Наглядно-дидактический материал для работы с детьми ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ФФН и ОНР) Введение 3
Учебные материалы


Наглядно-дидактический материал для работы с детьми





Ьиблиотека практикующего Логопеда

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ


ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ФФН и ОНР)


Методическое пособие

МОСКВА 2003
ББК 73.4 УДК 376 Н16

Введение



Составители: В.П. Глухов, к.п.н. (МГОПУ им. М.А. Шоло­хова, г. Москва);
В.Б. Атрепьева, гл. специалист по дошкольному образованию (Министерство образования Московской обл.);
Т.И. Контрактова, директор МДОУ № 50 — центра развития ребенка «Дефектрлог» (г. Люберцы, Московской обл.);
В подготовке пособия принимали участие педагоги-дефекто-логи центра развития ребенка «Дефектолог» Л.И. Пышкина, А.А. Пышкин.Е.Е. Семина.
Рецензенты: Г.А. Руссова, директор МДОУ № 91 — центра ра.пш-тия ребенка «Родничок», учитель-логопед I категории;
Г.И. Михайлова, директор Центра диагностики и кор­рекции при комитете по образованию, педагог-дефгк-толог I категории (г. Люберцы Московской обл.).
Н16 Наглядно-дидактический материал для работы с деть­ми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атре­пьева, Т.И. Контрактова. — М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Биб­лиотека практикующего логопеда)
ISBN 5-89415-276-3
Предлагаемый методический материал предназначен для занятий дома с детьми, имеющими системные нарушения речи (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи). В пособие включены примерный лексический материал по темам, примерный словарь, словарь действий и признаков, а также тексты загадок и стихов, игры, упражнения и т.п. для развития внимания, памяти, восприятия, мышления, творческих способностей де­тей с указанными нарушениями речи. Материал основан на практическом опыте специалистов и адресован родителям, воспитателям логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кого интересуют проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
©Глухов В.П., Атрепьева В.Б., Контрактова Т.И., 200.4
^ ISBN 5-89415-276-3 ©АРКТИ, 2003
Предлагаемый наглядно-дидактический методический материал адресован родителям детей, имеющих системные нарушения речи (фонетико-фонематическое — ФФН и общее недоразвитие ре­чи — ОНР), и предназначен для занятий с детьми дома. Этот практический материал могут использовать и воспитатели ло­гопедических групп дошкольных образовательных учреждений при проведении коррекционных занятий. Он окажет помощь речи детей и овладению ими родным языком.
В пособии представлен примерный лексический материал по ряду обобщающих тем: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «До­машние и дикие животные» и др. Речевой материал подобран с учетом программных требований к обучению и воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, а также программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи среднего и старшего дошкольного возраста (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В структуре изучаемого детьми языкового ма­териала выделен предметный словарь, словарь действий и при­знаков. Для лучшего усвоения отрабатываемого речевого мате­риала в пособие включено много различных загадок и стихов.
Для речевой работы по каждой теме рекомендуется использо­вать речевые игры, упражнения, графические задания, направ­ленные на развитие у детей с нарушениями речи внимания, памяти, восприятия, мышления, творческих способностей, тон­кой ручной моторики и др. На изучение каждой темы следует отводить не менее 1,5-2 недель.
Пособие может быть полезно всем, кого интересуют проблемы развития речи детей дошкольного возраста и исправления ее недостатков.
Материал представляет собой обобщение опыта коррекционной работы логопедов и педагогов-дефектологов с детьми, имеющи­ми системные нарушения речи.

Г-669

3


^ ТЕМА «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»


ТЕМА «ИГРУШКИ»



1. Ребенок должен знать и различать следующие геометриче­
ские фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,
овал, ромб. На основе знаний о треугольнике и четыреху­
гольнике можно ввести новое понятие — «многоугольник».
Важно научить детей группировать предметы по форме, на­ходить в окружающих предметах знакомые им геометри­ческие фигуры.
Необходимо учить не только различать, но и воспроизво­дить эти фигуры (на альбомном листе, на бумаге в клетку).
2. Можно познакомить детей с простыми задачами-головоломками (построение разных геометрических фигур из палочек
или составление из отдельных частей целой геометрической
фигуры).
Например: сложить 2 квадрата из 7 палочек или из 4 тре­угольников составить один четырехугольник.
Очень полезны задания типа: «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура в ряду лишняя» и т.д.
3.

Примерный

словарь: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, многоугольник.

Действия:

нарисовать, срисовать, обвести, сравнить, за­штриховать, закрасить, наложить, рассмотреть.

Признаки:

большой, маленький, одинаковый, разный, похо­жий, синий, зеленый, голубой, красный и т.д.
4. Практические задания (Альбом, с. 4-6).

4



  1. Воспитываем бережное отношение к игрушкам. Ребенок дол­жен знать названия игрушек, узнавать их на картинках и иллюстрациях, составлять небольшой описательный рассказ об игрушке по вопросам: «Что это?», «Какая она?», «Что у нее есть?», «Как с ней можно играть?».

  2. Примерный

    словарь: кукла, машинка, пирамидка, бара­бан, мишка, зайка, мяч, кубики, матрешка, неваляшка, юла и т.д.

Действия: играть (с мячом), одевать, раздевать, кормить, укладывать спать (куклу), строить (из кубиков), заво­дить, катать (машинку).

Признаки:

большой, маленький, деревянный, пластмассо­вый, резиновый, пушистый, дорогая, мягкий, пушистый, легкий, любимая.
^ 1. СТИХИ И ЗАГАДКИ ОБ ИГРУШКАХ
Совсем не нужен ей водитель. Ключом её вы заведите — Колесики начнут крутиться. Поставьте — и она помчится. (Заводная машина)
Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу.
(Плюшевый мишка)
В пути не смолкает, в даль увлекает, Сам не шагает — шагать помогает.
(Барабан)
5
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. (Мячик)
^ ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына. Шалунишку ...
(Буратино)
ВЫУЧИ НАИЗУСТЬ
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Выручил он из болота. Он известен, знаменит — Это доктор Айболит.
Практические задания (Альбом, с. 8-10).

^ ТЕМА «ОВОЩИ»



  1. Дети должны знать, где растут овощи (в огороде, на гряд­ке); какие овощи растут в земле (лук, морковь, картофель, репа и т.д.), какие овощи растут на земле (огурцы, кабач­ки), на кустах (помидоры); какие овощи можно выкопать, сорвать, срезать, выдернуть. Из овощей готовят суп, щи, борщ, салаты, соки и т.п.

  2. Дети должны уметь сравнивать овощи между собой по цвету, форме, вкусовым качествам.

  1. Примерные игры и упражнения по теме «Овощи»:


  • У каких овощей едят «корешки», а у каких «вершки»?

  • А у каких — и «вершки», и «корешки»? Почему?

Игра «Что лишнее?»

(На грядке выросли капуста, лук, персик, апельсин, кабачки.)

^ Игра «Кто больше скажет об этом предмете?», «Кто боль­ше назовет его характерных особенностей?»

(«Этот овощ, он какой? Очень даже непростой!» Огурец какой? Зе­леный, овальный, твердый, хрустящий. Помидор какой?)

  • Мама варит борщ. Какие овощи ей нужны?

  • Назовите овощи зеленого цвета, красного цвета.

  • На какую геометрическую форму похож помидор? Огу­рец? И т.д.

  • Я начну, а ты продолжи: «Огурец, помидор, лук...».

  • Какой сок получился? Из моркови — морковный Из помидоров — ...

Из свеклы — ... Из капусты — ...

  • Скажи, какие овощи можно есть сырыми? вареными? жареными? солеными?

  • Назови ласково: огурец — огурчик морковь — ... свекла — ... капуста — ...

7



^ 1. ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ
В десять одёжек плотно одет, Часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёшь, Сам не заметишь, как слезы прольёшь.
Уродился я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи!
С виду — красная. Раскусишь — белая.
Под каждым кустом Сидит клубком.
Летом — в порядке: Свежие, зелёные, А зимой — в бочке — Желтые, солёные.
Растёт на грядке
Зеленая ветка,
А на ней — красные детки.
4. Практические задания (Альбом, с. 12—14).

^ ТЕМА «ФРУКТЫ»


1. Дети должны научиться узнавать и правильно называть
фрукты; различать их по цвету, по форме, на ощупь; знать,

какие они на вкус и

где растут. Из фруктов делают

соки,

варят компот, варенье.
Фрукты поспевают осенью, они очень полезны, содержат много витаминов.

  1. Фрукты бывают разными по цвету: красные, зеленые, жел­тые, оранжевые; по вкусу: сладкие, кислые, вкусные, горь­коватые.

  2. Игры и упражнения.

Найди ошибку:
В садах на деревьях созрели лимоны, апельсины, кабачки, груши.
Подбор эпитетов к словам:
яблоко (какое?) — круглое, сочное, сладкое, красное, ду­шистое; груша (какая?) — ...
Отгадывание слов по эпитетам:
желтый, кислый, спелый, овальный, душистый, растет на дереве (лимон).
Сок какой?
из яблок — яблочный
из слив — сливовый
из клюквы — клюквенный
из груши — грушевый.
Запомни один и много:
одно яблоко — много яблок
одна слива — много слив
один банан — много бананов
один лимон — много лимонов
один апельсин — много апельсинов.

2-669

9


^ 1. ЗАГАДКИ О ФРУКТАХ

ТЕМА «ОСЕНЬ»



Синий мундир, Жёлтая подкладка, А в середине — сладко. (Слива)
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
(Яблоко)
Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица?! А всего-то — косточка Да красненькая кофточка. (Вишня)
Маленькая печка
С маленькими угольками.
(Гранат)
4. Практические задания (Альбом, с. 16-18).

  1. Дети должны знать основные признаки осени: похолодание, опадание листьев, на небе тучи; трава желтеет, вянет; птицы улетают в теплые края; люди надевают теплую одежду; часто идут холодные дожди; убирают урожай овощей и фруктов; заготавливают на зиму соления, варения.

  2. Словарь: осень, тучи, листья, урожай, дождь; желтеть, увядать, опадать, засыхать, осыпаться, замерзать, соби­рать, улетать, моросить, лить; холодный, мелкий, жел­тый, сухой, красный, спелый, зрелый...

1. Ответь на вопросы:

  • Какое наступило время года?

  • Какая бывает погода осенью?

  • Куда улетают птицы осенью?

  • Что поспело в огороде?

  • Как убирают урожай?


  1. Выучи название осенних месяцев.

  2. Отгадай:

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
4. Прочитайте детям:
В сентябре, в сентябре
Пожелтело во дворе.
В огороде и саду все поспело и созрело,
2"-669 11
Сладким соком налилось. Пора рвать и копать, Все в корзины собирать — Заготавливать!
5. Запомни и перескажи текст.
ОСЕНЬ
Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длин­нее. Солнышко светит редко. Трава пожелтела. Листья падают на землю. Только ёлки и сосны стоят зелёные. Птицы улетают на юг. Часто идёт дождь. Дует холодный ветер.
3. Практические задания (Альбом, с. 20-21).

^ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»


1. Дети должны знать, какие деревья растут в парке, в лесу,
в саду; отличать лиственные деревья от хвойных: листвен­ные деревья сбрасывают на зиму листву, а хвойные — нет.
Научите ребенка различать березу, липу, осину, тополь, клен, рябину, опираясь на следующие признаки: ширина и окрас ствола, цвет коры, плоды, форма листьев, семян и др.
Соберите в парке, в лесу листья — пусть ребенок обведет их и раскрасит. Хвойные деревья — вечнозеленые: ель, сосна, пихта, кедр. У них вместо листочков — иголочки (хвоинки).
2. Дети должны уметь показать ствол дерева, ветки, почки,
листья, семена.
Листья появляются весной из почек. Осенью созревают се­мена, из которых можно вырастить дерево:
у ели и сосны — шишки; у дуба — желуди; у рябины — ягоды.
Покажите детям семена липы, клена, лиственницы.
Поздней осенью сухие листья падают на землю — это ли­стопад.
1. Отгадай:
Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает.
(Д....О)

2. А какие ты знаешь фруктовые деревья?
13

J


Разучите стихотворения.
БЕРЁЗА
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из теплых дней Май серёжки дарит ей.
ЁЛКА
Ну и платье! Сплошь иголки. Его вечно носят елки.
Практические задания (Альбом, с. 23-25).

^ ТЕМА «ОДЕЖДА»


1. Для чего нужна одежда? — Чтобы зимой предохранять человека от холода, а летом — от жары. Одежда должна быть
удобной, чистой и красивой.
(Родителям: одежда должна быть только из натуральных материалов: для детей непригодна одежда из синтетики).
Одежду шьют на фабриках из материала: меха, кожи, шерсти (вяжут из ниток). Потом люди покупают ее в специальных магазинах «Одежда». Есть одежда для детей — детская; для мужчин — мужская; для женщин — женская.
2. Одежда бывает летней, осенней, весенней, зимней.
— Что люди надевают летом? зимой? весной и осенью?

  1. Чтобы одежда была чистой, ее стирают, а шубу из меха, пальто из кожи чистят в химчистках. После стирки одежду гладят утюгом.

  1. Назови одежду:

женскую; мужскую; детскую.

  1. Назови части одежды: воротник, рукав, манжет, карман, пуговицы, оборка, рюши, петли.

  2. Какая бывает одежда? (чистая, удобная, новая, старая, широкая, вязаная, меховая...)

А еще какая?

  1. Что можно делать с одеждой? (носить, стирать, беречь, полоскать, гладить, надевать, шить, вязать, пришивать...)

  2. Одежду шьет портниха (портной); для этого нужны: швей­ная машина, иголки, нитки, наперсток, ножницы.

  1. Запомни слова:

петля, застежка, пуговица, крючок, молния, резинка, ре­мень... (существительные);
зашивать, штопать, снимать, вешать, покупать, завязы­вать, развязывать, застегивать, расстегивать, вязать, продевать, сушить, отрезать, вышивать, шить... (глаголы).

15

10. Запомни!
Одевать кого-то (мы одеваем Таню, Васю...) Надевать что-то (наденем шапку, шубу...)
11. К глаголу ШИТЬ придумай новые слова, добавляя пристав­ки ПРИ, ЗА, ПЕРЕ, ПОД, В, У. Придумай с этими словами
предложения: вшить рукав у платья, подшить подол, при­
шить пуговицу...
1. Отгадай загадки:
Я, как зонт, не промокаю. От дождя вас защищаю И от ветра вас укрою. Ну, так что же я такое?
(Плащ)
Дуйся — не дуйся, А через голову суйся. Попляши весь день-деньской — И пойдешь на покой. (Рубаха)
Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижку-коротышку. От солнца я защита, Для того и сшита.
(Панама)
12. Практические задания (Альбом,* с. 27-28).

^ ТЕМА «ОБУВЬ»


1. Обувь бывает разной: осенней, зимней, летней, детской,
взрослой.

Ее изготавливают из кожи, пластмассы, резины, ткани, шер­сти, войлока (например, валенки).
2. Назови, из чего сделаны:
сапоги, туфли, ботинки, тапочки, кроссовки, кеды, вален­ки, калоши, сандалии.
3. За обувью надо ухаживать, чтобы она была чистой и кра­
сивой.

  • Как ты будешь ухаживать за обувью? (Мыть, чистить кремом, начищать щеткой.)

  • Перечисли, какую ты знаешь обувь. Кто больше назовет слов-признаков обуви: мама или ты?

Прилагательные:

новая, чистая, грязная, красивая, удоб­ная; кожаная, резиновая, замшевая, войлочная; теплая, мягкая, осенняя, летняя, зимняя...
— Что мы делаем с обувью?
Глаголы: носим, обуваем, зашнуровываем, чистим, моем, бережем.
Вырежи ножницами из обувной коробочки башмачок, про­коли дырочки и зашнуруй его шнурками.
1. Отгадай загадки:
Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью.
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет — у нас работа:
17
Топать-шлёпать по болотам. Если дождик — мы не тужим Бойко шлёпаем по лужам. (Сапоги, галоши)
В них упрячешь две ноги — И в мороз гулять беги! Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром — в садик, Вечером — домой.
(Валенки) 4. Практические задания (Альбом, с. 30-31).

^ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»


1. В течение года дети из жизненного опыта и на картинке
узнают и называют животных: корову, лошадь, козу, сви­нью, кролика, кошку, собаку и их детенышей.
^ Дети должны знать повадки домашних животных, их голоса, какую пользу они приносят людям. При этом обращается внимание на внешние признаки (у коровы и козы — рога, копыта; у собаки и кошки — когти, зубы, клыки; у лошади — грива и т.п.). Надо научить детей правильно показывать, а затем и называть животных и части их тела: голову (на голове — глаза, уши, нос, рот, зубы, клыки, гриву), шею, туловище, ноги (точно указы­вать, сколько их); на ногах копыта, хвост и др.
2. Вместе с детьми надо понаблюдать, как передвигаются животные (ходят, бегают, прыгают), что едят, как пьют (лакают), где живут (собака на дворе, кошка в доме,
корова, лошадь — в хлеву).

Разъясните детям, что после игры с кошками и собаками надо обязательно мыть руки.
1. Запомни! Кто у кого?
У коровы — телёнок, телята.
У лошади — жеребёнок, жеребята.
У козы — козлёнок, козлята.
У собаки — щенок, щенята, щенки.
У кошки — котёнок, котята.
У свиньи — поросёнок, поросята.
У курицы — цыплёнок, цыплята.
У утки — утёнок, утята.
У овцы — ягнёнок, ягнята.

19

2. Отгадай! Выучи понравившуюся загадку.
Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце.
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.
Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
3. Выучи скороговорку.
От топота копыт Пыль по полю летит.
3. Практические задания (Альбом, с. 33).

^ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»



  1. Каких ты знаешь диких животных, которые обитают (жи­вут) у нас в лесах? (Заяц, белка, еж, волк, медведь, лось, барсук...)

  2. Расскажи, какие они.


  • У всех этих животных есть голова, туловище, ноги?

  • У всех есть хвосты?

  • Сколько ног у животных?

  • Что у таких животных бывает на ногах? (Когти, копы­та...)

  • Что они делают? (Назови как можно больше слов.) (Бе­гают, прыгают, ползают, рычат, стучат, грызут, ловят, щиплют...)

  • А какие они бывают? (Хитрые, добрые, злые, трусли­вые, умные; пушистые шерстка у них мягкая, жест­кая...)

1. Давай поиграем! Я называю животное, а ты —
его детёнышей:
У лисы — лисята.
У волка — ...
У лося — ...
У ежа — ...
У белки — ...
У медведя — ...
У зайца — ...
2. А теперь скажи, чья же это голова видна за
кустом:
волк — волчья;
заяц — ...
21
лиса — ...
лось — ...

62К •••


медведь — ...
Сходи со взрослыми в зоопарк и расскажи, кого ты там видел.
3. Отгадай!
Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз?
(Белки)
Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный? Это злой, серый...
(Волк)
4. Выучи наизусть:
В поле волк-волчище едет На своем велосипеде. Обогнал сегодня он Воробья и двух ворон. Только ветер-ветерок Перегнать никак не мог.
Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.
(Еж)
22
5. Доскажи словечко!
Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж — отец, ежиха — мать И ребенок...
4. Практические задания (Альбом, с. 35-37).

J


^ ТЕМА «ЗИМА»


1. Дети должны знать, что после осени наступает зима, замер­зает вода в реках и прудах, выпадает снег.
Понаблюдайте вместе с детьми за основными свойствами снега: пушистый, мягкий, холодный; в оттепель — липкий, рыхлый.
— Снег бывает очень разным.
Рассмотрите снежинку, полюбуйтесь ее рисунком.
А какая бывает погода зимой?
Какую одежду, обувь носят зимой люди?

  • А что вы скажете про лед? Какой он? (Твердый, гладкий, прозрачный, скользкий...)

  • Расскажите про зимние забавы детей. (Катаются на санках, на лыжах, на коньках. Играют в снежки, лепят снежную бабу, разных зверьков...)

  • А когда на крышах домов появляются сосульки? (Поче­му нельзя их сосать?)

1. Отгадай!
Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(3...U)
Вился, вился белый рой, Сел на землю — стал горой.

(С...2)


2. Выучи стихи. Запомни названия зимних месяцев.
В декабре, в декабре Все деревья в серебре.
В январе, в январе Много снега на дворе.
В феврале, в феврале Белая позёмка Вьется по земле.
3. Прочитайте детям:
Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу.
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому лесу
На лыжах бегу.
4. Практические задания (Альбом, с. 39-42).

24



ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ


СОДЕРЖАНИЕ



Практические задания (Альбом, с. 44-47).
Введение 3
Темы:
«Геометрические фигуры» 4
« Игрушки » 5
«Овощи » 7
«Фрукты» 9
« Осень » 11
«Деревья» 13
«Одежда» 15
« Обувь» 17
«Домашние животные и их детеныши» 19
«Дикие .животные и их детеныши» 21
« Зима » 24
Задания и упражнения для малышей 25
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная