Карамзин Николай Михайлович
Карамзин Николай Михайлович
1766-1826

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)


"А. С. Сытова. Неизвестный портрет Н. М. Карамзина"
Карамзин Николай Михайлович - Рефераты - "А. С. Сытова. Неизвестный портрет Н. М. Карамзина"

далеким прогулкам сочеталась в писателе с любовью к кабинетной тиши и уединенности. "Когда цветы на лугах пафосских теряют для нас свежесть, мы перестаем летать зефиром и заключаемся в кабинете для философских мечтаний", -- писал он. Занятия поэзией и литературой сменялись у Карамзина занятиями философией и историей. "<...> Скоро бедная Муза моя или пойдет совсем в отставку, или будет перекладывать в стихи Кантову метафизику с Платоновой республикой", -- писал он А. И. Вяземскому.17
   Философия продолжает увлекать Карамзина и в последние годы жизни. В 1822 г. в письме к И. И. Дмитриеву он сообщает: "Читаю немецких метафизиков, за которых не поскупился заплатить 20 рублей".18 Все это заставляет думать, что бюст Сократа мог быть в кабинете историка и не случайно включен Гейтманом в композицию портрета: для него это "знак", символ, характеризующий еще одно увлечение модели. Точно так же неслучайной кажется изображенная в правом углу трость -- атрибут много гуляющего человека: по свидетельству Ф. Н. Глинки, Карамзин "имел привычку -- и привычку неизменную ходить для здоровья много, долго и во всякую погоду".19
   По своему композиционному решению портрет Карамзина очень близок более ранней работе Гейтмана -- портрету естествоиспытателя барона фон Шиллинга, в котором использован тот же прием: физические приборы, реторты, фигурки восточных божков (Шиллинг был коллекционером, страстно увлеченным монгольской культурой) прекрасно раскрывают характер деятельности и склонностей изображенного человека.
   Мода на литографированные портреты была широко распространена в русском обществе в 20--40-х годах XIX в. Не случайно В. Я. Адарюков выделяет в особую группу литографии, выполненные по частным заказам. "Рисовались эти портреты, -- пишет он, -- прямо с натуры, и потому как оригинальные представляют интерес, помимо лиц изображенных, как автографы рисовальщиков. Печатались они в очень ограниченном количестве экземпляров, конечно, не для продажи, а для раздачи близким и знакомым, подобно тому, как это теперь делается с фотографиями. Фамилии лиц изображенных не подписывались, разве иногда художник-литограф ставил свою фамилию или скромную монограмму. Портреты эти, изображая лиц в их домашней, интимной, непринужденной обстановке, не носят того более или менее официального характера, который присущ портретам, рисованным масляными красками".20 Портрет работы Гейтмана, кажется, без натяжек может быть отнесен к этой группе литографий XIX в. На портреты Карамзина, конечно, был спрос среди его друзей и близких. Так, в одном из писем к И. И. Дмитриеву, видимо, отвечая на просьбу друга, Карамзин спрашивает: "Какого хочешь портрета?" И тут же поясняет, что если уткинского с Варнека, то его достать трудно -- "Оленины не дадут".21
   Известно, что портрет Карамзина работы Варнека неоднократно повторялся: с него делал живописную копию А. Г. Венецианов, затем с него же по заказу дочери писателя -- княгини Е. Н. Мещерской была выполнена копия художником Макаровым.22
   Упоминаний о гейтмановском портрете Карамзина в литературе и архивах пока найти не удалось. Однако его интимный характер, чрезвычайная редкость, что свидетельствует о малом количестве напечатанных экземпляров, заставляют думать, что он был выполнен для какого-то частного лица, вернее всего родственника или друга писателя.
   Иконографически этот портрет в какой-то мере выпадает из общего ряда изображений Карамзина, что, возможно, объясняется тем, что все они -- более ранние. Несходство с ними -- некоторая расплывчатость, мягкость черт -- вполне могут быть следствием возрастных изменений. Во всяком случае Карамзин Гейтмана при всех его отличиях больше похож на Карамзина Варнека, Тропинина, Гиппиуса, чем на энгровского Гурьева.
   И все-таки откуда идет атрибуция портрета в собрании Музея изобразительных искусств? Откуда такая подробная легенда на этом оттиске?
   Лист поступил в Музей изобразительных искусств из коллекции С. П. Виноградова, друга В. Я. Адарюкова и его соратника в деле изучения русской литографии. Известно, что В. Я. Адарюков подготовил к печати словарь русских литографированных портретов, который, к сожалению, был опубликован только частично: в свет вышел его I том (от "А" до "Д"). Неизданные материалы словаря находятся в ЦГАЛИ; здесь в разделе портретов Карамзина под N 12 помещен и гейтмановский портрет: "В 4-хугольнике (32X23,5) ниже колен, 3/4 влево. Сидит у стола, в черном сюртуке. Справа на пьедестале бюст Сократа. Рис. на кам. Е. Гейтман. Хотя в собрании Д. А. Ровинского в Румянцевском музее экземпляр этой литографии помечен чернилами как портрет Н. М. Карамзина, но ввиду несходства его с другими портретами историка настоящая литография скорее есть портрет гр. Гурьева с бюстом Сократа, писанный
Страницы: 1 2 3 4 5

Карамзин Николай Михайлович - Рефераты - "А. С. Сытова. Неизвестный портрет Н. М. Карамзина"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"