8/Караваджо и караваджизм - Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), течение в европейском... 9/Творчество Рубенса 10/Фламандская живопись 17 века
Учебные материалы


8/Караваджо и караваджизм - Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), течение в европейском...



8/Караваджо и караваджизм


Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризму и академизму).
Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме; «Положение во гроб», 1602—04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм).
Караваджизм, 1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К. свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубене, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джептилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии — Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии — Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции — Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании — Х. Рибера, в Германии — А. Эльсхеймер.

9/Творчество Рубенса


Рубенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640) фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т. Верхахта, А. ван Норта, О. Вениуса (ван Вена); в 1600-1608 побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х гг. монументальные религиозные композиции ("Водружение Креста", около 1610-1611, "Снятие со Креста", около 1611-1614, - обе в соборе Богматери, Антверпен) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами; вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI в. ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображённые на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры, сплетаются в его картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным языческим жизнелюбием Рубенс воссоздаёт полнокровную красоту обнажённого человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия ("Союз Земли и Воды", около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Похищение дочерей Левкиппа", около 1619- 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин для Люксембургского дворца в Париже "История Марии Медичи" (около 1622-1625, ныне- Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (портрет Марии Медичи, около 1622-1625, Прадо, Мадрид, "Граф Т.Эрендель с семьёй", 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Существенное место в творчестве Рубенса занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелёными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-1635, - оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров. В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей ("Вирсавия", около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств ("Кермесса", около 1635- 1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С.Пушкина, Москва). В "стеновский" период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - "Елена Фаурмент с детьми" (около 1636, Лувр, Париж), "Три грации" (1638-1640, Прадо, Мадрид), "Вакх" (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Автопортрет" (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX вв. (А. Ватто, Ж. О. Фрагонара, Э. Делакруа, О. Ренуара и др.).

10/Фламандская живопись 17 века


Ван Дейк Антонис Van Dyck Antoon (1599 Антверпен - 1641 Лондон) фламандский художник
Художественное образование Ван Дейка: первый антверпенский период. Выходец из буржуазной антверпенской семьи Ван Дейк в возрасте 8 лет потерял мать. В октябре 1609 он поступает в ученики к художнику Хендрику ван Балену которого оставил возможно в возрасте 16 или 17 лет и начал работать самостоятельно. Такой быстрый расцвет его таланта можно объяснить тем что Ван Дейк жил в Антверпене где блистало искусство Рубенса старшего современника художника. II февраля 1618 молодой художник вступил в гильдию св. Луки в Антверпене. Теперь он мог принимать заказы от своего имени. С этой даты он становится помощником, но не учеником Рубенса; эта совместная работа обогатила его искусство. Его первые произведения (ок. 1616-1618) - серия полуфигур апостолов (Дрезден Картинная гал.; Безансон Музей изящных искусств) голова мужчины (Экс-ан-Прованс музей) этюд головы (Париж Лувр) - отмечены влиянием караваджистского реализма: мощная фактура, широкие мазки, коричневые или красные тела блики света. Эти ранние произведения близки картинам Йорданса вместе с которым Ван Дейк работал в мастерской Рубенса. Рубенс делал эскизы по которым Ван Дейк исполнил картины "Вакханалия" (Берлин-Далем музей) Св. Амвросий и император Феодосии (Лондон Нац. гал.); "Портрет Жаклин ван Кастр" (Брюссель Кор. музей изящных искусств) которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу заметно повлиявшему на своего помощника. Однако наряду с этим Ван Дейк начинает свою собственную карьеру. Его картины "Св. Мартин и нищий" (ц. в Завентеме) и "Мученичество св. Себастьяна" (Париж Лувр) своей тщательностью и идеализацией форм противостоят экзальтированности и мощи Рубенса. Вскоре Ван Дейк начинает свою карьеру портретиста; его Семейный портрет (Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) по своей композиции и трактовке воротничков и тканей тесно связан с фламандской традицией. В портретах Ван Дейка изображение человеческого лица впервые избегает всех традиционных стилистических форм и приобретает максимальную индивидуализацию; наоборот позы персонажей выражают новый идеал красоты торжественности и пышности ("Портрет Корнелиса ван дер Геста" Лондон Нац. гал.; "Автопортреты" СанктПетербург Гос. Эрмитаж и Мюнхен Старая пинакотека; портрет Снейдерса (Нью- Йорк собрание Фрик). В 1621 Ван Дейк несколько месяцев работает при английском дворе куда он был приглашен графом Эранделом. Несмотря на вознаграждение от короля в 100 ливров он казалось не имел такого успеха как портретист Ян Мейтенс. В конце февраля 1621 он возвращается в Антверпен и с 3 октября этого же года предпринимает длительное путешествие в Италию.
Итальянский период. 20 ноября 1621 Ван Дейк приезжает в Геную. На следующий год он отбывает в Рим где его принял кардинал Бентивольо. В августе 1622 он живет в Венеции посещая все крупные художественные центры: Рим, Флоренцию, Палермо (осенью 1624), даже Марсель. В 1623-1627 он обосновывается в Генуе, где пишет портреты местной аристократии, а также получает многочисленные заказы на росписи в церквях. Италия углубляет его природный вкус к линейной гармонии и колориту. Особое влияние оказала на него венецианская живопись. Такие картины как "Сусанна и старцы" (Мюнхен Старая пинакотека) и "Динарий кесаря" (Генуя гал. Палацо Бьянко) вдохновлены композициями Тициана а "Три возраста человека" (Виченца музей) - повторяет вероятно несохранившуюся работу Джорджоне. Одновременно Ван Дейк испытывает влияние болонской школы; в духе братьев Карраччи написана картина "Мадонна с четками" (Палермо ораторий дель Розарио). Другая работа - "Св. Семейство" (Турин гал. Сабауда) написана в соответствии с принципом классической гармонии Корреджо. Оригинальность Ван Дейка больше всего проявляется в его картине "Распятие со св. Франциском и Бернаром и донатором" в ц. Сан-Микеле близ Рапалло. Религиозное чувство здесь приобретает чувственный характер а блестящая фактура и колорит вызывают экзальтацию гибких и элегантных форм предвещая стиль рококо. В этот период художник возвращается к парадным портретам написанным Рубенсом в Генуе за четырнадцать лет до того. В "Портрете генуэзской дамы с дочерью" (Брюссель Кор. музей изящных искусств) или в конном "Портрете Антонио Джулио Бриньо-ле-Сале" (Генуя гал. Палаццо Россо) он вносит утонченность и ищет идеал аристократической Генуи того времени. Отходя от строгого реализма он значительно уменьшает пропорции голов своих моделей и при этом удлиняет их силуэт ("Портрет маркизы Бальби" Вашингтон Нац. гал.; "Портрет маркизы Спинола Дориа" Париж Лувр; Портерт Паолы Адорно Генуя гал. Палаццо Россо). Ван Дейк как колорист был очень разнообразным; в Портрете маркизы Каттанео (Вашингтон Нац. гал.) преобладают черный бистр и коричневые тона составленные из красного черного и золотого в то время как мощные аккорды яркого красного освещают Портрет кардинала Бентивольо написанный в Риме в 1623 (Флоренция Палаццо Питти). Его влияние в Генуе испытали Строцци и Валерио Кастелло а в Палермо - Пьетро Новелли. Во время своего пребывания в Италии а также в первый антверпенский период Ван Дейк создал множество рисунков - подготовительных этюдов для больших композиций (в гамбургском музее хранятся рисунки к картине "Взятие под стражу" Мадрид Прадо) этюды с произведений Рубенса ("Страдания Иакова" Париж Лувр) и Тициана (альбом набросков - собрание герцога Девонширского). Для всех них характерно барочное неистовство - быстрые эскизы тушью пером или кисточкой. Линии то налезают друг на друга то нервозно ищут друг друга ("Изгнание из рая" Антверпен Кор. музей изящных искусств; "Мученичество св. Екатерины" Париж Школа изящных искусств). Впоследствии Ван Дейк рисовал гораздо меньше и предпочитал рисункам пером или кистью этюды мелом.
Второй антверпенский период. В конце 1627 Ван Дейк возвращается в Антверпен где в течение пяти последующих лет получает крупные заказы. Его портреты отвечают требованиям буржуазии. Так портреты П. Стевенса (1627) Гаага Маурицхёйс; Кассель музей) отличаются от изображений итальянской аристократии - они связаны с фламандской традицией в них модель представлена по пояс они более сдержанны и психологически просты. Ван Дейк обращал все свое внимание на теплые тона лиц ("Портрет Анны Ваке" Гаага Маурицхёйс; "Портрет Мартина Пепейна" (1632 Антверпен Музей изящных искусств). Фактура становится более легкой тонкой и единой ("Портрет Я. де Вале" Мюнхен Старая пинакотека; "Портрет Жана де Монфора" Вена Музей истории искусств). Он стал известен в Европе благодаря публикации сборника гравюр "Иконография Ван Дейка", рисунки и гравюры которого были предназначены для распространения портретов знаменитых людей того времени. 80 листов гравированных Ворстерманом Болсвертом Понтиусом появились в 1636. Второе издание более полное вышло в 1645 уже после смерти художника; в этой второй серии сам Ван Дейк является автором лишь около 20 офортов - нескольких портретов художников в частности портреты Лукаса Ворстермана Йоса де Момпера Яна Снеллинкса и свой автопортрет. Важное место в его творчестве того периода занимала религиозная живопись предназначенная для церквей в Антверпене, Мехелене, Генте, Куртре, Лонтермонде. Томная грация "Поклонения волхвов" (Лонтермонд ц. Богоматери), несколько пресное "Видение Блаженного Августина" (Антверпен ц. Аугустейнкерк), слишком показное выражение горя в "Христе на коленях Богоматери" (Брюссель Кор. музей изящных искусств) - все это выражает глубокое религиозное чувство, чья барочная эстетика сегодня нас почти не трогает. Религиозное искусство Ван Дейка замечательно своей элегантностью, пропорциями и правдивостью ("Мадонна с донаторами" Париж Лувр), красотой изогнутых линий тела ("Св. Себастьян" Мюнхен Старая пинакотека), тонкостью колорита и легкостью фактуры ("Бегство в Египет" там же). Две мифологические картины с изображением "Ринальдо и Армиды" заказанные в 1629 Эндимионом Портером представителем английского короля Карла I (Париж Лувр и Балтимор Музей искусства), а также композиция "Амур и Психея" (Лондон дворец Хэмптон Корт), на- писанная в Англии принесли Ван Дейку успех при дворе Карла I. Их поэтичная атмосфера изящные позы светлый и богатый колорит оказали влияние на французских художников XVIII в. таких как Лемуан, Куапель, Буше.
Английский период. 1 апреля 1632 Ван Дейк прибыл в Лондон по приглашению сэра Кенела Дигби. 5 июля того же года король дал ему титул "главного живописца на службе его величества" и он был возведен в дворянское достоинство. Его лондонская карьера была прервана двумя путешествиями во Фландрию; в 1634 в Брюсселе он написал "Портрет Кардинала- инфанта Фердинанда" (Мадрид, Прадо) нового правителя Фландрии, а также портреты придворных - маркиза де Монкада (Париж, Лувр) и принца Томаса Савойского (Турин гал. Сабауда). Кроме того он создал "Пьету" (Мюнхен Старая пинакотека) и возможно групповой портрет брюссельских эшевенов заказанный в 1628 (картина погибла в 1695 эскиз - Париж Школа изящных искусств). По возвращении в Лондон в 1635 он задумал декорацию шпалерами Банкетного зала Уайтхолла, где до того Рубенс расписал плафон. Картоны Ван Дейка были посвящены церемонии вручения ордена Подвязки, но скудность королевской сокровищницы не позволили осуществить этот проект в 1638. Во второй раз Ван Дейк покинул Лондон в 1640. Это был год его женитьбы на англичанке Мери Ратвен. Он отправился в Антверпен, где только что умер Рубенс и затем - в Париж. По возвращении в Лондон в начале 1641 он серьезно заболел и умер 9 декабря 1641. Он похоронен в хоре собора св. Павла в Лондоне; на его надгробии король поместил эпитафию. Работая в своем особняке Блэкфрайерс Ван Дейк писал исключительно портреты - в период между 1632 и 1641 он создал около 400 полотен самых разных подчас даже небрежных. Его помощники исполняли многочисленные реплики, систематизировали некоторые эффекты, писали костюмы и драпировки. Часто говорили об упадке стиля Ван Дейка в Лондоне; современные исследователи поддерживают это мнение. Вместе с тем в эти годы художник создал и подлинные шедевры - "Конный портрет Карла 1" (Лондон Нац. гал.) и "Портрет Карла I на охоте" (Париж Лувр) где король помещен в идеальное окружение гармонический фламандский пейзаж легкость которого напоминает акварели с видами долин и лесов (Лондон Британский музей; коллекция герцога Девонширского). В портретах Роберта Рича графа Уорика (1635 Нью-Йорк музей Метрополитен) графа Страффорда (1636 собрание лорда Эгремонта) Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест волна драпировок бледность желтого шафрана блеск серебристо-серого или киновари а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта герцога Леннокса (Нью-Йорк музей Метрополитен) графини Бедфорд (ок. 1640 собрание лорда Эгремонта) и Джона и Бернарда Стюартов (Лондон собрание Маунтбеттена) - передают состояние души, предвосхищая ранний романтизм. Свободная манера Ван Дейка и мастерская группировка фигур в портрете Карла I (Турин гал. Сабауда) или в его последней работе - портрете принца Вильгельма Оранского и принцессы Марии Стюарт (1641 Амстердам Гос. музей) его виртуозность в изображении атласа и тканей имели огромный успех у английских (П. .Лели У. Добсон Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и Г. Кок) портретистов. Искусство Ван Дейка вдохновит и французских художников XVIII в., но особое влияние оно окажет на Рейнолдса и Гейнсборо главных представителей английской школы живописи XVIII в.
Йорданс (Jordaens) Якоб (19.5.1593, Антверпен, - 18.10.1678, там же), фламандский живописец. Сын торговца тканями. С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Создал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В искусстве Й. с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Й. значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо. В ранних произведениях Й. ("Семейный портрет", около 1615, Эрмитаж, Ленинград: "Поклонение пастухов", 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Й., выполненных в 1620-1630-х гг. ("Воспитание Юпитера", 1620, Картинная галерея, Кассель; "Семейный портрет", около 1622-24, Прадо, Мадрид; "Аллегория плодородия", около 1625-28, Музей старинного искусства, Брюссель; "Бобовый король", 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма - пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. С 1640-х гг. Й. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно "Триумф принца Фридриха Генриха Оранского", 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
4 5 6 7
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
author-karamzin.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная