Карамзин Николай Михайлович
Карамзин Николай Михайлович
1766-1826

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (13)


"Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая"
Карамзин Николай Михайлович - Рефераты - "Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая"

Карамзиным началась  новая  эпоха  русской  литературы.  Преобразование
языка отнюдь не составляет исключительного характера этой эпохи, как думают
многие. Как бы ни была велика реформа, произведенная кем-нибудь или сама
собою происшедшая в языке, она никогда не может быть фактом особенной
важности. Язык, взятый сам по себе, есть только посредствующий материал, и
его движение может быть только формальное. Но всегда важно движение языка
вследствие движения мысли: и вот где важность реформы, произведенной
Карамзиным, и вот почему Карамзину принадлежит честь основания новой эпохи
русской литературы. Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей, - и
преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела. Загляните в
журналы, в романы, в трагедии и вообще стихотворения эпохи, предшествовавшей
Карамзину: вы увидите в них какую-то стоячесть мысли, книжность, педантизм и
риторику, отсутствие всякой живой связи с жизнию. Карамзин первый на Руси
заменил мертвый язык книги живым языком общества. До Карамзина у нас на Руси
думали, что книги пишутся и печатаются для одних "ученых" и что не-ученому
почти так же не пристало брать в руки книгу, как профессору танцовать.
Оттого содержание книг, по тогдашнему мнению, должно было быть как можно
более важным и дельным, то есть как можно более тяжелым и скучным, сухим и
мертвым. Более всех подходил тогда к идеалу великого поэта Херасков, потому
что был тяжел и скучен до невыносимости. Он воспел в двух огромных поэмах
два важные события из русской истории, и воспел их, не справляясь с
историею, не стараясь быть ей верным. Истории русской он даже и не знал
фактически. Россия освободилась от татарского ига не каким-нибудь
решительным ударом, который бы нанесен был татарам соединенными силами всей
Руси, мгновенно и мощно восставшей против общего врага. Куликовская битва
осталась без решительных последствий: по крайней мере она не помешала
татарам выжечь Москву; в царствование же Иоанна III не было никакой великой
военной битвы с татарами, хотя и была битва, так сказать, дипломатическая.
Татарское иго распалось само собою вследствие внутреннего расслабления
царства Батыя. {207} И потому русская история никого не может назвать
освободителем земли русской от ига татарского. Иоанн Грозный взятием Казани
и Астрахани только добил остатки издыхающего монгольского чудовища. Но
Хераскову нужен был герой для его поэмы, потому что без героя не бывает
поэмы. И он нашел его в Иоанне Грозном, простодушно смешав его с Иоанном
III, в царствование которого была торжественно сознана независимость Руси от
татар. "Ученые" того времени были без ума от поэмы Хераскова; они знали ее
чуть не наизусть, а теперь всякий счел бы за подвиг, если бы ему удалось
осилить чтением от начала до конца это тяжелое, стопудовое произведение. Не
удовольствовавшись поэмою, Херасков не хотел лишить своих читателей и
романа: он написал роман "Кадм и Гармония" и "Полидор, сын Кадма и
Гармонии". Но, боже мой, что ж это был за роман? Аллегорическое
олицетворение гонимой и под конец торжествующей добродетели, образы без лиц,
события без пространства и времени! Но потому-то это и был роман в духе
своего времени, роман, который могли читать и "ученые", не унижая своего
достоинства, - и потому же романы эти названы были "поэмами". Карамзин
первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество и
казались пустыми и ничтожными для педантов, - повести, в которых действовали
люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного
повседневного быта. Конечно, в таких повестях, как "Бедная Лиза", "Наталья,
боярская дочь", "Остров Борнгольм", "Рыцарь нашего времени", "Чувствительный
и великодушный" и проч., никто не будет теперь искать творческого
воспроизведения действительности, никто не будет читать их как
художественные произведения, ради эстетического наслаждения, никто не будет
ими восхищаться; но вместе с тем никто из мыслящих людей не скажет, чтоб в
повестях Карамзина не было своего неотъемлемого интереса и для нашего
времени - интереса исторического. Чуждые творчества, они все-таки не чужды
таланта, ума, одушевления, чувства, и в них, как в зеркале, верно отражается
_жизнь сердца_, как ее понимали, как она существовала для людей того
времени. Что же касается до художественности, - требовать ее от повестей
Карамзина было бы несправедливо и странно, сколько потому,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Карамзин Николай Михайлович - Рефераты - "Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"