Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса моу
olderfiles -> 1. Памятники доколумбовой эпохи. Наследие индейцев Латинской Америки
olderfiles -> Каин и Авель
olderfiles -> Философская истина и интеллигентская правда

III

. Использование в диалоге этикетных формул

(текст на с. 72, сообщение по теме упр. 170; упр. 172, 175).
Высказываясь по теме упр. 170 (индивидуальное домашнее задание), ребята отметят, что доброжелательный тон общения достигается прежде всего благодаря использованию формул речевого этикета.

Поясним ребятам при прочтении задания к упр. 172, что реплика может включать два элемента схемы: так, первая реплика будет включать формулу речевого этикета и вопрос, например:

-- Доброе утро, сестрёнка. Ты будешь сегодня выступать на школьном концерте?

-- Да, я расскажу смешное стихотворение.

-- А гостей на концерт пустят?

-- Твой пригласительный билет на столе. Приходи, будет интересно.

-- Обязательно приду, спасибо за приглашение.


В слабом классе по усмотрению учителя можно предложить учащимся записать под диктовку приведённый выше диалог и соотнести со схемой диалога, данной в упр. 172.


IV

. Тренировка орфографических умений

(упр. 178).
Один из вариантов работы с орфографическим минимумом – поморфемная запись слов в сопровождении подробного объяснения написания морфем, в которых встретятся орфограммы. Наиболее сложные в орфографическом отношении слова (атмосферный, температура и т. п.) ребята многократно проговорят хором с разной интенсивностью произнесения.

Д. з

.: 1) на выбор: упр. 171 или 173; 2) индив. зад. – упр. 174; 3) по желанию – упр. 177.

Минутки шутки


Предложим ребятам подумать, почему мог состояться такой странный диалог (см. второй этап урока – отрывок из стихотворения Б. Заходера). После того как шестиклассники выдвинут свои предположения, прочитаем им завершающие строфы стихотворения.


Арбуз.

Ананас.


Апельсин.

Абрикос.
А что же вкусней?



-- Очень трудный вопрос.
На трудный вопрос

Есть лёгкий ответ:

-- На вкус и цвет

Товарищей нет!

(Б. Заходер)


Урок 29. Пунктуация как система правил

.

Цель урока

: повторить и обобщить изученные пунктуационные правила и отрабатывать умение применять их на письме.

I

. Прямая речь

(повторение -- проверка домашнего задания).
После проверки работы с упр. 171 предложим желающим дома составить забавное интервью с животным, или с насекомым, или с предметом и прочитать его на следующем уроке, чтобы одноклассники попробовали понять, с кем (с чем) это интервью состоялось.

II

. Знаки препинания

(вопросы на с. 74).
Прежде чем приступить к изучению § 14, предложим ребятам перечислить известные им знаки препинания, записать их в тетрадь и затем сравнить с записью на с. 74. Ещё раз обратим внимание учащихся на то, что скобки и кавычки являются парным пунктуационным знаком.

По усмотрению учителя задание составить предложения с использованием каждого из знаков препинания можно перенести на дом как общее для всех или индивидуальное, или сократить, или предоставить учащимся возможность самим выбрать один из знаков препинания.




В сильном классе попросим ребят назвать те синтаксические конструкции, в которых может быть использован каждый знак препинания.


III

. Тире между главными членами

(упр. 182).
Напомним ребятам, что те понятия, которые используются в определении, называются родовыми по отношению к понятиям определяемым (видовым). Чтобы закрепить это понимание, попросим учеников после того, как они закончат каждое предложение, устно перечислить другие видовые понятия, которые могут быть определены через названное ими родовое, например: Другие разделы лингвистики: морфология, морфемика … . (См. предложение 1.)

IV

. Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях

(упр. 183, 185).
Прежде чем ребята начнут работу с упр. 183, попросим их вынести на доску возможные схемы построения предложений с обобщающим словом при однородных членах: [O, O и O -- O]. [O: O, O и O]. Предоставим возможность шестиклассникам выбрать два слова из ряда данных в упражнении и составить по одному предложению, соответствующему каждой из схем.

V

. Предложения с вводными словами. Сравнительный оборот

(упр. 186, 188).
Попросим учащихся устно прочитать предложения из упр. 186, включая поочерёдно разные вводные слова и объясняя, как меняется смысл высказывания, а затем записать первое и второе предложения с одним из вводных слов (по выбору). Поможем шестиклассникам точнее назвать смысловые изменения, которые вносят в предложения указанные в задании вводные слова (различные чувства говорящего, указание на источник информации, привлечение внимания собеседника к сообщению, установление порядка следования мысли).

Конкурс.

Проведём конкурс на самое яркое (неожиданное, точное) сравнение: учащиеся за отведённое время (пять минут) составляют предложение по одной из частей фотоколлажа (на выбор) и предлагают вниманию одноклассников.

Д. з

.: 1) упр. 189; 2) по желанию – упр. 179.

Резерв

– упр. 180.


Урок 30

.

Разученный диктант.


Цели урока

: 1) потренировать учащихся в орфографическом и пунктуационном анализе текста; 2) проверить умение применять изученные орфографические и пунктуационные правила.

I

. Орфографический и пунктуационный анализ текста

(проверка домашнего задания, текст упр. 190).
При проверке выполнения упр. 189 (1) ещё раз обратим внимание шестиклассников на необходимость точно отражать в заголовке тему или идею конкретного текста. В том случае, если учащиеся не справились с заданием самостоятельно, предложим ответить на вопрос, о чём текст (о том, что является добычей муравьёв, что они приносят в дом и о том, чему отдают предпочтение). Таким образом ребята определят тему текста. Затем попросим их подумать и ответить на вопрос, что именно говорит автор по этой теме (муравьи отдают предпочтение, такой пище, как сочные семена, например, семена чистотела). Каким же может быть заголовок? Например, «Муравьиное лакомство».

Организуя работу по орфографическому анализу текста упр. 190, предложим учащимся выписать слова с пропущенными буквами и графически объяснить выбор написания, а затем составить схемы каждого предложения.


II

. Смысловой анализ текста

(упр. 190 (1)).

Постараемся добиться, чтобы в процессе обсуждения заголовка текста художественного повествования по рассказу К. Паустовского в ответах прозвучала мысль о том, что в заголовке использовано слово с суффиксом, который сообщает слову ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, но, поскольку это слово характеризует животное, то в таком контексте оно выражает юмористическое отношение рассказчика к виновнику описанных ситуаций, комическое недовольство его поведением.


III

. Разученный диктант

.
Предоставим возможность ребятам перечитать записи, сделанные на уроке, и затем продиктуем текст упражнения 190, минуя этап его предварительного прочтения.

Д. з

.: на выбор: упр. 181, или 191, или интервью (см. этап 1 урока).

Контрольная работа № 2

(диктант с языковым анализом текста).

Цель урока

: 1) проверить уровень сформированности пунктуационных умений учащихся; 2) выявить пробелы в усвоении пунктуации с целью дальнейшей отработки соответствующих умений путём включения в упражнения необходимого дидактического материала

Высокий уровень подготовки


Диктант


В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.

Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей. Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

Тут я увидел большую зелёную муху. Она жужжала и металась по стеклу. Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. Мне стало жалко и воробья, и муху. Утро такое хорошее, а они попались.

Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. Летите, глупышки, по своим делам! Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.
(По Ю. Алешковскому)

(99 слов)


Языковой анализ текста


Задание 1

. Озаглавьте текст.

Задание 2

. Выпишите из текста предложение с обращением.

Задание 3

. Выпишите из текста предложение, которое соответствует схеме [— =], а [— =].

Задание 4

. Разберите по членам третье предложение. Составьте его схему.


Средний уровень подготовки


Диктант


Однажды мы с Вовой гуляли по людной набережной города Ялты. Вдруг видим мы большого красивого жука. Ползёт он по тротуару, а кругом спешат по делам люди.

Вова взял жука и посадил его в коробочку из-под спичек, чтобы показать ребятам во дворе.

Стало мне жука жалко. Говорю я Вове: «Зачем ты взял его? Вдруг его дома детки ждут!»

Задумался мальчик. Побежал он обратно, открыл коробку и выпустил жука, но уже в безопасном месте. Пополз жук по газону и скрылся в траве.

Вздохнули мы с облегчением, улыбнулись друг другу и пошли дальше.
(90 слов)

(По А. Телепнёвой)


Языковое задание


1. Найдите в предложениях двух первых абзацев однокоренные слова и выделите в них корни.

2. Выпишите из первого предложения слова с безударной гласной в корне слова. Укажите проверочные слова или формы.

3. Покажите морфемный состав слов набережной, посадил (1 вариант) и безопасном, побежал (2 вариант).

4. Укажите тип речи текста. Озаглавьте текст. *Определите его идею.



Дополнительное задание

. Составьте и запишите план текста.

Урок 31. Текст как единое целое. Основные признаки текста.


Цели урока:

1) формировать представление об абзаце как о смысловой и композиционной единице текста; 2) дать понятие о микротеме; 3) тренировать учащихся в сжатом изложении текста.

I

. Основные признаки текста

(повторение -- вопросы и задания на с. 79, упр. 193).


В сильном классе, прежде чем воспользоваться опорной записью (стр. 79), учащиеся сами перечислят основные признаки текста, а затем сверят свои знания с материалами учебника.


Отвечая на вопрос второго задания, шестиклассники должны назвать вопросы «О чём текст?» (для определения темы) и «Что хотел сказать (какие мысли донести до читателя) автор по данной теме?». Ещё раз обратим внимание учащихся на то, что одну и ту же тему можно раскрыть по-разному в зависимости от того, какую мысль хочет выразить автор.
Попросим учащихся сильного класса предложить те идеи, которые мог бы выразить автор по теме «Человек и природа» (например, «Природа дарит человеку радость», «Природа нуждается в защите», «Человек многое делает для спасения редких видов растений и животных», «Человек является частью природы» и т. д.).
В ходе обсуждения особенностей текста упр. 193 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания (задание 1): «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – «Язык орнамента» и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».

II

. Абзац как смысловая и композиционная единица текста. Понятие о микротеме

(текст на с. 80, упр. 195).
После внимательного прочтения текста на с. 80 попросим ребят ответить на вопрос, как можно избежать отступления от темы, и подведём их к мысли о необходимости так строить своё высказывание, устное или письменное, чтобы каждая часть его была подчинена задаче раскрыть тему и выразить главную мысль.
В слабом классе поможем учащимся сформулировать тему текста упр. 195 («Возникновение человеческого жилища») и его идею («Человек начал возводить дома, когда стали возникать родовые племена, а затем семейства; до этого домом для первобытного человека был лес»).
Выполняя последнюю часть упр. 195 (1), шестиклассники должны отметить, что в первой части текста утверждается мысль о том, что человек стремится строить дом, во второй автор рассказывает о том, каким был дом человека в самые древние времена, из третьей части мы узнаём, какой стала хижина человека с возникновением семейств.

III

. Сжатое изложение текста

(упр. 196).
Прежде чем ребята приступят к выполнению упр. 196 (2), предложим им сначала устно сформулировать главную мысль текста: «Современные правила этикета допускают приглашение по телефону, но в случае большого празднества приглашения гостям необходимо разослать».

Д. з

.: упр. 194, 192.


Урок 32. Композиция текста.


Цель урока

: формировать представление об основных структурных элементах текста: зачине, развитии темы, концовке

I

. Тема и идея текста

(повторение -- проверка домашнего задания).


По усмотрению учителя в сильном классе может быть проведена самостоятельная работа.


Задание 1.

Изложите кратко тему и идею того произведения, которое вы анализировали дома (упр. 194).

Задание 2

. Запишите под диктовку словосочетания из упр. 192 (домашнее задание) и обозначьте в словах приставки.

В слабом классе можем организовать совместное обсуждение выполнения упр. 194.

II

. Основные композиционные элементы текста

(текст на с. 82, упр. 199, 201, 202).
В ходе внимательного чтения текста на с. 82 обратим особое внимание на необходимость продумывать композицию не только текста в целом, но и каждой его смысловой части.

Работа с упр. 199 подведёт ребят к выводу о том, что для достижения смыслового и композиционного единства текста необходимо продумывать содержание и построение зачина и концовки. Соответствие этих композиционных элементов замыслу автора, их смысловая соотнесённость обеспечивают цельность текста.

Важно, чтобы в ответах учащихся по теме упр. 201 прозвучала мысль о том, что в тексте не должно быть микротем или предложений в составе микротемы, которые не соответствуют теме текста и не способствуют выражению его идеи, замысла автора. Наличие инородных (не соответствующих теме, стилю) элементов в тексте нарушает его цельность. Кроме того, учащиеся отметят, что в тексте должны присутствовать необходимые композиционные части, так как каждая из них также обеспечивает смысловую цельность этого текста: в зачине может быть заявлена тема, в основной части эта тема раскрывается, в концовке подводится итог сказанному в основной части, даётся его оценка, делается вывод.

После того как ребята ознакомятся с условными значками и прочитают текст ученического сочинения, организуем обсуждение нарушений, допущенных в работе, по следующим вопросам и заданиям.

1. Почему первую часть работы необходимо исключить из текста? (Она не соответствует заявленной в заголовке теме.)

2. Какие нарушения в построении текста допускает ученик? Чем вызваны такие ошибки? (Ученик допускает ошибки в разделении текста на смысловые части и абзацы. Это, по-видимому, связано с тем, что он не знает, что каждая новая смысловая и композиционная часть, в которой раскрывается микротема текста, должна выделяться с помощью абзаца. Так, основная часть содержит три микротемы: 1) акробаты, наездники, дрессировщики; 2) клоун; 3) медведи и тигры. Каждая из этих микротем должна оформляться как абзац, и внутри неё не должно быть неоправданного членения. Кроме того, необходимо выделить абзацем завершающую композиционную часть – концовку.)

3. Докажите, что ученик неудачно использует грамматические средства связи предложений в тексте и покажите, как можно избежать связанных с этим ошибок. (В качестве средства связи предложений в тексте ученик использует личные местоимения, но такое использование оказывается неудачным, так как нарушает требование точности речи. Как средство связи могут быть использованы контекстуальные и языковые синонимы, формы слова, однокоренные слова и т. д.)

Д. з.

: 1) пересказ текстов на с. 80, 82; 2) на выбор: упр. 198 или упр. 200.

Резерв

– упр. 197.


Урок 33. Простой и сложный план текста.


Цели урока

: 1) отрабатывать умение отражать тематику и композицию текста в форме простого и сложного плана; 2) совершенствовать навыки построения плана для создания собственных высказываний.

I

. Виды планов

(текст на с. 85 -- 86, упр. 203 -- 206).
Одна из целей работы с упр. 203 – подвести ребят к выводу о том, что план помогает составить полное и логичное высказывание по любой теме.

В ходе работы с упр. 204 обратим внимание ребят, что в простых планах рассказов, данных в упр. 90 и 127, показано количество композиционно-смысловых частей, их последовательность и обозначены их темы. Таким образом, эти планы отражают развитие темы текста, её композиционное решение. Подчеркнём также важность овладения умением составлять тезисный план текстов, прежде всего информационных (упр. 97, 100), чтобы отразить в самом ёмком виде главное его содержание.

Составленный ребятами план текста упр. 205 может выглядеть примерно так.

1. Ранний подъём.

2. Утренняя молитва и приветствие.

3. Рабочий день.

4. Послеобеденный отдых.

5. Вечерняя молитва и сон.

Прежде чем ребята приступят к выполнению упр. 206, напомним о необходимости правильного пунктуационного оформления сложного плана. С этой целью вынесем на доску схему, которой будет соответствовать план на основе схемы упр. 206, и заострим внимание шестиклассников на расстановке знаков препинания:

I. … .


1. … .

2. … .


II. … .

1. … :


1) …;

2) … .


2. … :

1) …;


2) … .

II

. План диалога

(текст на с. 87, упр. 207 (устно)).
Предложим ребятам использовать как предмет диалога (упр. 207) известную им картину.
В слабом классе по усмотрению учителя задание может быть заменено упражнением 172 (на повторение).

Д. з.:

на выбор: упр. 108 или 208.


Урок 34. Связь предложений в тексте.


Цели урока:

1) дать представление о способах и средствах связи предложений в тексте; 2) формировать умение использовать различные средства связи предложений в собственных высказываниях.

I

. Способы связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь

(тексты на с. 88 -- 89).
Приступая к изучении темы, постараемся сразу развести в сознании шестиклассников понятия «способы связи» (последовательная (цепная), параллельная) и «средства связи» (местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты в текстах с последовательной связью и, например, одинаковый порядок главных членов в предложениях текста с параллельной связью, вопрос для установления смысловой связи).

II

. Средства связи предложений в тексте

(упр. 210 -- 212, 216, 217).
Результатом анализа связанных последовательной связью предложений (упр. 210) станет вывод учащихся о том, что в качестве средства связи предложений в тексте могут использоваться местоимения. Заострим внимание учащихся на том, что использовать в качестве средства связи личные местоимения можно лишь в том случае, если не возникает в сомнения в том, какое существительное (прилагательное, числительное) это местоимение замещает. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, предложим ребятам ещё раз открыть упр. 202, с которым они работали на уроке 32, и найти примеры неудачного использования личного местоимения в качестве средства связи предложений.

В процессе работы с упражнениями поясним, что средствами связи предложений текста могут быть контекстные синонимы – слова, которые в рамках текста называют один и тот же предмет (лицо, явление): птица, полярная сова, хищница (упр. 211); чайка, птица (упр. 214).


В случае затруднения учащихся слабого класса при работе с заданием упр. 216, предложим примеры использования указанных средств связи.

1) По улицам неслись потоки воды. Они сверкали, искрились под лучами весеннего солнца, весело и шумно прокладывали себе путь, захватывая и унося комья серого снега и хлопья прошлогодних листьев. 2) Ледяную горку оккупировали малыши. Детвора с гомоном и криками неслась на санках, картонках, а то и просто на животах с крутого снежного склона. 3) Это было весной. В самом начале апреля наша экспедиция подходила к месту назначения. 4) Лето мы провели на даче. Наша дача со всех сторон окружена пышным садом. 5) Я люблю весёлых людей. Умение весело смотреть на жизнь отличает обычно людей доброжелательных.


Подведём ребят в случае необходимости к мысли о том, что прилагательные использованы в тексте-описании (упр. 217) для того, чтобы раскрыть тему (цвета радуги) и выразить идею текста («В радуге, которую увидел мальчик, было много цветов, и один из них был совершенно удивительным»).
Задание 3 упр. 217 предложим только учащимся сильного класса.

Д. з

.: 1) пересказ текстов на с. 88 -- 89; 2) на выбор: упр. 214 или 218 с доп. зад.: подчеркнуть в сочинении средства связи предложений; 3) индив. зад. – упр. 215.


Урок 35. Связь предложений в тексте.


Цели урока:

1) закреплять представление о цепной (последовательной) связи предложений в тексте; 2) углубить представление о параллельном способе связи предложений; 3) формировать умение использовать разные способы связи при построении высказываний на заданную тему.

I

. Цепная (последовательная) связь предложений в тексте

(повторение) (проверка домашнего задания, упр. 219).

Выслушивая сообщения по заданиям упр. 215 (индивидуальные домашние задания), попросим ребят назвать пары языковых синонимов, которые используются для связи предложений: учителя – преподаватели, драка – схватка, объединения – союзы.

В сильном классе предоставим учащимся возможность самостоятельно поработать с упр. 219. Необходимая рекомендация по выполнению этой работы – обратить особое внимание на средства связи, которые подскажут порядок следования предложений.

В слабом классе предложим схему, аналогичную данной в упр. 217 (2):

(1) … . (2) Во Вселенной … . (3) … её … . (4) … этой … . (5) А … учёные… .

По окончании работы предложим ребятам слабого класса сверить свои записи с исходным текстом:



Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно.

Во Вселенной огромное количество галактик. Долгое время её центром считалась Земля. Именно этой точки зрения придерживались древнегреческие учёные Аристотель и Птоломей. А современные учёные считают, что Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики – гигантского скопления звёзд.

Проводя текстоведческий анализ текста, ребята должны составить высказывания примерно следующего содержания. Тема текста – «Как складывалось представление о Вселенной». Основная мысль – «Современные учёные пришли к выводу, что Земля не является центром Вселенной». Этот научно-популярный текст является повествованием.


Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная