Абстрактный интеллект (abstract intelligence) - Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия Автоматизация (automation) Автоматизированная оценка (computer-assisted assessment) Автоматические мысли (automatic thoughts)
Учебные материалы


Абстрактный интеллект (abstract intelligence) - Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия



_А_

^ Абстрактный интеллект (abstract intelligence)



Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов, отвлекаясь от различий между ними. Большинство людей согласятся, что яблоко и банан сходны между собой, потому что оба они относятся к фруктам. Этот процесс построения классификационных схем называют абстрактным (отвлеченным) рассуждением, или А. и.
Способность к отвлеченному рассуждению измеряется и оценивается различными способами. При использовании Шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине тестируемому зачитывают короткий отрывок и затем просят его восстановить логическую последовательность главных мыслей. Считается, что ключевым элементом, от которого зависит выполнение такого задания, является способность испытуемого ухватывать суть к.-л. отвлеченного отрывка. Другие методы включают субтест «Сходства» из Шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS), где требуется сравнить пары элементов (задаваемых вербально) и определить, чем они «похожи», и тест сортировки объектов (Object Sorting Test) из батареи тестов Голдстейна—Ширера (Goldstein — Scheerer Battery), по которому уровень абстракции оценивается с помощью способа классификации, напр. по распределению объектов на основе цвета или формы (конкретность) либо на основе их функции (абстрактность).
См. также ^ Клиническая оценка, Измерение интеллекта, Методы тестирования
М. П. Мелони

Автоматизация (automation)



Несмотря на то что А. влияет на людей во многих отношениях, — а они в свою очередь влияют на ее внедрение, — этот термин до сих пор редко встречался в психол. работах. С психол. т. з. А. может влиять на людей в следующих областях: а) деятельность (продуктивность) на работе и дома; б) эмоции — наслаждение жизнью или удовлетворенность трудом; в) мотивационные переменные, такие как внутреннее подкрепление или сдерживающая обратная связь; г) соц. отношения (и взаимодействия), организац. структуры, конфликт; д) школьное обучение и профессиональная подготовка; е) здоровье и безопасность.
А. привлекла некоторое внимание — хотя и меньшее, чем можно было ожидать, — инж. психол. и исслед. челов. факторов в решении задачи распределения функций между человеком и машиной, а также их общих действий. Например, оказалось весьма сложно автоматизировать распознавание речи (за исключением отдельных или не связанных между собой слов), языковый перевод (если только не ограничить словарный запас или синтаксис) и выбор или принятие решений (кроме стандартизованных ситуаций, таких как при игре в шашки или шахматы). Однако совместная деятельность людей и машин может быть чрезвычайно эффективной.
Социол. и представители других соц. наук предполагали, что производственная А. может оказывать эмоциональное или возбуждающее воздействие, следствием к-рого яв-ся: аномия, отчуждение, неудовлетворенность и разобщенность; психология с той же т. з. исследовала удовлетворенность трудом, стресс, скуку и моральное состояние; но картина оставалась неясной вследствие концептуальной неопределенности, недостатка фактического материала и наличия индивидуальных различий среди работников.
А. имела неоднозначные последствия для соц. отношений и организац. факторов. Например, А. конвейерного пр-ва сократила набор необходимых умений, изолировала работников друг от друга и упростила сборку. Компьютерная А. потребовала новых умений, создала взаимозависимость работников и сделала их труд более сложным, требующим разделения и ротации профессиональных функций; привела к изменениям в структурах управления, потере и смене места работы и, естественно, к сопротивлению со стороны работников и руководителей. А. в быту путем внедрения средств малой механизации предоставила домохозяйкам больше свободного времени или возможность работать и, по-видимому, благоприятно повлияла на качество семейной жизни, родительской заботы и сексуальных отношений между супругами.
Вполне корректно утверждение, что А. подразумевает замещение определенного челов. навыка механизмом. Простое усовершенствование челов. навыка или введение навыка, отсутствующего у людей, не представляет собой А., хотя порой здесь бывает трудно определить границы. А. может заменять любой из трех элементов, относящихся к сфере челов. компетентности: органы чувств (зрение автоматизируется при помощи дистанционной телевизионной трансляции, а тепловые ощущения — при помощи термостата); эффекторы (автопогрузчики или робот заменяют поднятие и перенос грузов, а автомобиль заменяет пешую ходьбу); ЦНС, служащую для интеграции двух предыдущих элементов (как это делает компьютер с его памятью и функциями контроля). А. может возрастать в той степени, в какой может увеличиваться масштаб подобного замещения — напр. в результате совершенствования машинного зрения, механических пальцев и искусственного интеллекта у роботов.
Масштабы А. будут расти, причиной чему яв-ся все вышеперечисленные факторы. В определенном смысле она потребовалась для обеспечения жизнедеятельности населения, численность которого постоянно растет; прежние, неавтоматизированные методы ведения сельского хозяйства, транспортировки, коммуникации и пр-ва не смогли бы справиться с возросшим объемом задач. Психологически А. развивается в силу многих мотивационных причин: снижает затраты — менеджмент и инвесторы извлекают большую финансовую выгоду; служит предотвращению несчастных случаев, болезней, дискомфорта (хотя порой приводит к возникновению других их разновидностей); облегчает физ. усилия и устраняет неудобства в повседневной жизни (один из важнейших стимулов её внедрения).
См. также ^ Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Конструирование измерительных инструментов
М. Парсонс

Автоматизированная оценка (computer-assisted assessment)



Оценка является одной из наиболее распространенных и важных функций прикл. психол. Она предполагает получение поведенческих и психол. данных и их объединение в целях облегчения принятия клинических решений.
Проблемы, связаные с традиционными методами принятия клинических решений, часто отмечались специалистами. Эти проблемы свидетельствуют о том, что клинические решения порой оказываются недостоверными и необоснованными — потому вызывающими сомнения в их полезности.
Одним из методов повышения надежности, валидности и полезности методов психол. оценки, а следовательно и решений, основанных на извлеченной из нее информ., является А. о. А. о. может облегчать как получение информ., так и выведение основанных на ней решений. Есть несколько путей использования компьютеров в оценочном процессе: а) для предъявления, обработки и интерпретации результатов психол. опросников; б) для предъявления вопросов, обычно включаемых в интервью, и суммирования ответов на них; в) для расчета регрессионных или байесовских коэффициентов, используемых при постановке диагноза или принятии клинических решений; г) для предварительной обработки данных наблюдения с целью получения информ. в сжатой и обобщенной форме.
Уже в течение ряда лет компьютеры используются для предъявления, обработки и интерпретации результатов психол. тестов, в частности Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI). Позднее пункты бланка для ответов стали предъявляться на экране дисплея, и испытуемые указывали свои ответы с помощью клавиатуры.
Основными преимуществами А. о. являются: скорость, более высокая надежность и возросшие возможности интерпретации. Компьютеры могут быстро обрабатывать и представлять сводные интерпретативные отчеты по множеству шкал. Они также могут представлять интерпретации, основанные на анализе профилей — анализе взаимосвязей различных шкал в дополнение к абсолютным показателям конкретных шкал.
Принятие клинических решений, таких как психиатр. диагноз, может облегчаться путем введения данных, полученных путем традиционных методов оценки, в регрессионные или байесовские уравнения. Вместо типичного процесса принятия клинических решений с присущей ему субъективностью значения заданных переменных вводятся в заранее выведенные уравнения, а получаемые в результате коэффициенты показывают вероятности специфических форм поведения или диагностических категорий.
Компьютеры также используются для облегчения предварительной обработки и анализа данных наблюдений. Прямое наблюдение может давать большое количество разнообразной информ. о распространенности, продолжительности или условной вероятности различных форм поведения. Однако такие данные можно регистрировать непосредственно с использованием автоматизированных систем записи данных. Это компактные, работающие от аккумулятора запоминающие устройства; при возникновении изучаемой формы поведения наблюдатель нажимает на определенные клавиши, чтобы его зарегистрировать. Несмотря на наличие некоторых специфических источников ошибок, присущих технологии автоматизированной записи данных, она позволяет снизить вероятность ошибки в записях наблюдателей и повышает скорость и качество анализа.
Преимущества от использования А. о. оказываются весьма существенными. По сравнению с традиционными методами сбора и интерпретации психол. данных А. о. проводится быстрее, экономит дорогостоящее время специалиста, нечувствительна к межличностным манипуляциям клиентов, более стандартизована в предъявлении стимулов испытуемым, снижает вероятность ошибок ввода данных и более пригодна для использования неспециалистами. Что еще важнее, в сравнении с традиционной клинической интерпретацией результатов опросников и данных интервью, которая всегда ограничена знаниями и предпочтениями конкретного психол., автоматизированные интерпретации содержат в себе аккумулированные знания большого количества психол., могут охватывать огромное множество переменных и имеют более широкую эмпирическую основу.
С А. о. связано несколько проблем. Самая значительная из них — проблема валидности. В связи с этим были предприняты значительные усилия по разработке стандартизованных способов предъявления стимулов и итоговых интерпретаций, таких как интерпретативные суждения, основанные на анализе профилей MMPI, этиологические объяснения или терапевтические рекомендации, основанные на интерактивном интервьюировании.
См. также ^ Клиническое суждение, Компьютеризованное обучение, Диагнозы
С. Н. Хейнс

Автоматические мысли (automatic thoughts)



А. м. — это спонтанно возникающие идеи или мысли, типичными признаками к-рых являются внутренние высказывания человека о самом себе или разговор с собой. Когнитивные теории подчеркивают роль систем убеждений, когнитивных схем, интеллектуальных процессов и А. м. в управлении поведением. У каждого человека есть своя «система координат», наз. по-разному: личностью, стилем жизни, мировоззрением и т. д., в рамках к-рой он справляется с решением жизненных задач. Такая внутренняя структура убеждений зависит от прошлого опыта, знаний, целей, намерений и осн. структур убеждений. А. м. отличаются от структур убеждений. Как утверждают Мерлуцци и Болтвуд, «важным различием между А. м., или внутренними высказываниями (утверждениями) и осн. схемами, или системами, убеждений является то, что А. м. — это спонтанные внутренние высказывания или рассуждения (иногда переходящие в «умственную жвачку»)... В противоположность этому когнитивные схемы представляются относительно устойчивыми, долговременными чертами наподобие когнитивных паттернов». Сходным образом Бек и Вейсхаар разграничивают А. м. и произвольные мысли. Произвольные мысли — это полностью осознаваемые и определяемые самим человеком решения. А. м. являются «более стойкими и менее доступными, чем произвольные, и обычно отличаются сильным воздействием». И произвольные мысли, и А. м. согласуются с осн. убеждениями, или схемами.

^ Несознаваемые процессы.

Считается, что А. м. обычно не сознаются или лежат ниже уровня текущего осознания происходящего. Они являются спонтанными внутренними высказываниями, производными от несознаваемых осн. убеждений.

^ Прикладные аспекты.

В когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии главное внимание уделяется изменению «искаженных» или дисфункциональных систем убеждений клиента. Для этого такие системы необходимо выявить и получить к ним доступ. Альберт Эллис выделил 12 иррациональных убеждений, а Бек — 6 осн. когнитивных искажений, или искаженных процессов мыслей-убеждений. Др. авторы дополнили и внесли поправки в перечень иррациональных убеждений и когнитивных искажений.
Доступ к осн. убеждениям можно получить, побуждая клиентов отслеживать собственные внутренние высказывания, или А. м. Затем их оспаривают и изменяют. Проблемы, к-рые были причиной обращения к терапии, могут быть решены путем изменения взгляда клиента на эти проблемы через его А. м., т. е. посредством своего рода парадигматического сдвига в мышлении, называемого на психотер. жаргоне рефреймингом.
См. также ^ Когнитивная сложность, Сознание, Защитные механизмы, Свобода воли, Идиодинамика, Бессознательное
М. С. Кэрич

Автономная нервная система (autonomic nervous system)



АНС снабжает двигательными волокнами сердце, желудок, поджелудочную железу, тонкую и толстую кишку, потовые железы, периферические кровеносные сосуды и др. внутренние органы, ткани и железы. Ее главная функция — регуляция физиолог. процессов, в к-рых задействованы эти внутренние органы (напр., регуляция АД и температуры тела), и подготовка организма к чрезвычайным ситуациям посредством запуска соотв. физиолог. приспособительных реакций.
Проводящие пути АНС включают нейроны как в центральной, так и в периферической НС. Они начинаются с нервных клеток в стволе головного мозга и в спинном мозге. Аксоны этих клеток, называемые преганглионарными волокнами, покидают ЦНС в составе черепных нервов (в головном мозге) или передних корешков (в спинном мозге) и направляются к вегетативным ганглиям. Эти нейроны образуют здесь синапсы с постганглионарными волокнами, к-рые расходятся к различным органам и железам.
АНС имеет два отдела согласно анатомическому распределению автономных волокон: симпатический отдел и парасимпатический отдел. Эти две ее составные части имеют различные функции. Преганглионарные волокна симпатического отдела начинаются в спинном мозге, выходят в составе передних корешков и направляются к ганглиям симпатических стволов, расположенных с обеих сторон от позвоночника. Эти два вытянутых ствола продолжаются от основания черепа до конца позвоночного столба. Преганглионарные волокна образуют синапсы в ганглиях симпатических стволов. Затем постганглионарные волокна покидают эти стволы и направляются к различным органам и железам, имеющим симпатическую иннервацию. В их число входят сердце, желудок, тонкая кишка, поджелудочная железа, толстая кишка, слюнные железы, глаза и множество кровеносных сосудов по всему организму.
Парасимпатический отдел АНС, благодаря его анатомическому расположению, называют еще краниосакральной системой. Ее Преганглионарные волокна покидают ЦНС в составе определенных черепных нервов (глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и добавочного), а тж через крестцовую (нижнюю) часть спинного мозга. Они направляются к месту назначения и образуют синапсы в ганглиях, расположенных рядом с органами-мишенями. Парасимпатические волокна влияют на большую часть тех же органов и желез, что и симпатические волокна. Однако есть ряд исключений. К примеру, парасимпатические волокна не иннервируют периферические кровеносные сосуды.
АНС контролируется, гл. обр., ядрами гипоталамуса. Эта область головного мозга участвует в регуляции мн. функций, включ. контроль температуры тела, еду, питье, сексуальное поведение и мн. виды эмоционального поведения. АНС, под управлением гипоталамуса, участвует в осуществлении нек-рых из этих видов физиолог. деятельности.

Функции


Двумя главными функциями АНС являются: а) поддержание гомеостаза в организме и б) подготовка организма к чрезвычайным ситуациям. Симпатический и парасимпатический отделы играют важную роль в осуществлении этих функций. В общих чертах активация симпатического отдела приводит к распространенным по всему организму эффектам, и эта активация важна для адекватной реакции организма на стресс. Парасимпатические волокна обычно оказывают более локализованное воздействие на отдельные органы- и железы-мишени. Если один орган иннервируется и симпатическими и парасимпатическими волокнами, они, как правило, оказывают противоположное воздействие. Напр., парасимпатическая активация вызывает замедление сердечных сокращений, тогда как симпатическая активация заставляет сердце сокращаться чаще.
Гомеостатическая функция АНС обычно иллюстрируется ее ролью в отдельных физиолог. процессах, включая контроль АД, терморегуляцию и расширение зрачка. Напр., снижение комнатной температуры стимулирует чувствительные нейроны кожи, восприимчивые к температуре. Эти нейроны посылают импульсы в спинной и головной мозг. Гипоталамус, к-рый тж содержит клетки, чувствительные к температуре кожи, включает механизмы, предназначенные для сохранения тепла, такие как сужение периферических кровеносных сосудов и дрожь. Когда температура повышается, эти процессы принимают обратное направление.
Реакция АНС на стресс осуществляется гл. обр. благодаря распространенной симпатической активации и сопутствующим изменениям во мн. органах. При наличии стрессора симпатическая активация вызывает повышение частоты сердечных сокращений, повышение АД, расширение зрачка, угнетение перистальтики, повышение активности потовых желез ладоней, освобождение гормонов мозгового вещества надпочечников и др. изменения. Эти физиолог. приспособления концентрируют ресурсы организма на функциях, к-рые важны при физ. угрозе, в частности на мускулатуре. Кровоснабжение кожи и внутренних органов снижается, в то время как кровоснабжение сердца и мышц повышается. Менее важные в экстремальных ситуациях физиолог. процессы, такие как пищеварение, тормозятся. Симпатическая активация и сопровождающие ее изменения в эндокринной системе готовят организм для борьбы или бегства путем мобилизации энергетических ресурсов и временного увеличения физ. силы. Однако известно, что хроническая симпатическая активация сопряжена с расстройством здоровья.
Термин «автономная» подразумевает, что эта составная часть НС функционирует автоматически и не предполагает произвольного управления. Тем не менее мн. автономные функции могут регулироваться сознательной активностью при использовании определенных процедур. Напр., мн. пациенты с артериальной гипертензией могут при помощи биологической обратной связи снижать свое АД.
См. также ^ Головной мозг, Центральная нервная система, Нейропсихология, Симпатическая нервная система
П. М. Уоллес

Авторитарная личность (authoritarian personality)



«Авторитарная личность» — это термин, примененный для обозначения особой структуры личности, изучавшейся группой исслед. из Калифорнийского ун-та (Беркли) в период 1940-х гг.
Эти исслед. попытались идентифицировать «антисемитскую» личность, но затем вынуждены были расширить это понятие до рамок «этноцентристской» личности. Последнее, в свою очередь, стало частью другого более широкого понятия — «фашистской личности». Шкалу для ее оценки назвали F-шкалой, хотя впоследствии измеряемое понятие сменило название, трансформировавшись в «антидемократическую» и «авторитарную» личность. (Шкала этноцентризма была сохранена в окончательной батарее как E-шкала.)
Несмотря на то что исследователи из Беркли обнаружили высокую корреляцию между этноцентризмом и авторитаризмом, Ричард Кристи столкнулся с фактом, что корреляции, обнаруженные в Калифорнии, не выявляются в Техасе, где этноцентризм имеет более глубокие культурные корни. Впоследствии вместе с Марией Ягода он редактировал критические материалы по исследованиям авторитарной личности. Эльза Френкель-Брунсвик пришла к выводу, что характерной особенностью данного типа личности является «неспособность переносить неопределенность».
Работа «Авторитарная личность» (^ The Authoritarian personality), написанная Адорно и др., представляет собой, бесспорно, самое всеобъемлющее из когда-либо предпринимавшихся исследований личности. Не остается сомнений в том, что эти исследования привлекли внимание к личностным конфигурациям сложного характера, связанным с социальной ригидностью и недостаточной адаптацией. При определении в таких терминах, как «ригидность», «догматизм», «двузначность», «неспособность переносить неопределенность» и «зависимость от авторитета», это понятие, безусловно, затрагивает одну из важнейших проблем личности и ее функционирования.
См. также ^ Центральные черты, Консерватизм/либерализм, Теории личности
У. Э. Грегори

Агрессия (aggression)



А. — сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.

^ Агрессия как инстинкт


Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960-х гг. в США были опубликованы три основополагающих труда, в к-рых проводилась эта идея: «Об агрессии» (On aggression) Лоренца, «Территориальный императив» (The territorial imperative) Ардри и «Голая обезьяна» (The naked ape) Морриса. Каждый автор пытался обосновать взгляд на А. как порождение врожденного инстинкта борьбы. Агрессивная энергия, в соответствии с этим взглядом в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. Со временем энергия накапливается. Чем ее больше, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления А. прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв А. происходит спонтанно. Согласно этой т. зр., агрессивная энергия неизбежно накапливается и столь же неизбежно ищет выхода.
Теория инстинкта все же весьма притягательна, хотя и представляет собой смесь аналогий и неопределенных понятий, опирающихся на отрывочные описания и несистематические наблюдения из жизни животных и людей. Она оправдывает безответственность: сам чел. якобы не может повлиять на свое агрессивное поведение, коль скоро энергия накапливается и неизбежно должна найти выход. Теория претендует на универсальность, т. е. с ее помощью пытаются объяснять различные формы и проявления А., не имеющей очевидных причин. Большинство совр. американских ученых сходятся в том, что генетико-физиолог. потенциал А. все же существует, но это не единственный фактор, ответственный за агрессивное поведение.

^ Агрессия как драйв


Когда научный интерес к поиску предполагаемой инстинктивной основы агрессивного поведения угас, понятие инстинкта было заменено понятием драйва (внутреннего побуждения или влечения). Более двух десятилетий усилия американских ученых концентрировались на попытках объяснить А. на основе той или иной теории драйва.
Большинство исслед., посвященных проверке гипотезы «фрустрация — агрессия» и выведенных из нее утверждений, проходили не слишком гладко. Хотя удалось многое узнать о фрустрации и А., оставались проблемы с точным определением понятий, и потому связь между этими двумя неременными явно носила характер порочного круга. Как отмечает Р. Н. Джонсон, «наличие фрустрации априори предполагало, что следующее за этим поведение, вероятно, должно быть агрессивным, а проявление А. считалось доказательством предшествующей фрустрации». Л. Берковиц и С. Фишбах сконцентрировали внимание на теории драйва, приложив значительные усилия для пересмотра и расширения гипотезы «фрустрация—агрессия». Берковиц высказал предположение, что стимулы, регулярно связываемые с проявлениями А., постепенно приобретают способность вызывать агрессивные действия у спровоцированных индивидуумов. Фрустрация, по его мнению, вызывает гнев, к-рый сам по себе не ведет к открытой А., но создает готовность или установку реагировать агрессивно. Берковиц предположил, что актуальная открытая А. не возникает, если индивидуум не обнаруживает сигналов (или признаков), разрешающих А. Этими сигналами обычно бывают стимулы (люди, места, предметы и т. д.), связанные с текущими или предыдущими источниками гнева.

^ Агрессия как социальное научение


Американская психология после 1950-х гг. большей частью переключила внимание с недоступных наблюдению, предполагаемых внутренних детерминант поведения на внешние факторы, влияющие на наблюдаемые поведенческие реакции. Поведение людей подверглось широкому изучению с т. зр. вызывающих его стимулов и подкрепляющих последствий.
Теория соц. научения — это смесь когнитивных и стимульно-реактивных концепций в отношении широкого множества разнообразных форм и видов поведения, включая А. Согласно этой теории, процессы, на к-рые возлагается ответственность за А., по существу идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения. В табл. 1 дан обобщающий перечень этих процессов, к-рые, согласно теории соц. научения, ответственны за первоначальное приобретение индивидуумом форм агрессивного поведения, побуждение к открытым актам А. в данный момент времени и поддержание такого поведения.
^

Таблица 1. Теория социального научения агрессии



Приобретение
Побуждение
Поддержание
1. ^ Нейрофизиологические предпосылки
Генетические
Гормональные
Ц.н.с. (например, гипоталамус, лимбическая система)
Физические характеристики
1. ^ Аверсивные события
Фрустрация
Ослабление подкрепления:
— относительная депривация;
— несправедливые тяготы жизни
Словесные угрозы и оскорбления
Физическое насилие
1. ^ Прямое внешнее подкрепление
Осязаемое (материальное)
Социальное (статус, одобрение)
Облегчение аверсивности
Выражение обиды
II. ^ Обсервационное научение
Влияние семьи (напр., жестокое обращение)
Субкультурное влияние (напр., делинквентность)
Символическое моделирование (напр., телевидение)
II. ^ Влияние моделирования
Растормаживание/снятие запретов
Фасилитация
Эмоциональное возбуждение
Сильные раздражители (привлечение внимания)
II. ^ Викарное подкрепление
Наблюдаемое вознаграждение (эффект получения — фасилитации)
Наблюдаемое наказание (эффект избегания — растормаживания)
III. ^ Непосредственный опыт
Военные действия
Подкрепляемые действия
III. Поощряющие стимулы
Инструментальная агрессия
Предвосхищаемые последствия
III. ^ Нейтрализация самообвинений
Моральное оправдание
Успокаивающее сравнение
Эвфемистическое обозначение
Перекладывание ответственности
Распыление ответственности
Дегуманизация жертвы
Обвинение жертвы
Искажение последствий
Прогрессивная десенсибилизация
IV. ^ Следование предписаниям
V. Влияние бредовых идей
VI. Влияние факторов окружающей среды:
— теснота;
— температура окружающей среды;
— шум;
— физическая обстановка
Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические, гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения А., равно как и на вероятность научения тем или иным специфическим формам А.
Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение А. данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении А. через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых.
Однако наиболее важную роль в приобретении А. играют викарные процессы. Считается, что такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тж служит важным источником выученной А. Важнейшим является тот факт, что такая А. обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности, повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя (напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание).
Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее контроля. Теория А. как драйва тж оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц. научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую, логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее эмпирическое подтверждение.

Побуждение


Если чел. уже научился поступать агрессивно — и знает, когда, где, в отношении кого это можно делать, — то чем определяется, будет ли он в действительности совершать агрессивные поступки? Согласно теории соц. научения, действительное агрессивное поведение зависит от множества факторов.
Побудить чел. к А. могут аверсивные события. Одним из таких аверсивных стимулов, как и в теории драйва, считается фрустрация. Но, в отличие от теории драйва, теория соц. научения рассматривает фрустрацию только как один из целого ряда аверсивных стимулов, причем имеющий, помимо А., несколько равновозможных последствий, таких как регрессия, уход, зависимость, психосоматизация, снятие напряжения с помощью наркотиков и алкоголя и, наконец, конструктивное решение проблем. Вызывающее неприязнь ослабление подкрепления — второй предполагаемый класс аверсивных побудителей к А. Комментаторы случаев коллективной А. указали на этот провоцирующий стимул (особенно когда он проявляется в форме воспринимаемого людьми лишения (депривации) по сравнению с др. или воспринимаемых ими тягот жизни как несправедливых, а вовсе не тягот и лишений в абсолютном смысле) как на главную причину насилия толпы, бунтов и т. п. Словесные угрозы и оскорбления, а тж физ. насилие служат дополнительными, однако чрезвычайно сильными аверсивными побудителями А. Точ показал, что словесные оскорбления особенно часто вызывают агрессивную реакцию в виде применения физ. силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление действием особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцирующие действия носят серьезный и частый характер.
Поскольку новые образцы агрессивного поведения приобретаются гл. обр. через подражание моделям, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой А. Если мы наблюдаем за др. чел. (моделью), к-рый ведет себя агрессивно и не бывает за это наказан, такое наблюдение может вызвать растормаживающий эффект. За счет процесса, сходного с викарным угашением страха, такое растормаживание может привести к проявлению наблюдателем открытой А. Если же модель вознаграждается за проявление А., может возникнуть эффект реакции фасилитации. Отныне поведение модели служит побуждающим стимулом к сравнимому поведению. Наблюдение за проявлениями А. часто вызывает у наблюдателя эмоциональное возбуждение. Накоплено достаточно фактов, позволяющих утверждать, что эмоциональное возбуждение облегчает появление агрессивного поведения, особенно у лиц, для к-рых такой способ реагирования стал привычным и не вызывает напряжения.

^ Поощряющие стимулы.

С. Фишбах и др. исследователи различают гневную А. и инструментальную А. В первом случае ставится задача причинить страдания др. человеку, во втором — получение поощрения. Поощряющие к А. стимулы имеют отношение ко второму виду А.
А. очень часто приносит дивиденды, а А. с целью получения поощрения позволяет агрессору получить высоко ценимое в об-ве (модное, дорогое и т. д.) вознаграждение. И именно в этом заключено одно из препятствий — возможно, существенное — к успешному, широкому контролю агрессивного поведения.

^ Следование предписаниям.

Один чел. может проявить А. в отношении др., исполняя приказ. Послушание воспитывается и дифференцированно вознаграждается семьей и школой на протяжении детства и отрочества-юности, а затем — мн. общественными ин-тами на протяжении всей взрослой жизни (на работе, на военной службе и т. д.).
Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия — все это может выступать в качестве побудительных стимулов к А. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощения идей мессианства, проявления героизма и т. д. Роль бредовых идей как провоцирующего А. фактора не следует преуменьшать, хотя частота этой формы побуждения обычно сильно завышается.

^ Влияние факторов окружающей среды.

В последнее время психологи стали проявлять все больший интерес к влиянию внешних событий на поведение человека, образовалась даже особая подобласть энвайронментальной психологии, посвященная глубокому изучению средовых событий как побудителей к А. Были исследованы такие факторы, как теснота, температура, шум и др. характеристики окружающей среды. Будет ли агрессивное поведение действительно вызываться стесненными условиями, жаркими днями и ночами, высоким уровнем шума и др. аналогичными факторами, по всей вероятности, каким-то сложным образом зависит от физ. интенсивности этих средовых характеристик, их персонологических атрибутов, уровня вызываемого ими эмоционального возбуждения, а тж взаимодействия этих факторов, внешних ограничений и др. соображений.

Поддержание


На агрессивное поведение влияют внешние вознаграждения, к-рые оно приносит. Такие вознаграждения м. б. материальными или соц., а могут заключаться в ослаблении аверсивного воздействия. Не исключено, что вознаграждением агрессору м. б. видимые проявления страданий жертвы А.
В поддержании А. большое значение имеют викарные процессы. Поддерживающий А. эффект наблюдения за вознаграждением агрессора, по мнению Бандуры, возникает благодаря: а) информ. функции наблюдения; б) его мотивационной функции; в) его растормаживающего действия, когда наблюдатель видит, что др. избегают наказания за свое агрессивное поведение.
Теория соц. научения предполагает, что люди регулируют свое поведение, опираясь тж на собственные выводы, касающиеся его последствий. Так, большинству известно, что агрессивное поведение заслуживает порицания, поэтому они говорят или думают про себя плохо после агрессивных проявлений. Есть и такие, кто полагает, что агрессивные поступки доказывают их мужественность и позволяют гордиться собой. Такие люди обычно настроены воинственно, а агрессивные поступки повышают их самооценку.

^ Предсказание агрессии


Профилактика агрессивных проявлений была бы более эффективной, если бы мы могли точно знать, кто, когда и при каких обстоятельствах склонен к А. К сожалению, высокой точности предсказаний достичь весьма трудно. Благодаря широким исследовательским данным удалось установить, что преступное агрессивное поведение устойчиво коррелирует с такими демографическими и родственными переменными, как прошлое криминальное поведение, возраст, пол, (национальное) происхождение, социоэкономический статус, злоупотреблением алкоголем и опиатами. Однако такие актуарные вероятности имеют ограниченную ценность для предсказания открытой А. у конкретного чел. или конкретной группы лиц.
В своей работе «Клинический прогноз насильственного поведения» (^ The clinical prediction of violent behavior) Монахан дал критический обзор рез-тов 5 крупных исслед., целью к-рых была оценка полезности психол. тестов и данных интервью для предсказания А. Рез-ты этих попыток прогнозирования сведены в табл. 2.
^

Таблица 2. Исследования валидности клинического прогноза насильственного поведения



Исследования
Правильные положительные прогнозы, %
Ошибки типа «ложная тревога», %
Правильные отрицательные прогнозы, %
Ошибки типа «пропуск цели», %
Число предсказанных случаев совершения насилия
Число предсказанных случаев несовершения насилия
Продолжительность последующего наблюдения, годы
Kozol et al., (1972)
34,7
65,3
92,0
8,0
49
386
5
Steadman & Cocozza (1974)
20,0
80,0


967

4
Cocozza & Steadman (1976)
14,0
86,0
84,0
16,0
154
103
3
Steadman (1977)
41,3
58,7
68,8
31,2
46
106
3
Thornberry & Jacoby (1979)
14,0
86,0


438

4
Из табл. 2 видно, что клинический прогноз А. у взрослых приводит к обескураживающему количеству ошибок. Во всех 5 исслед. особенно много ошибок типа «ложная тревога», т. е. когда мн. люди, к-рые, по прогнозам, должны были совершить агрессивные действия, за период последующего наблюдения этого не сделали. Монахан заключает: «"Лучшее" из имеющихся на настоящий момент клинических исслед. показывает, что точность психиатров и психологов не превышает одного из трех предсказаний насильственного поведения за период в несколько лет».

^ Контроль агрессии


Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой А.
Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от стресса. Основная идея тренинга — обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно. Эффективность такого вмешательства, контролирующего А., убедительно доказана, и оно становится все более популярным.
Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта.
Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление — это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения.
Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А. Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения, довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения.

^ Вмешательства на уровне малых групп.

Тренинг психол. навыков использует ряд психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства получила широкое и надежное подтверждение.
Воспитание характера — в его совр. варианте, представленном Программой воспитания характера (^ Character Education Curriculum), — реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных классов.
Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей без излишнего догматизма и опирается на довольно разнородные допущения и методики. Цель — помочь учащимся сформировать, прояснить и применить в жизни свои ценности путем свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив. Получены предварительные эмпирические данные, частично подтверждающие эффективность прояснения ценностей для ослабления деструктивных аттитюдов и поведения и усиления конструктивных альтернатив.
Моральное просвещение, подробно описанное в работах Колберга, — это, пожалуй, особенно действенный вид вмешательства на уровне малых групп с целью обучения просоциальным альтернативам А.
См. также ^ Средовой стресс, Расстройства личности, Просоциальное поведение, Самоконтроль, Вспышки раздражения, Насилие
А. П. Голдстейн
4 5 6 7 8 9 ... 270
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная