Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания - 27 293 Учебный сайт
Учебные материалы


Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания - 27



293


и в разных ситуациях. Э. Лангер считает, что обычно люди дейст­вуют гораздо более бездумно, чем это кажется психологам — сто­ронникам идеи недостаточных ресурсов. Данные, говорящие в пользу существования фиксированного предела, получены в усло­виях невнимательного исполнения, ограниченного наличными умениями субъекта. Внимательный способ действия не фиксирует, а раздвигает эмпирически установленные пределы переработки ин­формации.
Э. Лангер утверждает, что различения "автоматические — кон­тролируемые процессы" и "невнимательность — внимательность" проводятся на разных уровнях анализа деятельности. Первый взгляд сформировался, может быть оправдан и продуктивен в исследовани­ях памяти и при обсуждении альтернативы параллельной и последо­вательной переработки. Подход внимательности более целостный, поскольку ориентирован на анализ поведения субъекта. Автомати­ческие и контролируемые процессы можно изучать в контексте одной и той же ситуации, тогда как исследование внимательности предпо­лагает возможность изменения и выбора различных ситуаций. Невнимательное действие совершается внутри одного контекста, без осознания альтернативных представлений. В результате человек не может управлять этим контекстом. Суть внимательности заклю­чается в чувствительности к изменению и в осознании контек­стов. Э. Лангер подчеркивает, что понятия внимательности и кон­троля (действительного и воспринимаемого) не являются взаимо­заменимыми. Можно быть внимательным без переживания чувства контроля и, наоборот, бездумно контролировать свое поведение. Внимательным можно назвать только осмысленный контроль.
Указанные различения относятся к разным уровням системы пе­реработки информации. На целостном уровне человек может быть внимателен и одновременно, на другом, более дробном уровне — автоматичным. Например, смена восприятий двусмысленных изо­бражений происходит автоматически, независимо от знаний и вни­мательности наблюдателя (см. гл. 3. рис. 3.11а). С другой стороны, возможна бездумно контролируемая переработка информации, на­пример, при подготовке к экзамену. Контролируемое заучивание учебного материала исключительно для того, чтобы сдать экзамен, требует не новых различений, а значительного усилия. Если ситуа­ция позволяет выделять все новые и новые аспекты, то человек вни­мателен без усилия. На целостном уровне деятельности усилие по­надобится тогда, когда он вынужден быть внимательным, но возмож­ность новых различений внутри данного контекста невелика или отсутствует. Например, когда рабочий у конвейера одним движени­ем руки ставит заготовку под падающий резак на операцию рубки, он действовал бы невнимательно, без усилия, если бы не опасался
294
потерять палец. Причины напряженности и утомления лежат не в сложности работы, а в том, что человек не может отказаться от старых категорий и в то же время старается решить поставленную задачу как можно лучше. Усилие необходимо для перехода от нев­нимательности к внимательности. Само по себе ни то, ни другое со­стояние усилия не требует.
Э. Лангер обсуждает также специфику отношений между невни­мательностью и внимательностью. Расширение автоматической пе­реработки освобождает рабочее пространство контролируемых про­цессов. Невнимательность, напротив, уменьшает и даже исключает возможность внимательного состояния. Бездумное обращение с од­ними вещами не помогает внимательно рассматривать другие вещи.
Автоматическая переработка играет положительную роль в реа­лизации умений и навыков. Невнимательность сказывается на такой деятельности отрицательно, так как в этом состоянии человек не замечает изменения условий. Однако внимательное взаимодействие с окружающим миром не означает полную переработку всей доступ­ной стимуляции; оно происходит по определенным каналам, соответ­ствующим требованиям данной задачи и текущей ситуации. Внима­тельность по отношению к какой-то области окружения не обяза­тельно заключается в непрерывной, сознательной и созидательной работе с данным источником информации. Она обеспечивает быстрое подключение такой работы в ответ на происходящее в нем измене­ние. Например, когда начинает накрапывать мелкий дождь, внима­тельный бейсболист тут же его заметит и сменит способ захвата биты на более адаптивный путем активного направления внимания на эту модификацию. Э. Лангер пишет:
"... внимательность играет по отношению к специфиче­ским областям две роли: явную и латентную (или потенци­альную) . Внимательность первого вида наступает при рас­смотрении данной области путем сознательного, разли­чающего внимания. Второй, латентный вид внимательно­сти представляет собой такую непрерывную связь орга­низма с областью, которая проявляется при изменении обстоятельств как соответствующая активация внима­тельности явного вида. Во внимательном состоянии бытия индивид относится к большинству областей по типу явной или потенциальной внимательности" (Langer, 1989a, с. 140).
Автор добавляет, что будучи внимательным к одним зонам опыта, человек остается невнимательным к некоторым другим, а именно, к той информации, которая изначально воспринималась невниматель­но.
295
Невнимательность Э. Лангер характеризует как состояние реду­цированного внимания, то есть такого, которое направляется на уз­кие фрагменты окружения в полном соответствии со структурами (установками, ожиданиями, категориями, ролями, привычками) прошлого опыта. Невнимательное поведение разыгрывается при сознательном внимании лишь к немногим сигналам, предусмотрен­ным данным сценарием. Невнимательность как результат практики сходна по своему происхождению с автоматической переработкой. Однако она может быть продуктом однократного предъявления но­вой информации, если человек воспринимает ее некритично как бес­спорную. В будущем эта информация не может быть использована творчески или просто с другой целью. Она сохраняется в одной и той же ригидной форме и никогда не пересматривается.
Невнимательность и ее последствия не следует смешивать с явле­ниями бессознательного и интерпретировать в терминах психоана­лиза. Идеи и впечатления, воспринятые невнимательно, не могут спонтанно воспроизводиться и сознательно перестраиваться. В этом смысле они подобны вытесненным содержаниям бессознательной сферы психики. Разница заключается в том, что возможность вни­мательной переработки содержаний, ставших бессознательными, ис­ключалась с самого начала, тогда как бездумные содержания могли быть переработаны внимательно. Кроме того, старые умственные установки, сформированные бездумным (невнимательным) обра­зом, разрушаются гораздо легче, чем аффективные комплексы. Для этого достаточно указать на новые перспективы использования дан­ной информации.
Состояние внимательности не следует отождествлять с тревожно­стью, фобиями и навязчивыми идеями. Внимательность заключается не в повторении прежних различений и понятийных построений, а в том, что она позволяет выявить новые различения и увидеть старое в новом свете. Э. Лангер предостерегает также от проведения тесных параллелей своей теории и представлений о внимательности, сло­жившихся в системах восточной философии и обсуждаемых в руко­водствах по техникам медитации (напр., Конзе, 1993). Они ради­кально иные по своим истокам и направленности и лишь частично совпадают по содержанию. Общее между ними сводится к освобож­дению от старых категорий и стереотипов познания и поведения. Однако активное формирование новых категорий (центральный мо­мент внимательности по Э. Лангер) полностью противоречит пред­писаниям учителей медитации.
Э. Лангер обсуждает непосредственные эффекты и отдаленные последствия (как негативные так и позитивные) внимательного и невнимательного способов существования. Автор приходит к выводу,
296
что польза и преимущества внимательности намного перевешивают издержки, с нею связанные, и наоборот, те выгоды, которые, на первый взгляд, дает невнимательность, или иллюзорны или, в конеч­ном итоге, наносят урон как в плане адаптации субъекта к социаль­ной и природной среде, так и в плане его личностного развития и даже здоровья.
При разработке и обосновании основных положений своей теории Э. Лангер опирается на эмпирические данные около 50 специальных исследований. Первое из них было проведено автором совместно с Дж. Родин в середине 70-х годов в интернате для престарелых штата Коннектикут. Его обитателей поделили на две, уравненные по ряду показателей группы. Испытуемых экспериментальной группы по­буждали к самостоятельным выборам и принятию решений относи­тельно распорядка своего дня. Например, в каком месте они будут принимать посетителей (в доме или в саду, в своей комнате или служебном помещении и т.д.) или какой фильм и когда (во вторник или в пятницу) они будут смотреть на следующей неделе. Кроме того, каждому выдали комнатное растение, за которым он должен был ухаживать, самостоятельно определяя режим полива и освещения. Испытуемые контрольной группы сталкивались с теми же проблема­ми. Однако, в отличие от первой группы, их решение и ответствен­ность полностью возлагались на персонал интерната. Испытуемым говорили, что медицинские сестры будут помогать им во всем. Так, для того, чтобы с кем-то встретиться в определенном месте, им доста­точно сказать об этом дежурной, и та все устроит. Этим испытуемым также дали растения, но сказали, что уход за ними входит в обязан­ности медсестер.
Эксперимент продолжался три недели. Перед началом и по окон­чании собрали данные о состоянии здоровья, настроении, самочувст­вии и особенностях поведения всех участников. Для этого использо­вали медицинские записи, оценки персонала и субъективные отчеты. Оказалось, что к концу третьей недели между первой и второй груп­пой появились значимые различия по всем показателям. Испытуе­мые экспериментальной группы были более активными, общитель­ными, бодрыми и жизнерадостными, чем испытуемые контрольной группы.
Спустя полтора года авторы провели повторную оценку состояния бывших испытуемых и обнаружили те же значимые различия. Более того, по медицинским данным, здоровье участников эксперимен­тальной группы улучшилось, а контрольной — ухудшилось. Но са­мый неожиданный и удивительный результат заключался в том, что в течение прошедших 18 месяцев из 47 человек экспериментальной группы умерли 7, а из 44 человек контрольной группы — 13, то есть
297
показатель смертности в группе пассивных испытуемых оказался в два раза выше, чем в группе "активных" (30% и 15% соответствен­но). Э. Лангер пишет: "Вызванные экспериментом изменения суще­ствования этих постояльцев привели к тому, что они стали, в прямом и переносном смыслах, более живыми. Если мы "проанализируем" наш "метод лечения" — поощрение выборов и решений, поручение, связанное с какой-то новой заботой — то все это можно считать способом увеличения внимательности. Дальнейшее исследование подтвердило эти результаты" (Langer, 19896, с. 84, курсив автора).
298
именной указатель
Августин 11, 25, 219 Азадов- Блейлер Е. 270, 271, 317, 321
скийК.М. 31 Блюменталь А. 34, 251, 321
Айзенк Г. 46, 323 Боброу Д. 146, 150-154, 156,
Айзенк М. 65, 78,279-280,282, 157, 158, 327
323 Бойс С. 133, 134,328
Аллуизи Э. 279, 325 Болдуин Дж. 232, 246, 321
Андервуд Дж. 63, 330 Бонне ТТТ 11
Аристотель 218,232 Босх И. 127
АткинсонР. 59, 317 Браун Э. 285, 289, 290 Браун-
швейгер Д. 11, 232, 321 Брод-Баб Д. 180,325 бент Д. 37, 46, 47,55-65, Бальмонт К.Д. 31 69, 70, 76, 79-82, 89, 112, Бартлетт Ф. 49, 107, 166, 261, 126, 155, 167, 169, 273, 276,
321 280,321,322 Бру-
Баскакова И.Л. 26, 317 нерДж. 67, 95, 317 Бэн А.
Бауэр Г. 45, 321 237,321 БахтинМ.М. 306, 308, 314
Беклен Р. 172, 173,327 Берг- Вайнер Б. 290
сон А. 24, 317 Вайс М. 288,289
Берд Э. 288 Ван дер Хейжден Э. 189, 197-
Берлайн Д. 33, 36, 37, 321 199, 330
Бернштейн Н.А. 222-224, 229, Величковский Б.М. 45,213,317
317 Вернадский В.И. 301
Бёймлер Г. 37, 321 Верч Дж. 290
Биги Л.286, 288 Винер Н. 49
Бичтел У. 207, 321 Витгенштейн Л. 30
Блейк У. 315 Волльмер О. 245, 331
332
Вольф X. 11 Воронин АН. Джастроу Дж. 24, 283, 324
244,317 ВронП. 56, 331 Вуд- Джеймс У. (Джемс В.) 12-14, вортсР. 123,244, 317 ВундтВ. 18, 19, 20, 27, 33, 35, 42, 43,
12, 33, 34, 35, 36, 138, 44,45,50,138,164,217,218,
219,232,269,317 Выгот- 231,232,262,283,318,324
ский Л.С. 38, 49, 290, Джексон Дж. 261
309-311,313,317 Джелэйд Г. 88, 330
Дженнингз Р. 32, 324
Гальперин П.Я. 38,41,42,218, Джонсон С. 13
307, 309-310, 317 Гамиль- Джонстон У. 44, 45, 129, 130, тон Дж. 45, 251, 252, 132,218, 324
323 Гамильтон У. 218, Добрынин Н.Ф. 38,39,40,241-232,239, 242,318
240, 323 Додсон Дж. 115, 116, 212, 226
Гамлин Э. 35, 234, 323 Гард- Дойч А. 70-75, 80, 81, 98, 322
нер Г. 107, 323 Гармези Н. Дойч Д. 70-75, 80, 81, 98, 322
273, 323 Гегель 310 Гельвеции Дон В. 18, 322
К. 32, 317 Гельмгольц Г. 15, Дормашев Ю.Б. 9,10,269,301, 33, 138, 317 Гербарт И. 34 Гете 302
В. 307 Достоевский Ф.М. 310
Геффен Дж. 82, 83, 152, 330 ДюмэС. 108, 109,329
Гильберт Д. 23 Дюрр Э. 220, 322
Гиппенрейтер Ю.Б. 218, Дьяконова Е.М. 31
219, 222,224, 317 ДэвисР. 217, 327 Гоголь Н.В. 310
Голдстейн Дж. 246, 318 Гор- Жане П. 309 Жерли-
дееваНД 311 цынМ.21 Горький М. 30
ГоуверЭ. 91,323 Заленски Р. 287 Гофер Д. 155-160,252, 326
Грей Дж. 63, 323 Запорожец А.В. 307
Гросс К. 36, 311 Зиновьев АА. 311
Гьерде П. 277, 323 Зинченко В.П. 8, 10,
45,213,316,317,318
Даль Вл.И. 20 Зубин Дж. 32, 33,331 Дарвин 4.28,318
Дарк В. 44, 45, 218, 324 Де- Игл М.92, 93, 94, 322
карт Р. 11,305 ЙейтаБ.288
Де Лоренс Л. 18, 19,322 Ден- ЙерксР. 115,116,212,226 нет Д. 213,214, 322
Кабыльницкая С.Л. 41, 317 КанеманД. 112-120, 122-128, 155, 156, 159, 161, 164,206, 215,252,277,324
333
Кант И. 11,19, 22, 29, 318 Лоссон Э. 74, 75, 84, 152, 325
Кантовиц Б. 46, 324 Лотман ЮМ. 301
Каптерев П.Ф. 28, 234, 318 Лукас М. 180,325
КарлиМ.253, 325 ЛурияА.Р. 38,313,319 Лы-
Карпентер У. 18,33,318 Кел- сенко Т Д 311
™ Г 290 Льюис Дж. 90,92,325
Кил С. 44, 324 тт и 1,
КинклаР.99,324 ЛэиЯ21
шрД^' 321' Ш КЛаП" Маги Э 271"276' 326 Клейн Р. 134, 135, 328 Кли- Макворс Н. 280, 281 мов Е.А. 10 Маккей Д. 90-92, 325 Колридж С. 21,22 Кон- Малкол ьм Н. 30 зеЭ.296,318 МаллинДж. 281 Кони А.Ф. 245,318 Мальбранш Н. 11,238 Ма-Конрад Дж. 68, 74, 84 Конфу- мардашвили М.К. 45, 304, ций 229 305, 308, 309, 312-314, 316, КоркоранД. 281 318 Кравков СВ. 28, 318 Мандельштам О.Э. 301, Крайдер Э. 8,322 303, Крепелин Э. 269-271, 318 305, 306, 310 Манд-Кун А. 288 лерДж. 109,325 Маркс К. Куорик Дж. 16, 17,328 310, 312 КюльпеО. 7, 13, 14, 27, 34, 35, Марсел А. 94, 325 Мас-279,324 симиниФ. 253,325 Ме-
душевский В.В. 284 Ме-
Лаберж Д. 44, 145, 146, 208, зулам М. 80
283,324 Метцгер В. 36, 326 Мил-
Лазурский А.Ф. 11,318 Ла- лер П. 285-290, 326 Ми-
марк Ж. 302 сельска К. 261,329 Ми-
Ланге Н.Н. 27, 28,33, 35, 218, шел Г. 288
220,232,318 МишелУ. 288
ЛангерЭ. 292-298, 324 Лейб- Морган К. Ллойд 219,220, 326
ниц Г. 11 Морей Н. 62, 63, 69, 71,80, Леонтьев А.Н. 8, 219-222, 227, 127, 255, 326, 329
229, 307-310, 318 Лер- Мюллер И. 33,50 Мюнстер-
монтовМ.Ю.315 бергГ. 18, 241, 319, Лёб М. 279, 325 326
Ликер П. 38,325
ЛоганГ. 108,325 НаатаненР. 10
ЛоперА.288 Навон Д. 155-160,208-214, Лорейн Г. 13, 325 252,326
Лоссон М. 106,107,325__________Найдиффер Р. 245, 319, 327
334
Найссер У. 43, 53, 112, 166- Ризон Дж. 24, 25, 47, 128, 256-177, 179-181, 190, 194,216, 258, 261-265, 267-268, 328,
261,263,319,326,327,329 329
Нахрейнер Ф. 281 Родин Дж. 297
Нил Дж. 275, 276, 327 Розовский И.Я. 269
Нилл У. 44, 324 Романов В Я. 9, 10, 301, 302
Нойман О. 11, 190-197, 219, Ротбарт М. 144,329
327 Рубин Э. 36,50,319
Норман Д. 8, 75-78, 98, 146- Рубинштейн С.Л. 310 148, 150-154, 156, 157,158,
200-202, 204-206, 261, 327 Свифт Дж. 22, 23
Ньютон И. 24 Сендерс Дж. 255, 329 Сече­нов И.М. 300
ОллпортА.44,80,92,155,181- Сёлли Дж. 20, 240, 319, 330
183, 185-190, 198, 199, 208, Сикорский И.А. 28,319
320 Смит М. 220, 329
Олтманс Т. 275, 276, 327 Снайдер Ч. 135, 136, 328
ОрнстейнР. 284, 327 Снегирев В.А. 31,319 Со-
Ортега-и-Гассет X. 16, 319 дзюн И. 284
Оруэлл Дж. 182 Соколов Е.Н. 38, 71,319 Со­рос Д ж. 10
Пайл У. 239,328 СпелкеЭ. 177,329
Парашураман Р. 217, 327 Пас- Спирмен Ч. 36, 37, 329
тернакБЛ. 84, 306 Стаут Дж. 25, 232, 240, 241, Пиаже Ж. 287, 309 319,321
Пилсбери У. 35, 229, 327 Пи- Столица З.К. 32,319
терсон С. 143,328 ПлатнерЭ. Струп Дж. 91,193,225,330
11 Стюарт Д. 232 латон314
Познер М. 44, 46, 132-140, Тарт Ч. 15, 16,330
142-144, 218, 219, 327, 328, Таунсенд Дж. 80, 330
329 ТитченерЭ. 12, 27, 33-37, 234, ПоулсонМ. 160,323 319,330
Прутков К. 309 Трейсман Э. 55, 64-69, 71, 72, Пушкин А.С. 310 Пяти- 74,76,79-89, 112, 152, 199,
горский A.M. 310 206,218,319,324,330
РамелхартД. 207, 329 Уайт А. 219,331
Рапопорт Д. 112 Узнадзе Д.Н. 38, 39, 305, 316,
Рибо Т. 12, 28, 32-35, 220,232, 319
235-237, 319 УикензК. 161-164, 320, 331
Рид Дж. 26, 329 Уль Л. 232,330
Рид Т. 232____________________Ульрици Г. 217,218,320
335
Уорден Ф.8, 43, 331 Ухтом- Хэд Г. 261 скийАА. 305-306, 308,
315,316 ЧапманДж. 271-276,322,326
Ушинский К.Д. 31, 50, 320 ЧерриК. 37, 51-55, 59, 61, 62,
Уэддерберн Э. 63, 323 322
Уэлд Г. 18,322 Чжуан-цзы46
Уэллман Г. 285, 288, 289 Чиксентмихайи М. 17,45,247-
Уэндер П. 246, 331 251,253-254,322 УордДж.219, 331
Уэрм Дж. 281 Шаллис Т. 147, 200-206,261,
УэсселсМ. 147,148,331 327,329
Шаннон К. 287
Фергусон Р. 281 Шантц К. 287
Фехнер Г. 12,33 Шапиро С. 276, 329
Филиппов М.М. 29 Шелега-Чиксентмихайи И.
ФилопонИ. 218 247 322
ФиттерМ. 127,326 Шерер Э. 150,329 Шерешев-
Флейвелл Дж. 285, 288 ский с в 313 Шеррингтон Ч.
Фома Аквинский 11 312
Фонарева АЛ. 10 Шиффрин Р. 99-106, 108, 109,
Форрест-Пресли Д. 106,285, ^9 329
323 Шмидт X. 88,330
Форстер П. 91,323 Шнайдер У. 99-103, 108, 109,
Фрейд 3. 24, 49, 255, 265, 307, 129 329
308' 320 Шрейдер ЮА. 24,25
ФрессП. 115,320 F F
Фридман А. 160,323 Эббингауз Г. 34, 35, 320
Фуко М. 36 Эйбрахамсен А. 207, 321
Эльконин Б.Д. 310
Хайдеггер М. 308 Эльконин Д.Б. 310
ХайдерФ.290 ЭппсБ.281
Хейнз С. 129, 130, 132,324 Эпштейн М 246 322
Хекхаузен X. 247, 320 Херд- э и м 95-98, 129, 251, 322 ман К. 160,323
ХёфлерА.35,323 Юнг К. 32, 320 Юр-
Хомская Е.Д. 38, 320 ский с ю 311 Юссен
Христос И. 308 Q 288
336
предметный указатель
Автоматизация 101, 123, 153, Взор 12,13,19,28-29,138,140,
159, 178-179, 193 171, 173, 184, 194-195,217,
Активация 226,228, 246, 273
— общая 71, 73, 114-117, — пустой 14, 19,23,25 122, 127, 143-144, 212, Внимание
277,281 — акты 16, 17,27,61-62,88,
— специфическая 66-67, 103, 123, 136-138, 143, 72-73, 77-78, 102-103, 217, 226-228, 232, 236, 112,125,136-137,143- 238
144, 186, 192, 199-200, — аспекты 51, 275
202-203,205,207-208, — интенсивности 52, ПО,
210,262,263-265,267 128,243,305
Апперцепция 7, 34, 150, 219 — селективности 51, 52,
Ассоциативная психология 13, 82,110,128
34,150,207, 240 Аутотели- — устойчивости 279
ческий опыт 249,251, _ виды 16, 28,33, 40-41,78,
см. также опыт потока 214, 217, 225-228, 231-
243,299 '
Бдительность 17, 73, 95, 134, — автоматическое 101,
136, 144, 176,211,217,227, 103,104,243
239,271,279-282,292 _ активное 28, 134-163,
Бихевиоризм 36, 43,55, 95,248 203,232, 269,270, 278
— апперцептивное 232
Вероятность перехода 53, 54, — аффективное 231
67,82 — волевое 236-237,239
Вечеринка с коктейлем 50, — врожденное 233
51,110 — выжидательное 78,239
22-4037 337
вынужденное 225, 227, - произвольное 18,26,32, 233,234,236,241 38, 41, 115, 204, 217,
диффузное 168 225,227,228,232,235-
естественное 233 237,240,241,278,299.
зрительное 28, 88, 117, 313
137,141,143,144,145, _ профессиональное 235
146, 194,242,289 - распределенное 183, инстинктивное 233 185, 215,242
интеллектуальное 28, - рассеянное 245
78,213,231,232,246 - рефлекторное 232
исполнительное 17, . селективное 44, 51, 52, 231,274 96, 103, 109, 143, 154,
контролируемое 101, 164,170,242,289
103,104 . сенсорное 193,217,231, моральное 237 232
невольное 234,235,236, . слуховое 27,242
241 - собственно произволь непосредственное 231- ное236
232 . сознательное 136, 295
непрерывное 243, 244, . спонтанное 239,241
279 . текучее 246
непроизвольное 15, 38, . фокальное 88, 168, 243
41,115, 127, 140, 210, . фокусированное 215, 225, 227, 232, 244, 234, 242
235,236,241,277,278, . центробежное 245
л" - центростремительное обнаженное 246, 292 245
оглушенное 245 . чистое 292
однопредметное 234 . эмоциональное 227,241
опосредствованное231, -и деятельность 40,
232 41, 107, 188,214,218,
органическое 28 219,222,229
пассивное 19, 28, 232, . и интерес 17, 232,235,
269, 270, 277,278 236,240,241,270,287
периферическое 243 -иконтроль 17,41
перцептивное 28, 78 -и личность 24, 27, 31,
послепроизвольное41, 39 240 241 244-245
217,226,228,241,242, 252,288
299 . индивидуальные осо-
привычное 225, 227, бенности 10, 14, 21-22,
235,236,241 26-27, 31, 37, 234-235,
пристальное 18 237, 244-246, 257-258,
263, 264
338
метафора 13, 55, 57, 65, — психофизиологические
80,99, 111, 112, 114, 142, 9, 38, 45, 71, 79, 143-
144-146, 161, 168, 169, 144,160,164-165,214
243, 244, 253, 254, 262, _ ослабление 65-66, 74,
264,279,303-305,313, 82.189.210
315 — регулятор расщепления
— методы исследования 9, 210-212
34, 35, 50-55, 58, 63, 84, — руководящая система
89, 90, 91, 99, 127, 132- внимания202-205
136, 140, 166, 172-180, . объем 16 27 144-145,
182-184,193,215,243- 225 243-245
245,257-258,260,261, . определение 35-37, 39-
271, 280, 286, 288-289, 41, 44, 62, 143, 169, 218,
299 219,224,283,303-306
— вторения 53-54, 67 . ориентировка 14, 137-
— вторичной зондовой за- 138,194-195
дачи 117,130,134 . отвлечение 16, 51, 111,
— выигрыша-проигрыша 192,211,217,225,233, 135-143 261^ 265^ 266^ 271^ 286^
— избирательного слуша- 288
ния52 . и память 26,41,74-78,81,
— перекрест сообщений 89,101,106,150,183,257 65,67 . переключение 16,26, 61-
— подсказки 142,141 63, 82,123,217,225,244
— распределения внима- . подходы к изучению 190, ния177 218,219
— селективного смотре- _ деятельностный 105, ния 171-177,180 107,219-221,229
— селективного чтения . проблема 7, 8, 9, 11, 12, 168 33, 34-36, 39-43, 79, 80,
— узнавания 62, 75, 177, 127, 129, 155, 160, 164, 179,182-184 180-181, 198, 214-224,
— умственной хрономет- 229 247 275 300 рии132,137 . процесс 37,38-41, 70, 99,
— механизмы 126,136,137, юз, 106, 136-137, 142-164-165, 176-177, 186- из, 146, 148, 167-168, 187, 193-194, 198-199, i69, 176, 188, 217-218, 214, 216, 219, 231, 252, 223,231,242,263,282 282, см. также фильтр . психофизиологические
— блокировка 69, 74, 85, показатели 91,122, 126-87, 169-170, 191, 250, 127, 137, 143, 164, 212, 273 217
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Карта сайта

Последнее изменение этой страницы: 2018-09-09;



2010-05-02 19:40
referat 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная