Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору технология исследовательской работы по педагогике специализация «Химия окружающей среды и химическая экспертиза» Разработчики учебно-методического комплекса: к.п.н., доцент Чукаев О.В.
Учебные материалы



экстралингвистические средства научного текста









график

диаграмма

схема

таблица









Гистограмма


Аналогичным образом можно изучать связи и отношения понятий, выстраивая их иерархию. Например:
 экстралингвистические средства научного текста
  график
  диаграмма
   гистограмма
  схема
  таблица
(Примечание: точками обозначается уровень подчинения.)

Эти виды работы могут выполняться по усмотрению преподавателя (исходя из возможностей группы; вместо части заданий, выносимых на семинар; как индивидуальные задания и т. д.).
В дополнительных материалах содержится информация, практически полезная студентам при организации педагогического исследования в рамках выполняемой квалификационной работы. Эти материалы также могут быть использованы на семинарских занятиях для совместного анализа, обсуждения в микрогруппах и т. д.

^ Основное содержание курса


Тема 1. Исследование в педагогике:
сущность, методологический аппарат


Наука и научный поиск. Функции науки и формы научного познания. Понятие исследования, типология исследований. Теоретические и эмпирические исследования. Фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Структура научного исследования. Сущность и специфика педагогического исследования.
Методология как «знание о знании» и как система методов и исследовательских процедур. Исследовательские подходы в педагогике. Методологическая рефлексия и основные элементы методологического аппарата исследования. Обоснование актуальности исследования. Проблема и тема исследования. Объект и предмет исследования. Цели, задачи, гипотеза в педагогическом исследовании. Логика исследования, его основные этапы. Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования.

^ Основные понятия:

наука, научный факт, понятие, закономерность, теория; научное исследование; системный, комплексный, личностный, деятельностный подходы в педагогическом исследовании; методология; методологические характеристики исследования; актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза; научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

^ Тема 2. Методы научно-педагогического исследования


Понятие о методах исследования в педагогике. Теоретические и эмпирические, математические и статистические методы исследования. Общенаучные и собственно педагогические методы исследования. Психологические и социологические методы в педагогическом исследовании.
Функции и возможности теоретических методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, абстрагирование, идеализация и другие методы теоретического анализа. Терминологический анализ и моделирование в педагогическом исследовании. Статические модели и мысленный эксперимент.
Эмпирические методы в педагогическом исследовании как способы сбора информации о педагогических фактах. Изучение и анализ литературных источников. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертиза в педагогическом исследовании. Инструментарий исследования (анкеты, тесты, опросники и т. д.).
Математические и статистические методы в педагогическом исследовании. Понятие об описательной и индуктивной статистике и их функциях в педагогическом исследовании.
Педагогический эксперимент: сущность и специфика. Виды эксперимента. Понятие о переменных, экспериментальных объектах.

^ Основные понятия:

анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, идеализация; понятийный аппарат исследования и терминологический анализ; моделирование, статическая модель, динамическая модель; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование; контент-анализ; экспертиза; измерение; индуктивная статистика, описательная статистика; корреляционный и факторный анализ; эксперимент, естественный и лабораторный эксперименты; переменные; выборка; респондент; репрезентативность.

^ Тема 3. Организация опытно-экспериментальной
работы в педагогическом исследовании


Формулирование проблемы, темы, гипотезы и других методологических характеристик педагогического исследования.
Разработка программы опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей и т. д. Пилотажное исследование.
Выбор экспериментального плана. Классический и факторный эксперименты.
Содержание и функции констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.
Социально-психологические, педагогические, организационные условия реализации идеи педагогического эксперимента. Проблема обобщения и распространения итогов экспериментальной работы.

^ Основные понятия:

опытно-экспериментальная работа; критерии и показатели; констатирующий и формирующий этапы эксперимента; классический, перекрестный, факторный эксперименты; конт­рольная группа, экспериментальная группа; психолого-педагогические и  организационные условия экспериментальной работы; обобщение (генерализация) результатов исследования.


^ Тема 4. Обработка, анализ и интерпретация
результатов исследования.
Оформление и представление итогов научной работы


Упорядочение, систематизация фактов, идей, положений. Типы данных и их статистическая обработка. Первичная и вторичная информация. Основные формы представления данных: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.п.
Анализ и интерпретация результатов и формулирование выводов.
Понятие квалификационной работы. Курсовая и дипломная работа по педагогике, их сходство и различие, основные требования к содержанию и оформлению.
План научной работы и рубрикация как выражение композиционной структуры текста. Научный текст и научный стиль речи: лексика, педагогическая терминология, синтаксические конструкции; устойчивые формы и клише. Редактирование и саморедактирование текста.
Справочно-библиографический аппарат научного текста; цитация.
Защита дипломной работы как стандартная процедура представления результатов исследования.

^ Основные понятия:

систематизация; количественные и качественные данные; индивидуальная (первичная) информация, совокупная (вторичная) информация; научный текст, форма научного текста, научный стиль; экстралингвистические средства научного текста; интерпретация и обобщение; выводы и научно-практические рекомендации; квалификационная работа; библиографический аппарат; предзащита и защита дипломной работы; рецензирование; научный доклад.

Литература


Основная:


1. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008.
2. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. вузов / В. В. Краевский. - 2-е изд.,стер. – М.: Академия, 2008.

Дополнительная:


1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. пособ. для студ. сред. профессион. образования / Е. В. Бережнова. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
2. Виноградова, Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособ. для студ. средн. проф. учеб. заведений / Н. А. Виноградова. – М.: Академия, 2008.
3. Как писать магистерскую диссертацию по педагогике: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов-магистрантов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011.
4. Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: Учебное пособие для слуш. сист. дополнит. профессион. образования преподават. высшей школы / А. В. Коржуев. – М.: Академический проект, 2008.
5. Орехова, Т. Ф. Ганцен, Н. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам. Учебное пособие. Допущено Министерством образования и науки Челябинской области в качестве методического пособия для студентов 4-е изд., стереотип. - Москва: Флинта, 2011. - 139 с. http://www.biblioclub.ru/book/83454/
6. Савченко, А. И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие. - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. - 55 с. http://www.biblioclub.ru/book/88681/
7. Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции.5-7 октября 2010 г. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
8. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта: Наука, 2011.

Электронные ресурсы:



  1. Российское образование

    [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru

  2. Единое окно доступа

    к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://window.edu.ru

  3. Руконт

    [Электронный ресурс] : национальный цифровой ресурс / ООО «Агентство Книга-Сервис». - М : [б. и.], 2011. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://www.rucont.ru

  4. Университетская библиотека Online

    [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа" . - М : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.biblioclub.ru

  5. Универсальные базы данных

    East View [Электронный ресурс] : информационный ресурс / East View . - М : [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.ebiblioteka.ru

  6. Научная электронная библиотека

    eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : информационный портал / ООО "РУНЭБ", Санкт-Петербургский государственный университет. - М : [б. и.], 2010. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.eLibrary.ru

  7. Научно-информационный портал ВИНИТИ

    [Электронный ресурс] : информационный ресурс / ВИНИТИ РАН. - М : [б. и.], 2004. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://science.viniti.ru

  8. Педагогика.ру

    [Электронный ресурс] : справочный сайт. - М : [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru

  9. Электронная библиотека МГППУ

    [Электронный ресурс] : информационная система / МГППУ. - М : [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL:http://psychlib.ru


^ Учебно-тематический план


по дисциплине


«Технология исследовательской работы по педагогике»


4 5 6 7 8
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;


Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору технология исследовательской работы по педагогике




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Л.Н.ТОЛСТОГО»

УТВЕРЖДЕНО
На заседании Ученого Совета университета
Протокол № « » июня 2012 г.
И.о.ректора___________________В.А.Панин

Кафедра педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПО ВЫБОРУ

____Технология исследовательской работы по педагогике ___


(наименование дисциплины)
по специальности

050101 – «Химия»


специализация «Химия окружающей среды и химическая экспертиза»



(код и наименование специальности)

Рассмотрено на заседании кафедры педагогики
Протокол № 13 «24» ____мая 2012 г.
Зав. кафедрой педагогики _Орлов А.А.

Тула - 2012

Разработчики учебно-методического комплекса:


к.п.н., доцент Чукаев О.В.



^ Учебная программа по дисциплине


«Технология исследовательской работы по педагогике» (курс по выбору)


Пояснительная записка


Разработанная на кафедре педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого концепция педагогической подготовки учителя (А. А. Орлов), современные модели профессионального педагогического образования (А. И. Пи­скунов, И. С. Батракова, А. П. Тряпицына и др.), анализ образовательной практики и нормативных документов свидетельствуют о том, что современной школе нужен учитель-исследователь, способный активно участвовать в процессе преобразований, готовый к инновационной деятельности, знающий основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.
Исследовательская работа будущего учителя (вначале учебно-иссле­довательская, затем и научно-исследовательская), выполняемая в ходе пе­да­гогической подготовки в вузе, является важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка рефератов, написание курсовых работ по педагогическим дисциплинам, участие в работе проблемных групп и студенческого научного общества, наконец, подготовка выпускной квалификационной работы по педагогике – все это способствует формированию методологической культуры и знаний будущего специалиста, развитию профессионально значимых умений, качеств личности педагога.
В Положении о выпускных квалификационных работах в ТГПУ им. Л. Н. Толстого зафиксированы цели, которые должны быть реализованы в ходе подготовки дипломной работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний; развитие у студентов навыков применения знаний по специальности для разрешения конкретных исследовательских и профессиональных задач; формирование и развитие методики научно-исследовательской работы; формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности студента; оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.
К ВКР предъявляются достаточно высокие требования: актуальность темы, соответствие ее современному уровню развития конкретной отрасли науки и решению практических задач; обстоятельный анализ монографической и периодической литературы по теме и состояния изучаемого вопроса на практике; использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором работ и экспериментов; наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций. В дипломных работах по педагогике с методикой, кроме того, необходимо обобщать передовой педагогический опыт, давать подробную характеристику исследования, выполненного непосредственно в школе, в  частности проведенных студентом-дипломником педагогических экспериментов; указывать, где и как уже применялись результаты работы в педагогической практике, и возможность их дальнейшего использования. Дипломные работы не могут ограничиваться реферированием литературных источников, простым описанием конкретного опыта либо раскрытием существа той или иной проблемы. Это творческие работы, создаваемые на основе основательного изучения теории, практики, личного опыта автора, проведенных им наблюдений, педагогических или лабораторных экспериментов .
Эти задачи не могут быть решены без соответствующих усилий и опыта студентов, специальных знаний, умений, формируемых в ходе изучения педагогических дисциплин. Однако необходим и специальный курс, способствующий подготовке будущего учителя к самостоятельной исследовательской работе.
Курс «Технология исследовательской работы по педагогике студентов педвуза» проводится в рамках обязательных дисциплин по выбору, рассчитан на 40 часов (18 – аудиторные занятия, 20 – самостоятельная работа студентов, 2 - ксрс).
Содержание курса является примерным и может быть в большей или меньшей степени адаптировано преподавателем к специфике факультета, а также к своим научно-исследовательским интересам.
В содержании курса широко используются межпредметные связи: материалы из педагогики, психологии, философии (логики), социологии.
В материалах к курсу в качестве специальной части выступает

понятийный аппарат (система терминов и толковый словарь)

. Назначение этой части – помочь студентам в работе по усвоению содержания основных понятий курса, поэтому и указатель терминов, и словарь используются как при подготовке, так и в ходе семинарских занятий, при выполнении заданий самостоятельной работы, а также для непосредственной работы с ними, как с информационной базой курса.
^ В систематическом указателе терминов выделены две части: терминологические группы (всего 6) и перечень терминов по группам. Терминологические группы в целом повторяют логику курса, отраженную в учебно-тематическом плане, однако следует помнить, что их названия достаточно условны. Набор терминов, составляющих группы, также не является жестким, т. е. речь не идет о классификации в строгом смысле слова. Назначение систематического указателя – во-первых, очертить информационное поле, задаваемое названиями терминологических групп и, во-вторых, обеспечить удобство поиска необходимой информации.
Все термины в перечне по группам расположены по алфавиту и проиндексированы (первая цифра обозначает номер группы, вторая – порядковый номер термина в группе). Индексы терминов повторяются в толковом словаре, что позволяет при работе с толкованиями понятий определить место термина в систематическом указателе.
Кроме двух указанных выше вариантов применения систематического указателя и толкового словаря, можно использовать их для построения структурно-логических схем (на семинарских занятиях, в качестве индивидуальных заданий и т. д.), отражающих связи терминов внутри терминологических групп. Например:


2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная